Неточные совпадения
— Все — программы, спор о программах, а надобно искать
пути к последней свободе. Надо спасать себя от разрушающих влияний бытия, погружаться в глубину
космического разума, устроителя вселенной. Бог или дьявол — этот разум, я — не решаю; но я чувствую, что он — не число, не вес и мера, нет, нет! Я знаю, что только в макрокосме человек обретет действительную ценность своего «я», а не в микрокосме, не среди вещей, явлений, условий, которые он сам создал и создает…
В прошлом можно установить три типа мистики: мистика индивидуального
пути души к Богу, это наиболее церковная форма; мистика гностическая, которую не следует отождествлять с гностиками-еретиками первых веков, эта мистика обращена не к индивидуальной только душе, но также к жизни
космической и божественной; мистика пророческая и мессианская — это мистика сверхисторическая и эсхатологическая, предела конца.
Идея переселения души, отделения души от плоти этого мира и перехода из этого мира в совершенно иной, противоположна вере в воскресение плоти и
космическое спасение человечества и мира
путем Церкви и истории.
Хотя оно имеет глубочайшее
космическое значение, проникая во все глубины мира, однако столь односторонний и исключительный космизм закрывает
путь к его постижению.
И об этом красноречивее всего свидетельствует уже самая возможность той духовной и
космической катастрофы, которая совершилась в грехопадении и сдвинула мир с его прямого
пути.
Но вернуть себе космос человек не может на
путях космического прельщения.
Личность онтологически социальна, и та частичная десоциализация ее, которая есть освобождение от гнета социальной обыденности, есть
путь осуществления ее
космического и социального призвания из свободы духа.
Один из
путей избавления от страдания есть
путь снятия границ индивидуальности, погружение в безличную
космическую стихию и слияние с ней.
Но в мистике внехристианской одинаково и на одном и на другом
пути исчезает человек, в
космической первостихии или в отвлеченном духе, снимаются границы личности.
Это вплотную подводит к проблеме творчества
космической общественности, т. е. к переходу на иной мировой
путь [Н. Федоров был близок к постановке проблемы
космической общественности.
В конце
пути своего человек возвращается к земле, к природной жизни, воссоединяется с великим
космическим целым.
Достоевский берет человека отпущенным на свободу, вышедшим из-под закона, выпавшим из
космического порядка и исследует судьбу его на свободе, открывает неотвратимые результаты
путей свободы.
Выход из рабства в свободу, из вражды «мира» в
космическую любовь есть
путь победы над грехом, над низшей природой.