Неточные совпадения
— Положим, княгиня, что это не поверхностное, — сказал он, — но внутреннее. Но не в том дело — и он опять обратился
к генералу, с которым говорил серьезно, — не забудьте, что скачут военные, которые избрали эту деятельность, и согласитесь, что всякое призвание имеет свою оборотную сторону медали. Это прямо входит в обязанности военного. Безобразный спорт кулачного боя или испанских тореадоров есть признак варварства. Но специализованный спорт есть признак
развития.
Социалистическое учение говорило, что
развитие по этим законам ведет
к погибели.
«И разве не то же делают все теории философские, путем мысли странным, несвойственным человеку, приводя его
к знанию того, что он давно знает и так верно знает, что без того и жить бы не мог? Разве не видно ясно в
развитии теории каждого философа, что он вперед знает так же несомненно, как и мужик Федор, и ничуть не яснее его главный смысл жизни и только сомнительным умственным путем хочет вернуться
к тому, что всем известно?»
— Я не могу вполне с этим согласиться, — отвечал Алексей Александрович. — Мне кажется, что нельзя не признать того, что самый процесс изучения форм языков особенно благотворно действует на духовное
развитие. Кроме того, нельзя отрицать и того, что влияние классических писателей в высшей степени нравственное, тогда как,
к несчастью, с преподаванием естественных наук соединяются те вредные и ложные учения, которые составляют язву нашего времени.
― Да вот написал почти книгу об естественных условиях рабочего в отношении
к земле, ― сказал Катавасов. ― Я не специалист, но мне понравилось, как естественнику, то, что он не берет человечества как чего-то вне зоологических законов, а, напротив, видит зависимость его от среды и в этой зависимости отыскивает законы
развития.
— Есть две стороны, — продолжал снова Алексей Александрович, — исполнителей и зрителей; и любовь
к этим зрелищам есть вернейший признак низкого
развития для зрителей, я согласен, но…
Он считал русского мужика стоящим по
развитию на переходной ступени от обезьяны
к человеку, а вместе с тем на земских выборах охотнее всех пожимал руку мужикам и выслушивал их мнения.
Со смертью матери окончилась для меня счастливая пора детства и началась новая эпоха — эпоха отрочества; но так как воспоминания о Наталье Савишне, которую я больше не видал и которая имела такое сильное и благое влияние на мое направление и
развитие чувствительности, принадлежат
к первой эпохе, скажу еще несколько слов о ней и ее смерти.
Он даже следил, правда, с небрежною величавостию, за
развитием современной литературы: так взрослый человек, встретив на улице процессию мальчишек, иногда присоединяется
к ней.
—
К сему добавьте, что классовая вражда неизбежно задерживает
развитие культуры, как сие явствует из примера Европы…
К его вескому слову прислушиваются политики всех партий, просветители, озабоченные культурным
развитием низших слоев народа, литераторы, запутавшиеся в противоречиях критиков, критики, поверхностно знакомые с философией и плохо знакомые с действительной жизнью.
Вероятно, возможны и неглупые люди, которые, стремясь
к устойчивости своих мнений, достигают состояния верующих и, останавливаясь в духовном
развитии своем, глупеют.
— Но — уже поздно. Сумасшедшее
развитие техники быстро приведет нас
к торжеству грубейшего материализма…
— Представительное правление несовершенно, допустим. Но пример Германии, рост количества представителей рабочего класса в рейхстаге неопровержимо говорит нам о способности этой системы
к развитию.
Эти два часа и следующие три-четыре дня, много неделя, сделали на нее глубокое действие, двинули ее далеко вперед. Только женщины способны
к такой быстроте расцветания сил,
развития всех сторон души.
А чтение, а ученье — вечное питание мысли, ее бесконечное
развитие! Ольга ревновала
к каждой не показанной ей книге, журнальной статье, не шутя сердилась или оскорблялась, когда он не заблагорассудит показать ей что-нибудь, по его мнению, слишком серьезное, скучное, непонятное ей, называла это педантизмом, пошлостью, отсталостью, бранила его «старым немецким париком». Между ними по этому поводу происходили живые, раздражительные сцены.
Он дал себе слово объяснить, при первом удобном случае, окончательно вопрос, не о том, что такое Марфенька: это было слишком очевидно, а что из нее будет, — и потом уже поступить в отношении
к ней, смотря по тому, что окажется после объяснения. Способна ли она
к дальнейшему
развитию или уже дошла до своих геркулесовых столпов?
