Неточные совпадения
Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной
истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой
путь, подобный
пути, ведущему к великолепной храмине, назначенной царю в чертоги!
В это время обратились на
путь истины многие из прежних чиновников и были вновь приняты на службу.
— В мире идей необходимо различать тех субъектов, которые ищут, и тех, которые прячутся. Для первых необходимо найти верный
путь к
истине, куда бы он ни вел, хоть в пропасть, к уничтожению искателя. Вторые желают только скрыть себя, свой страх пред жизнью, свое непонимание ее тайн, спрятаться в удобной идее. Толстовец — комический тип, но он весьма законченно дает представление о людях, которые прячутся.
Воображение его вспыхивало, и он
путем сверкнувшей догадки схватывал тень, верхушку
истины, дорисовывал остальное и уже не шел долгим опытом и трудом завоевывать прочную победу.
Гуманитарный пасифизм провозглашает превосходные нравственные
истины, но он не угадывает
путей, которыми совершается историческая судьба человечества.
Для христианства
истина есть также
Путь и Жизнь.
Веротерпимость связана с тем, что
истина бесконечна, открывает бесконечный
путь, и превращение
истины в конечность, что есть нетерпимость и фанатизм, есть в сущности измена
истине.
— Что ж, обратил грешницу? — злобно засмеялся он Алеше. — Блудницу на
путь истины обратил? Семь бесов изгнал, а? Вот они где, наши чудеса-то давешние, ожидаемые, совершились!
У него много здравого смысла; ему хорошо знаком и помещичий быт, и крестьянский, и мещанский; в трудных случаях он мог бы подать неглупый совет, но, как человек осторожный и эгоист, предпочитает оставаться в стороне и разве только отдаленными, словно без всякого намерения произнесенными намеками наводит своих посетителей — и то любимых им посетителей — на
путь истины.
Как человек опытный, дельный, г. Зверков начал наставлять меня на «
путь истины».
Долго терпел народ; наконец какой-то тобольский мещанин решился довести до сведения государя о положении дел. Боясь обыкновенного
пути, он отправился на Кяхту и оттуда пробрался с караваном чаев через сибирскую границу. Он нашел случай в Царском Селе подать Александру свою просьбу, умоляя его прочесть ее. Александр был удивлен, поражен страшными вещами, прочтенными им. Он позвал мещанина и, долго говоря с ним, убедился в печальной
истине его доноса. Огорченный и несколько смущенный, он сказал ему...
Таков остался наш союз…
Опять одни мы в грустный
путь пойдем.
Об
истине глася неутомимо, —
И пусть мечты и люди идут мимо!
— Людмила Андреевна! — сказал он, торжественно протягивая ей руку, — я предлагаю вам свою руку, возьмите ее? Это рука честного человека, который бодро поведет вас по
пути жизни в те высокие сферы, в которых безраздельно царят
истина, добро и красота. Будемте муж и жена перед Богом и людьми!
Луначарский не соглашался признать независимость
истины от революционной классовой борьбы, а значит, и свободы философа в
путях познания.
Истина есть также
путь и жизнь.
Истина не падает на нас сверху как какой-то блестящий предмет, она есть также
путь в жизнь, она приобретается в духовной борьбе, в движении.
«Не через родину, а через
истину ведет
путь к небу».
Истина — живая,
истина есть также
путь и жизнь.
Только
истина, как
путь и жизнь, побеждает магию скуки.
Философия не может и не должна быть богословской апологетикой, она открывает
истину, но открыть ее в силах лишь тогда, когда посвящена в тайны религиозной жизни, когда приобщена к
пути истины.
Истина освобождает, а
путь к
истине открывается лишь посвящением в тайны религиозной жизни.
Если существует своеобразный дух России, то дух этот ищет
истины как
пути и жизни, т. е.
истины живой, конкретной.
Религиозный гнозис лишь превращает частную научную
истину в
истину полную и цельную, в
истину как
путь жизни.
Вот почему религиозное восстановление духовной цельности в познании есть не порабощение познающего разума, а его освобождение, раскрытие ему
путей к
истине, к бытию.
Путь истины и есть
путь свободы во Христе, ибо Сын освобождает.
Поэтому
истина —
путь и жизнь.
