Неточные совпадения
Тяжело за двести рублей всю жизнь в гувернантках по губерниям шляться, но я все-таки знаю, что сестра моя скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит
дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает и с которым ей нечего делать, — навеки, из одной своей
личной выгоды!
«По отношению к действительности каждый из нас является истцом, каждый защищает интересы своего «я» от насилия над ним. В борьбе за материальные интересы люди иногда являются
личными врагами, но ведь жизнь не сводится вся целиком к уголовному и гражданскому процессу, теория борьбы за существование не должна поглощать и не поглощает высших интересов
духа, не угашает священного стремления человека познать самого себя».
Но морализм этот не способствует выработке
личного характера, не создает закала
духа.
Этот
дух, совсем не противоположный правде демократических программ, прежде всего требует
личного и общественного перевоспитания, внутренней работы воли и сознания, он ставит судьбу общественности в зависимость от внутренней жизни человеческой личности, нации, человечества, космоса.
Это и была последняя перемена в распределении прибыли, сделанная уже в половине третьего года, когда мастерская поняла, что получение прибыли — не вознаграждение за искусство той или другой личности, а результат общего характера мастерской, — результат ее устройства, ее цели, а цель эта — всевозможная одинаковость пользы от работы для всех, участвующих в работе, каковы бы ни были
личные особенности; что от этого характера мастерской зависит все участие работающих в прибыли; а характер мастерской, ее
дух, порядок составляется единодушием всех, а для единодушия одинаково важна всякая участница: молчаливое согласие самой застенчивой или наименее даровитой не менее полезно для сохранения развития порядка, полезного для всех, для успеха всего дела, чем деятельная хлопотливость самой бойкой или даровитой.
Доктор выходил из себя, бесился, тем больше, что другими средствами не мог взять, находил воззрения Ларисы Дмитриевны женскими капризами, ссылался на Шеллинговы чтения об академическом учении и читал отрывки из Бурдаховой физиологии для доказательства, что в человеке есть начало вечное и духовное, а внутри природы спрятан какой-то
личный Geist. [
дух (нем.).]
Я готов себя сознать романтиком вот по каким чертам: примат субъекта над объектом, противление детерминизму конечного и устремление к бесконечному, неверие в достижение совершенства в конечном, интуиция против дискурсии, антиинтеллектуализм и понимание познания как акта целостного
духа, экзальтация творчества в человеческой жизни, вражда к нормативизму и законничеству, противоположение
личного, индивидуального власти общего.
Флоренского, ни могущественная магия разыгравшейся революционной стихии большевизма не могли мной овладеть и принудить отречься от свободы
духа и от
личной совести.
Его религиозная философия проникнута
духом человечности, но она внешне выражена слишком холодно, в ней присущая ему
личная мистика рационализирована.
Достоинство человека — в его жизни, а не в смерти, в соединении
духа с плотью, а не в отделении
духа от плоти, в соединении индивидуальной судьбы личности с исторической судьбой мира, а не в отделении
личной судьбы от мировой.
В религии Христа был дан Богочеловек и открылась правда о
личном небесном спасении, но не было еще дано богочеловечество и не была еще целиком открыта правда о соборном спасении мира, о пути осуществления
духа Христова в мировом космосе.
«Припоминается мне такой случай: И.С. Тургенев любил разбираться в почерках, отгадывая по их разнообразию не столько состояние в данный момент
духа писавшего, сколько вообще
личный характер и душевные свойства его. В тот день он получил из-за границы какую-то немецкую книгу с приложением автографов Гете и Шиллера.
Мне рассказывали случай, происшедший с храбрым становым, который, приехав в деревню, где бунтовали крестьяне и куда были вызваны войска, взялся усмирить бунт в
духе Николая I, один, своим
личным влиянием.
Посему, и в видах поднятия народного
духа, я полагал бы необходимым всенародно объявить: 1) что занятие курением табака свободно везде, за нижеследующими исключениями (следовало 81 п. исключений); 2) что выбор покроя одежды предоставляется
личному усмотрению каждого, с таковым, однако ж, изъятием, что появление на улицах и в публичных местах в обнаженном виде по-прежнему остается недозволительным, и 3) что преследование за ношение бороды и длинных волос прекращается, а все начатые по сему предмету дела предаются забвению, за исключением лишь нижеследующих случаев (поименовано 33 исключения)».
Долго ходили репетиторы и приготовляли меня в пятый класс, потом я служил по различным ведомствам, проводя большую часть дня совершенно праздно, и мне говорили, что это — умственный труд; моя деятельность в сфере учебной и служебной не требовала ни напряжения ума, ни таланта, ни
личных способностей, ни творческого подъема
духа: она была машинной; а такой умственный труд я ставлю ниже физического, презираю его и не думаю, чтобы он хотя одну минуту мог служить оправданием праздной, беззаботной жизни, так как сам он не что иное, как обман, один из видов той же праздности.
В послании этом выражается частию вообще
дух того времени, частию же
личный характер Адриана, отличавшегося приверженностью к старине столько же, как и предшественник его, патриарх Иоаким. Но, независимо от этого, в его послании находим мы свидетельство о том, что обычай брить бороды начался в России со времен самозванцев и с тех пор, несмотря на многие запрещения, постоянно распространялся до времен царя Алексея Михайловича.
Многие из нас чувствовали какое-то грустное настроение
духа; разумеется, каждый приписывал это
личному расположению, и каждый был удивлен, заметив то же самое у других.
Софьей слух о его сумасшествии. Слышится уже не острый, ядовитый сарказм, в который вставлена верная, определенная идея, правда, — а какая-то горькая жалоба, как будто на
личную обиду, на пустую или, по его же словам, «незначущую встречу с французиком из Бордо», которую он, в нормальном состоянии
духа, едва ли бы заметил.