— Вам все
развитие ваше, вся душа ваша досталась страданием и боем всей жизни вашей — а ей все ее совершенство досталось даром. Тут неравенство… Женщина этим возмутительна. — Я проговорил вовсе не с тем, чтоб подольститься
к нему, а с жаром и даже с негодованием.
— Развить? — сказал он, — нет, уж лучше не развивать, и
к тому же страсть моя — говорить без
развития. Право, так. И вот еще странность: случись, что я начну развивать мысль, в которую верую, и почти всегда так выходит, что в конце изложения я сам перестаю веровать в излагаемое; боюсь подвергнуться и теперь. До свидания, дорогой князь: у вас я всегда непростительно разболтаюсь.
— И потому совершенно иллюзорно ожидать от них помощи до тех пор, пока не произошел процесс
развития, тот процесс
развития,
к которому мы приготавливаем их.
Некоторые славянофильствующие и в наши горестные дни думают, что если мы, русские, станем активными в отношении
к государству и культуре, овладевающими и упорядочивающими, если начнем из глубины своего духа создавать новую, свободную общественность и необходимые нам материальные орудия, если вступим на путь технического
развития, то во всем будем подобными немцам и потеряем нашу самобытность.
Объединение человечества, его
развитие к всеединству совершается через мучительное, болезненное образование и борьбу национальных индивидуальностей и культур.
Но этот процесс роста и
развития не есть движение в сторону,
к какой-то «интернациональной Европе», которой нигде на Западе нельзя найти, это — движение вверх, движение всечеловеческое в своей национальной особенности.
Материальное, космическое
развитие идет от первоначальной целостной органичности, скрепляющей дух и плоть и прикрепляющей дух
к материи,
к механичности, расщепляющей дух и плоть, нарушающей цельность и освобождающей дух от связи с материей.
Национальность и борьба за ее бытие и
развитие не означает раздора в человечестве и с человечеством и не может быть в принципе связываема с несовершенным, не пришедшим
к единому состоянием человечества, подлежащим исчезновению при наступлении совершенного единства.
Развитие техники и ее власть над человеческой жизнью имеют прямое отношение
к теме «человек и космос».
Развитие в материальном плане идет от элементарного природного организма
к сложной искусственной машине.
Русское сознание должно отречься от славянофильского и народнического утопизма и мужественно перейти
к сложному
развитию и
к машине.
Есть только один исторический путь
к достижению высшей всечеловечности,
к единству человечества — путь национального роста и
развития, национального творчества.
Обращение
к элементарному органическому прошлому, идеализация его, боязнь страдальческого
развития есть малодушие и любовь
к покою, леность духа.
Потрясающее
развитие техники, как автономной сферы, ведет
к самому основному явлению нашей эпохи:
к переходу от жизни органической
к жизни организованной.
Сама любовь русского человека
к родной земле принимала форму, препятствующую
развитию мужественного личного духа.
Рост и
развитие всякого национального бытия не есть переход его от национального своеобразия
к какой-то интернациональной европейской цивилизации, которой совсем и не существует.
Но значение империализма, как неизбежного фазиса
развития современных обществ, для объединения человечества на всей поверхности земли и для создания космической общественности может быть признано безотносительно
к положительному пафосу империализма.
В самой глубине народной жизни, у лучших людей из народа никакого народничества нет, там есть жажда
развития и восхождения, стремление
к свету, а не
к народности.
Можно установить четыре периода в отношении человека
к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой,
развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
С исчезновением лесов получается свободный доступ солнечным лучам
к земле, а это, в свою очередь, сказывается на
развитии травяной растительности.
Откуда эти тайнобрачные добывают влагу? Вода в камнях не задерживается, а между тем мхи растут пышно. На ощупь они чрезвычайно влажны. Если мох выжать рукой, из него капает вода. Ответ на заданный вопрос нам даст туман. Он-то и есть постоянный источник влаги. Мхи получают воду не из земли, а из воздуха. Та
к как в Уссурийском крае летом и весною туманных дней несравненно больше, чем солнечных, то пышное
развитие мхов среди осыпей становится вполне понятным.
