Неточные совпадения
— Все — программы, спор о программах, а надобно искать пути к последней свободе. Надо спасать себя от разрушающих влияний бытия, погружаться в глубину
космического разума, устроителя вселенной. Бог или дьявол — этот разум, я — не решаю; но я чувствую, что он — не число, не вес и мера, нет, нет! Я знаю, что только в макрокосме человек обретет действительную ценность своего «я», а не в микрокосме, не среди вещей, явлений, условий, которые он сам создал и создает…
— Я много читаю, — ответила она и широко улыбнулась, янтарные зрачки разгорелись ярче — Но я с Аристотелем, так же как и с Марксом, — не согласна: давления общества на разум и бытия на сознание — не отрицаю, но дух мой — не ограничен, дух — сила не земная, а —
космическая, скажем.
Космические вопросы эти мы будем решать после того, как разрешим социальные.
Таковы коллективные формы мистики,
космические или социальные.
Таковы люди, у которых и раньше было более
космическое чувство жизни, более широкий кругозор.
Космическое мироощущение менее благополучное, менее рационалистически оптимистическое, более беспокойное, чем социологическое мироощущение, — оно предвидит великие неожиданности и готово вступить в царство неведомого и неизжитого.
Человек есть природное существо, он связан с
космической жизнью многими нитями, зависит от круговорота
космической жизни.
Теперь ученые говорят, что научные открытия своими техническими последствиями могут взорвать
космический порядок, вызвать
космические катастрофы.
Но это идея эзотерическая, на большей глубине христианство есть религия осуществления Царства Божьего, индивидуального, социального и
космического преображения.
Сильный
космический ветер колеблет все страны, народы и культуры.
Общественность же была оторвана от души человеческой, от духовной жизни личности и от души мировой, от жизни
космической.
XX век выдвинет такие
космические задачи в сфере творческого труда над природой, в области производства и техники, о каких XIX век со всеми своими открытиями не мог и мечтать, не мог и подозревать.
В новой мистике должен быть силен профетически-мессианский элемент, и в ней должен раскрыться подлинный гнозис, который не будет заключать в себе
космического прельщения старых гностиков.
Материальное,
космическое развитие идет от первоначальной целостной органичности, скрепляющей дух и плоть и прикрепляющей дух к материи, к механичности, расщепляющей дух и плоть, нарушающей цельность и освобождающей дух от связи с материей.
Это стабилизировало
космический порядок.
Война перестала быть локализированным явлением между нациями и государствами, она становится явлением
космическим или, вернее, антикосмическим.
На более глубокую почву должна быть поставлена та истина, что величайшие достижения человеческой общественности связаны с творческой властью человека над природой, т. е. с творчески-активным обращением к
космической жизни, как в познании, так и в действии.
Космополитизм не оправдывает своего наименования, в нем нет ничего
космического, ибо и космос, мир, есть конкретная индивидуальность, одна из иерархических ступеней.
Машина создается при помощи материальных элементов, взятых из старой природы, но в нее привходит что-то совершенно новое, не природное уже, не принадлежащее к старому
космическому порядку.
В прошлом можно установить три типа мистики: мистика индивидуального пути души к Богу, это наиболее церковная форма; мистика гностическая, которую не следует отождествлять с гностиками-еретиками первых веков, эта мистика обращена не к индивидуальной только душе, но также к жизни
космической и божественной; мистика пророческая и мессианская — это мистика сверхисторическая и эсхатологическая, предела конца.
Огромное значение в изменении взгляда на
космический порядок имело также открытие закона относительности.
Утопизм не желает знать связи зла общественного со злом
космическим, не видит принадлежности общественности ко всему круговороту природного порядка или природного беспорядка.
Всегда существовал эндосмос и экзосмос между человеческой общественностью и
космической жизнью, но это не было достаточно сознано человеком, и он искусственно замыкался, спасаясь от бесконечности в своей ограниченности.
В нем нет никакого пассивно-женственного приятия мира, других народов, нет никаких братских и эротических чувств к
космической иерархии живых существ.