«Империя близка к своему падению, как скоро повреждаются ее начальные основания; как скоро изменяется
дух Правления, и вместо равенства законов, которые составляют душу его, люди захотят
личного равенства, несогласного с
духом законного повиновения; как скоро перестанут чтить Государя, начальников, старцев, родителей.
Потому-то «чистая» философия, притязающая на решающий голос и в вопросах религиозного сознания, столь естественно приходит к отрицанию ипостасности Божества, видя в ней лишь недозволительный антропоморфизм или психологизм (наиболее воинствующими здесь являются представители «философии бессознательного» — Гартман и Древе [Вот какими аргументами возражает Древе против
личного характера Божества: «Индивидом
дух называется в· конечной своей ограниченности и определимости материальным организмом…
Вся красота, вся жизнь для нас, все достоинство — в страдании. Бессмертные песни спело человечество во славу страдания, вознесло его на такую высоту, что
дух радостно бьется и тянется ему навстречу. К счастью же человек недоверчив и стыдлив. Он тайно берет его маленькими порциями для своего
личного, домашнего обихода и стыдится счастья, как секретной болезни, и действительно превратил его в секретную болезнь, потерял способность достойно нести счастье.
Философия этой книги сознательно
личная, в ней говорится о человеке, о мире, о Боге лишь то, что я увидел и пережил, в ней философствует конкретный человек, а не мировой разум или мировой
дух.
Стихия революции всегда была антиперсоналистической, т. е. реакционной, она всегда была неблагоприятной свободе
духа, свободе личности, свободе
личных суждений.
Бытие как субъект есть
личное существование, свобода,
дух.
Утопия совершенного общества в условиях нашего мира, утопия священного царства и священной власти, утопия совершенной и абсолютной общей воли народа или пролетариата, утопия абсолютной справедливости и абсолютного братства сталкивается с верховной ценностью личности, с
личной совестью и
личным достоинством, со свободой
духа и совести.
С этой свободой
духа связано
личное существование.
Любовь же к человеку, к ближнему и близкому, к другу и брату по
духу отрицается или истолковывается как аскетические упражнения, способствующие
личному спасению, как полезные для души добрые дела.
Но личность как свободный
дух переживает труд как свою
личную судьбу, как свободу, принявшую на себя бремя греховного мира.
Поэтому торжествующая революция обычно сталкивается с
личным творчеством и свободным
духом.
Но это не есть дуализм Бога и человека, Творца и творения, это есть дуализм субъективного и объективного, свободы и детерминации,
духа и природы,
личного и общего.
В строгом смысле слова можно говорить только о
личном и субъективном
духе.
Принято употреблять выражение «субъективный и объективный
дух», «
личный и универсальный или всеобщий
дух».
Но провалом гегелевской философии
духа было непонимание внутреннего существа личности,
личной духовности,
личного отношения человека и Бога.
Объективация есть приспособление
духа к состоянию мира, конформизм, неудача творческого акта
духа, подчинение
личного общему, человеческого нечеловеческому, вдохновения закону.
Новая духовность понимает
дух не как отрешенность и бегство из мира, покорно оставляющее мир таким, каков он есть, а как духовное завоевание мира, как реальное изменение его, не объективируя
дух в мировой данности, а подчиняя мир внутреннему существованию, всегда глубоко
личному, разрушая призраки «общего», т. е. совершая персоналистическую революцию.
Если в христианской догматике
Дух Святой мыслится как Ипостась, т. е. как личность, то прежде всего
Дух Святой не есть коллективная личность и наименование Его личностью есть символ, выражающий неизъяснимую тайну, тайну преодоления противоположности между
личным и всеобщим.
Торжество
духа в обществе означало бы торжество персонализма,
личного общения, отношения личности к личности в человеческом и человечном «мы», признании каждой данной личности высшей ценностью.
У Иоанна
дух более
личный, чем у Апостола Павла.
Дух — конкретен, личен, «субъективен», он раскрывается в
личном существовании, в
личном существовании раскрывается и конкретно-универсальное в
духе.
Булгаков верно говорит, что нет
личного воплощения
Духа Святого, что его воплощение всеобщее, разлитое по всему миру.
Действие
Духа Божьего на
дух человеческий совсем не означает присутствия объективного и универсального
духа, а означает преодоление противоположности между
личным и универсальным, между субъективным и тем, что представляется объективным.
Самое трудное для понимания и самое парадоксальное — это отношение между
духом и личностью, между универсальным содержанием, сообщаемым человеку
духом, и самим человеком с его эмоциональной жизнью, с его единственной
личной судьбой.
Пробуждение
духа, пробуждение
личного начала было борьбой солнечного мужественного начала против женственного теллурического начала.
Дух наиреальнейшая реальность, потому что субъективно-личное реальнее объективного, объектного.
Употребляя эти выражения, обыкновенно признают примат объективного
духа над субъективным, универсального над
личным.
Победа
духа над миром есть победа субъективности над объективностью,
личного и индивидуального над общим.
В
духе совершается преодоление противоположности между частным и универсальным, между
личным и сверхличным.
В эти тяжелые для них минуты, она находила не только силы для перенесения своей
личной скорби, но и для поддержки падающего
духом Николая Герасимовича.
Религия любви еще грядет в мир, это религия безмерной свободы
Духа [В. Несмелов в своей книге о св. Григории Нисском пишет: «Отцы и учители церкви первых трех веков ясно говорили только о
личном бытии Св.
Острое впечатление от неожиданного визита Лопухина миновало, но хорошее расположение
духа лишь изредка за эти дни посетило Александра Васильевича. Скука и тоска одолевала его все больше и больше, тем более что он не имел самого необходимого условия для довольства настоящим —
личной свободы.