А здесь: нервы и крепки, как у наших рабочих людей, и развиты, впечатлительны, как у нас; приготовленность
к веселью, здоровая, сильная жажда его, какой нет у нас, какая дается только могучим здоровьем и физическим трудом, в этих людях соединяется со всею тонкостью ощущений, какая есть в нас; они имеют все наше нравственное
развитие вместе с физическим
развитием крепких наших рабочих людей: понятно, что их веселье, что их наслаждение, их страсть — все живее и сильнее, шире и сладостнее, чем у нас.
— Конечно, мой милый. Мы говорили, отчего до сих пор факты истории так противоречат выводу, который слишком вероятен по наблюдениям над частною жизнью и над устройством организма. Женщина играла до сих пор такую ничтожную роль в умственной жизни потому, что господство насилия отнимало у ней и средства
к развитию, и мотивы стремиться
к развитию. Это объяснение достаточное. Но вот другой такой же случай. По размеру физической силы, организм женщины гораздо слабее; но ведь организм ее крепче, — да?
В бумагах NataLie я нашел свои записки, писанные долею до тюрьмы, долею из Крутиц. Несколько из них я прилагаю
к этой части. Может, они не покажутся лишними для людей, любящих следить за всходами личных судеб, может, они прочтут их с тем нервным любопытством, с которым мы смотрим в микроскоп на живое
развитие организма.
Alma mater! Я так много обязан университету и так долго после курса жил его жизнию, с ним, что не могу вспоминать о нем без любви и уважения. В неблагодарности он меня не обвинит, по крайней мере, в отношении
к университету легка благодарность, она нераздельна с любовью, с светлым воспоминанием молодого
развития… и я благословляю его из дальней чужбины!
Тем не меньше, хотя и дурным слогом, но близнецы «Москвитянина» стали зацеплять уж не только Белинского, но и Грановского за его лекции. И все с тем же несчастным отсутствием такта, который восстановлял против них всех порядочных людей. Они обвиняли Грановского в пристрастии
к западному
развитию,
к известному порядку идей, за которые Николай из идеи порядка ковал в цепи да посылал в Нерчинск.
Станкевич был сын богатого воронежского помещика, сначала воспитывался на всей барской воле, в деревне, потом его посылали в острогожское училище (и это чрезвычайно оригинально). Для хороших натур богатое и даже аристократическое воспитание очень хорошо. Довольство дает развязную волю и ширь всякому
развитию и всякому росту, не стягивает молодой ум преждевременной заботой, боязнью перед будущим, наконец оставляет полную волю заниматься теми предметами,
к которым влечет.
Так, как в математике — только там с большим правом — не возвращаются
к определению пространства, движения, сил, а продолжают диалектическое
развитие их свойств и законов, так и в формальном понимании философии, привыкнув однажды
к началам, продолжают одни выводы.
Такого круга людей талантливых, развитых, многосторонних и чистых я не встречал потом нигде, ни на высших вершинах политического мира, ни на последних маковках литературного и артистического. А я много ездил, везде жил и со всеми жил; революцией меня прибило
к тем краям
развития, далее которых ничего нет, и я по совести должен повторить то же самое.
Я был тогда во всей силе
развития, моя предшествовавшая жизнь дала мне такие залоги и такие испытания, что я смело шел от вас с опрометчивой самонадеянностью, с надменным доверием
к жизни.
Ошибка славян состояла в том, что им кажется, что Россия имела когда-то свойственное ей
развитие, затемненное разными событиями и, наконец, петербургским периодом. Россия никогда не имела этого
развития и не могла иметь. То, что приходит теперь
к сознанию у нас, то, что начинает мерцать в мысли, в предчувствии, то, что существовало бессознательно в крестьянской избе и на поле, то теперь только всходит на пажитях истории, утучненных кровью, слезами и потом двадцати поколений.
«Но при всей своей восприимчивости не оказали ли славяне везде полнейшую неспособность
к развитию современного европейского, государственного чина постоянно впадая или в отчаяннейший деспотизм, или в безвыходное неустройство?»
Ребенок этот был одарен необыкновенными способностями; вечная тишина вокруг него, сосредоточивая его живой, порывистый характер, славно помогала его
развитию и вместе с тем изощряла необычайно пластическую наблюдательность: глазенки его горели умом и вниманием; пяти лет он умел дразнить намеренно карикатурно всех приходивших
к нам с таким комическим тактом, что нельзя было не смеяться.