Достижение
истины, просветление всегда есть творческая активность познающего,
путем которой он приобщается к мировому, соборному разуму.
И так изобретенное на заключение
истины и просвещения в теснейшие пределы, изобретенное недоверяющею властию ко своему могуществу, изобретенное на продолжение невежества и мрака, ныне во дни наук и любомудрия, когда разум отряс несродные ему
пути суеверия, когда
истина блистает столично паче и паче, когда источник учения протекает до дальнейших отраслей общества, когда старания правительств стремятся на истребление заблуждений и на отверстие беспреткновенных
путей рассудку к
истине, — постыдное монашеское изобретение трепещущей власти принято ныне повсеместно, укоренено и благою приемлется преградою блуждению.
Но я еще не разделяю опасений моих сослуживцев и настаиваю на том, что мер кротости совершенно достаточно, чтоб обратить заблудших на
путь истины.
Истина — одна, и истинный
путь — один; и эта
истина — дважды два, и этот истинный
путь — четыре.
Да, я люблю тебя, далекий, никем не тронутый край! Мне мил твой простор и простодушие твоих обитателей! И если перо мое нередко коснется таких струн твоего организма, которые издают неприятный и фальшивый звук, то это не от недостатка горячего сочувствия к тебе, а потому собственно, что эти звуки грустно и болезненно отдаются в моей душе. Много есть
путей служить общему делу; но смею думать, что обнаружение зла, лжи и порока также не бесполезно, тем более что предполагает полное сочувствие к добру и
истине.
Только сильный наплыв фактов, делающих невозможным упорное следование по
пути, намеченному пословицами и азбучными
истинами, может положить предел этому печальному недомыслию. Но факты такого рода накопляются медленно, и еще медленнее внедряется доверие к ним. В большинстве случаев бывает так, что факт уже вполне созрел и приобрел все права на бесспорность, а общественное мнение все еще не решается признать его. Конечно, всякому случалось — и нередко — слышать такие речи...
Фаэтон между тем быстро подкатил к бульвару Чистые Пруды, и Егор Егорыч крикнул кучеру: «Поезжай по левой стороне!», а велев свернуть близ почтамта в переулок и остановиться у небольшой церкви Феодора Стратилата, он предложил Сусанне выйти из экипажа, причем самым почтительнейшим образом высадил ее и попросил следовать за собой внутрь двора, где и находился храм Архангела Гавриила, который действительно своими колоннами, выступами, вазами, стоявшими у подножия верхнего яруса, напоминал скорее башню, чем православную церковь, — на куполе его, впрочем, высился крест; наружные стены храма были покрыты лепными изображениями с таковыми же лепными надписями на славянском языке: с западной стороны, например, под щитом, изображающим благовещение, значилось: «Дом мой — дом молитвы»; над дверями храма вокруг спасителева венца виднелось: «Аз есмь
путь и
истина и живот»; около дверей, ведущих в храм, шли надписи: «Господи, возлюблю благолепие дому твоего и место селения славы твоея».
«Имею удовольствие препроводить Вам при сем жития святых и книгу Фомы Кемпийского «О подражании Христу». Читайте все сие со вниманием: тут Вы найдете вехи, поставленные нам на
пути к будущей жизни, о которой Вы теперь болеете Вашей юной душой. Еще посылаю Вам книгу, на русском языке, Сен-Мартена об
истине и заблуждениях. Перевод очень верный. Если что будет затруднять Вас в понимании, спрашивайте меня. Может быть, при моей душевной готовности помогать Вам, я и сумею растолковать».
— И никто, конечно, сам не найдет его! — произнес, усмехнувшись, Михаил Михайлыч. — На склоне дней моих я все более и более убеждаюсь в том, что стихийная мудрость составила себе какую-то теозофически-христианскую метафизику, воображая, что открыли какой-то
путь к
истине, удобнейший и чистейший, нежели тот, который представляет наша церковь.
Всякий человек в своей жизни находится по отношению к
истине в положении путника, идущего в темноте при свете впереди двигающегося фонаря: он не видит того, что еще не освещено фонарем, не видит и того, что он прошел и что закрылось уже темнотою, и не властен изменить своего отношения ни к тому, ни к другому; но он видит, на каком бы месте
пути он ни стоял, то, что освещено фонарем, и всегда властен выбрать ту или другую сторону дороги, по которой движется.