Поразительно, что марксизм, который так выдвигал моменты производственные, рост производительных сил в социальной жизни и им давал перевес над моментами распределительными, был совершенно лишен
космического мироощущения и явил собой крайний образец социологического утопизма, замыкающего человека в ограниченной и поверхностной общественности.
Чувствуется, что человечество вступает в новый исторический и даже
космический период, в какую-то великую неизвестность, совершенно не предвиденную никакими научными прогнозами, ниспровергающую все доктрины и учения.
Тот духовный поворот, который я характеризую как переход от социологического мироощущения к мироощущению
космическому, будет иметь и чисто политические последствия и выражения.
Подобно тому, как недолговечно и поверхностно существование оазиса — общины в духе толстовца или утопического социализма, недолговечно и поверхностно и существование всей человеческой общественности в сложной и бесконечной
космической жизни.
Углубленное сознание должно прийти к идее
космической общественности, т. е. общественности, размыкающейся и вступающей в единение с мировым целым, с мировыми энергиями.
Человек в своей исторической судьбе проходит не только через радикальные изменения социальной жизни, которые должны создать новую структуру общества, но и через радикальное изменение отношения к жизни
космической.
Человек по-новому поставлен перед
космическими силами.
Поэтому невозможен уже социальный утопизм, всегда основанный на упрощенном мышлении об общественной жизни, на рационализации ее, не желающий знать иррациональных
космических сил.
Достижение этих ценностей предполагает бесконечно большое углубление и расширение, т. е. еще очень сложный и длительный катастрофический процесс в человеческой жизни, предполагает переход от исключительно социологического мироощущения к мироощущению
космическому.
Но так как человеческая общественность была изолирована от мирового целого, от жизни
космической и очень преувеличено было самостоятельное значение общественности, то образовался рационалистический утопизм с его верой в совершенное, до конца рациональное устроение общественной жизни, независимое от духовных основ жизни человека и мира.
Социальный утопизм всегда коренится в этой изоляции общественности от
космической жизни и от тех
космических сил, которые иррациональны в отношении к общественному разуму.
Душа и тело человека формировались, когда человеческая жизнь была еще в соответствии с ритмом природы, когда для него еще существовал
космический порядок.
Чтобы добыть свет в нахлынувшей на мир тьме, необходимо
космическое углубление сознания.
Все социальные учения XIX века были лишены того сознания, что человек —
космическое существо, а не обыватель поверхностной общественности на поверхности земли, что он находится в общении с миром глубины и с миром высоты.
Общественность не может уже быть оторванной и изолированной от жизни
космической, от энергий, которые переливаются в нее из всех планов космоса.
Человеческая общественность была выделена из жизни
космической, из мирового целого и ощущалась, как замкнутое и самодовлеющее целое.
Но значение империализма, как неизбежного фазиса развития современных обществ, для объединения человечества на всей поверхности земли и для создания
космической общественности может быть признано безотносительно к положительному пафосу империализма.
Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в
космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти
космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение
космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Но мировая война имеет символический смысл для тех, которые всегда предвидели действие скрытых, не поддающихся рационализации,
космических сил.
Ныне пошатнулся
космический порядок, в который верили люди, верили и материалисты, и позитивисты XIX в.
Она обнаруживает для всех, и наиболее ослепленных, что все социальные утопии, построенные на изоляции общественности из жизни
космической — поверхностны и недолговечны.
Раскрываются новые перспективы «
космического» мироощущения и миросознания.
До последней степени обострившийся вопрос об отношении всякого индивидуального национального бытия к единому и объединенному человечеству должен быть решен, как вопрос
космического размаха.
Слишком забывают, что социальная жизнь людей связана с
космической жизнью и что не может быть достигнуто совершенного общества без отношения к жизни
космической и действия
космических сил.
Совершенное единство (общенациональное, общечеловеческое,
космическое или божественное) есть высшая и наиболее полная форма бытия всей множественности индивидуальных существований в мире.
В политике империалистической объективно был уже
космический размах и
космические задания.