Судьба мира и человека трагична вследствие этого коренного дуализма истины и полезности, субъективного,
личного духа и духа «объективного», общего, дуализма существования и объективации.
Неточные совпадения
Дух — конкретен, личен, «субъективен», он раскрывается в
личном существовании, в
личном существовании раскрывается и конкретно-универсальное в
духе.
Но это не есть дуализм Бога и человека, Творца и творения, это есть дуализм субъективного и объективного, свободы и детерминации,
духа и природы,
личного и общего.
Дух наиреальнейшая реальность, потому что субъективно-личное реальнее объективного, объектного.
У Иоанна
дух более
личный, чем у Апостола Павла.
Но провалом гегелевской философии
духа было непонимание внутреннего существа личности,
личной духовности,
личного отношения человека и Бога.
Пробуждение
духа, пробуждение
личного начала было борьбой солнечного мужественного начала против женственного теллурического начала.
В строгом смысле слова можно говорить только о
личном и субъективном
духе.
Если в христианской догматике
Дух Святой мыслится как Ипостась, т. е. как личность, то прежде всего
Дух Святой не есть коллективная личность и наименование Его личностью есть символ, выражающий неизъяснимую тайну, тайну преодоления противоположности между
личным и всеобщим.
В
духе совершается преодоление противоположности между частным и универсальным, между
личным и сверхличным.
Самое трудное для понимания и самое парадоксальное — это отношение между
духом и личностью, между универсальным содержанием, сообщаемым человеку
духом, и самим человеком с его эмоциональной жизнью, с его единственной
личной судьбой.
Принято употреблять выражение «субъективный и объективный
дух», «
личный и универсальный или всеобщий
дух».
Употребляя эти выражения, обыкновенно признают примат объективного
духа над субъективным, универсального над
личным.
Действие
Духа Божьего на
дух человеческий совсем не означает присутствия объективного и универсального
духа, а означает преодоление противоположности между
личным и универсальным, между субъективным и тем, что представляется объективным.
Торжество
духа в обществе означало бы торжество персонализма,
личного общения, отношения личности к личности в человеческом и человечном «мы», признании каждой данной личности высшей ценностью.
Объективация есть приспособление
духа к состоянию мира, конформизм, неудача творческого акта
духа, подчинение
личного общему, человеческого нечеловеческому, вдохновения закону.
Новая духовность понимает
дух не как отрешенность и бегство из мира, покорно оставляющее мир таким, каков он есть, а как духовное завоевание мира, как реальное изменение его, не объективируя
дух в мировой данности, а подчиняя мир внутреннему существованию, всегда глубоко
личному, разрушая призраки «общего», т. е. совершая персоналистическую революцию.
Булгаков верно говорит, что нет
личного воплощения
Духа Святого, что его воплощение всеобщее, разлитое по всему миру.
Победа
духа над миром есть победа субъективности над объективностью,
личного и индивидуального над общим.
— Вы совершенно правы, — сказал я ей, — и мне совестно, что я с вами спорил; разумеется, что нет ни
личного духа, ни бессмертия души, оттого-то и было так трудно доказать, что она есть. Посмотрите, как все становится просто, естественно без этих вперед идущих предположений.
Неточные совпадения
Тяжело за двести рублей всю жизнь в гувернантках по губерниям шляться, но я все-таки знаю, что сестра моя скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит
дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает и с которым ей нечего делать, — навеки, из одной своей
личной выгоды!
«По отношению к действительности каждый из нас является истцом, каждый защищает интересы своего «я» от насилия над ним. В борьбе за материальные интересы люди иногда являются
личными врагами, но ведь жизнь не сводится вся целиком к уголовному и гражданскому процессу, теория борьбы за существование не должна поглощать и не поглощает высших интересов
духа, не угашает священного стремления человека познать самого себя».
Но морализм этот не способствует выработке
личного характера, не создает закала
духа.
Этот
дух, совсем не противоположный правде демократических программ, прежде всего требует
личного и общественного перевоспитания, внутренней работы воли и сознания, он ставит судьбу общественности в зависимость от внутренней жизни человеческой личности, нации, человечества, космоса.
Это и была последняя перемена в распределении прибыли, сделанная уже в половине третьего года, когда мастерская поняла, что получение прибыли — не вознаграждение за искусство той или другой личности, а результат общего характера мастерской, — результат ее устройства, ее цели, а цель эта — всевозможная одинаковость пользы от работы для всех, участвующих в работе, каковы бы ни были
личные особенности; что от этого характера мастерской зависит все участие работающих в прибыли; а характер мастерской, ее
дух, порядок составляется единодушием всех, а для единодушия одинаково важна всякая участница: молчаливое согласие самой застенчивой или наименее даровитой не менее полезно для сохранения развития порядка, полезного для всех, для успеха всего дела, чем деятельная хлопотливость самой бойкой или даровитой.