Но так как, во-первых, люди не стоят на месте, а непрерывно движутся, всё более и более познавая
истину и приближаясь к ней своею жизнью, и, во-вторых, все они по своему возрасту, воспитанию, породе расположены в постепенной градации от людей, наиболее способных понимать новые открывающиеся
истины внутренним
путем, до людей, наименее способных к этому, то люди, ближе других стоящие к тем, которые усвоили
истину внутренним способом, одни за другими сначала через длинные промежутки времени, а потом всё чаще и чаще переходят на сторону новой
истины, и количество людей, признающих новую
истину становится всё больше и больше, и
истина становится всё понятнее и понятнее.
То же происходит и с обществами людей при переходе от одного понимания, а потому и устройства жизни, к другому. Люди только сначала постепенно и равномерно один за другим воспринимают новую
истину внутренним
путем и следуют ей в жизни; при известном же распространении
истины она усваивается ими уже не внутренним способом, не равномерно, а сразу, почти невольно.
И потому перемена в жизни человечества та, вследствие которой люди, пользующиеся властью, откажутся от нее и из людей, покоряющихся власти, не найдется более людей, желающих захватить ее, наступит не тогда только, когда все люди один по одному до последнего сознательно усвоят христианское жизнепонимание, а тогда, когда возникнет такое определенное и всем понятное христианское общественное мнение, которое покорит себе всю ту инертную массу, не способную внутренним
путем усвоять
истины и по этому самому всегда подлежащую воздействию общественного мнения.
Всякая новая
истина, изменяющая склад человеческой жизни и двигающая вперед человечество, воспринимается сначала только самым малым количеством людей, понимающих ее внутренним
путем. Остальные же люди, принявшие по доверию предшествующую
истину, ту, на которой основан существующий строй, всегда противятся распространению новой
истины.
Истина не только указывает
путь жизни человеческой, но открывает тот единственный
путь, по которому может идти жизнь человеческая. И потому все люди неизбежно, свободно или не свободно пойдут по
пути истины: одни — сами собою совершая предназначенное им дело жизни, другие — невольно подчиняясь закону жизни. Свобода человека в этом выборе.
Так возражают защитники существующего строя. И рассуждение это было бы совершенно справедливо, если бы переход людей от одного понимания жизни к другому совершался посредством только одного того процесса, при котором каждый человек отдельно и один за другим познает опытом тщету власти и внутренним
путем постигает
истины христианские.
Недаром в продолжение 18 веков лучшие люди всего христианского человечества, внутренним, духовным
путем познав
истины учения, свидетельствовали о них перед людьми, несмотря ни на какие угрозы, лишения, бедствия и мучения. Лучшие люди эти своим мученичеством запечатлевали истинность учения и передавали его массам.
— И даже очень… Три раза сказала, что скучает, потом начала обращать меня на
путь истины… Трогательно! Точно с младенцем говорит… Одним словом, мне нельзя сказать с молоденькой женщиной двух слов, и я просто боялся остаться с ней дольше с глазу на глаз.
Ариша молчала, не желая сказать «слова». Это был вызов на отчаянную борьбу, и Гордей Евстратыч еще сильнее привязывался к неподдававшейся невестке. Чтобы окончательно доконать ее, он с дьявольской изобретательностью напустил на Аришу сладкогласного о. Крискента, который должен был обратить заблудшую душу на
путь истины.
Вдруг, без всякой причины, на глаза его навернулись слезы, и, Бог знает каким
путем, ему пришла ясная мысль, наполнившая всю его душу, за которую он ухватился с наслаждением — мысль, что любовь и добро есть
истина и счастие, и одна
истина и одно возможное счастие в мире.
— И если верите тому, чту открыл показавший
путь,
истину и жизнь…
— Постиг
путь,
истину и жизнь.
—
Путь,
истина и жизнь — это Христос.
— Вы про него еще одной вещи не знаете, — сказала она ему, указывая на Пигасова, — он ужасный ненавистник женщин, беспрестанно нападает на них; пожалуйста, обратите его на
путь истины.