В дальнейшем развитии той же мысли Эриугена подробно (в книгах I и II) останавливается на выяснении того, что к Божеству совершенно не приложимы
категории мышления (которых, вслед за Аристотелем, он насчитывает десять: сущность, количество, качество, отношение, положение, состояние (habitus), место, время, действие, страдание).
Неточные совпадения
Такого обращения к истории у нас до сих пор почти не было, и нам не хватало соответствующих
категорий для
мышления над историей и ее задачами.
Бог не есть бытие, и к Нему неприменимы
категории бытия, всегда принадлежавшие
мышлению.
Категория свободы была основной
категорией моего религиозного мирочувствия и религиозного
мышления.
Русское
мышление гораздо более тоталитарно и целостно, чем
мышление западное, более дифференцированное, разделенное на
категории.
Пространство, время, все
категории познания, все законы логики суть свойства самого бытия, а не субъекта, не
мышления, как думает большая часть гносеологических направлений.
Кант так далеко заходит в своем рационализме, что для него вся действительность, все живое бытие есть продукт знания,
мышления: мир созидается
категориями субъекта, и ничто не в силах из этих тисков освободиться, ничего не является само по себе, независимо от того, что навязывается субъектом.
Само разделение на субъект и объект, из которого вырастает гносеологическая проблема, само аналитическое нахождение в субъекте различных формальных
категорий есть уже результат рационалистической отвлеченности, неорганичности
мышления, болезненной разобщенности с живым бытием.
Жизнь духа, само бытие, во всех смыслах предшествует всякой науке, всякому познанию, всякому
мышлению, всякой
категории, всякому суждению, всякому гносеологическому субъекту.
В системе Плотина посредствующую роль между Единым и миром играет νους [Нус (греч. — ум, разум) — одна из основных
категорий античной философии, разработанная Анаксагором и последующими философами.], образующий второе и не столь уже чистое единство —
мышления и бытия, а непосредственным восприемником влияний νους служит Мировая Душа, имеющая высший и низший аспект, и она изливается уже в не имеющую подлинного бытия, мэоническую (μη δν) и потому злую материю.
Ибо понятиями, возникающими в результате применения
категории дискурсивного
мышления, в предположении пространственности и временности, здесь условно выражаются сущности мира иного.
К
мышлению об обществе, свободном от
категорий господства и рабства, неприменимы обычные социологические понятия, оно предполагает отрешенность, негативность в отношении ко всему, на чем покоится общество в царстве кесаря, т. е. в мире объективированном, где человек становится тоже объектом.
Мышление отцов Церкви целиком вращалось в
категориях и понятиях греческой мысли.
Мы переносим в наше
мышление о рае
категории нашей греховной жизни, наше различение добра и зла.
О рае можно мыслить лишь апофатически, всякое же катафатическое
мышление о рае порождает непреодолимые противоречия, так как
категории посюсторонней жизни переносятся на потустороннюю жизнь.
Наука по существу своему и по цели своей всегда познает мир в аспекте необходимости, и
категория необходимости — основная
категория научного
мышления как ориентирующего приспособления к данному состоянию бытия.
Я объясняю это тем, что мой образ мыслей истолковывают в
категориях новой истории, что его хотят отнести к одному из направлений новой истории, в то время как существо моей мысли в том и заключается, что все
категории мысли новой истории, все ее направления кончены и начинается
мышление иного мира, мира нового средневековья.