Неточные совпадения
Левин доказывал, что ошибка Вагнера и всех его последователей в том, что
музыка хочет переходить в область чужого
искусства, что так же ошибается поэзия, когда описывает черты лиц, что должна делать живопись, и, как пример такой ошибки, он привел скульптора, который вздумал высекать из мрамора тени поэтических образов, восстающие вокруг фигуры поэта на пьедестале.
Она знала, что в области политики, философии богословия Алексей Александрович сомневался или отыскивал; но в вопросах
искусства и поэзии, в особенности
музыки, понимания которой он был совершенно лишен, у него были самые определенные и твердые мнения.
Она навела речь на
музыку, но, заметив, что Базаров не признает
искусства, потихоньку возвратилась к ботанике, хотя Аркадий и пустился было толковать о значении народных мелодий.
— Я — читала, — не сразу отозвалась девушка. — Но, видите ли: слишком обнаженные слова не доходят до моей души. Помните у Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь». Для меня Метерлинк более философ, чем этот грубый и злой немец. Пропетое слово глубже, значительней сказанного. Согласитесь, что только величайшее
искусство —
музыка — способна коснуться глубин души.
По утрам, через час после того, как уходила жена, из флигеля шел к воротам Спивак, шел нерешительно, точно ребенок, только что постигший
искусство ходить по земле. Респиратор, выдвигая его подбородок, придавал его курчавой голове форму головы пуделя, а темненький, мохнатый костюм еще более подчеркивал сходство музыканта с ученой собакой из цирка. Встречаясь с Климом, он опускал респиратор к шее и говорил всегда что-нибудь о
музыке.
— Есть одно
искусство: оно лишь может удовлетворить современного художника:
искусство слова, поэзия: оно безгранично. Туда уходит и живопись, и
музыка — и еще там есть то, чего не дает ни то, ни другое…
Но, кроме того, я выбрал себе дело: я люблю
искусство и… немного занимаюсь… живописью,
музыкой… пишу… — досказал он тихо и смотрел на конец своего сапога.
Дмитрий Ионыч, вы знаете, больше всего в жизни я люблю
искусство, я безумно люблю, обожаю
музыку, ей я посвятила всю свою жизнь.
— Вот, дети, — сказал он им, — учитель вам сыскан. Вы всё приставали ко мне: выучи-де нас
музыке и французскому диалекту: вот вам и француз, и на фортопьянах играет… Ну, мусье, — продолжал он, указывая на дрянные фортепьянишки, купленные им за пять лет у жида, который, впрочем, торговал одеколоном, — покажи нам свое
искусство: жуэ!
Мы видели в его произведениях, как светская мысль восемнадцатого столетия с своей секуляризацией жизни вторгалась в
музыку; с Моцартом революция и новый век вошли в
искусство.
Тогда она вспомнила, что несколько лет назад, обучаясь в киевском пансионе пани Радецкой, она, между прочими «приятными
искусствами», изучала также и
музыку.
— Драма, представленная на сцене, — продолжал Павел, — есть венец всех
искусств; в нее входят и эпос, и лира, и живопись, и пластика, а в опере наконец и
музыка — в самых высших своих проявлениях.
— Можно! — отвечал сей последний. —
Музыка есть ближайшее
искусство к молитве, а молитву ни в какие минуты жизни нельзя возбранить.
— Постой, постой, — возразил Берсенев. — Это парадокс. Если ты не будешь сочувствовать красоте, любить ее всюду, где бы ты ее ни встретил, так она тебе и в твоем
искусстве не дастся. Если прекрасный вид, прекрасная
музыка ничего не говорят твоей душе, я хочу сказать, если ты им не сочувствуешь…
— Но я жаден, я боюсь, что умру не насытившись, и мне мало одной химии, я хватаюсь за русскую историю, историю
искусств, педагогию,
музыку…
Ведь они ничего не понимают, ничему не сочувствуют, даже ума у них нет, ni esprit, ni intelligence, а одно только лукавство да сноровка; ведь, в сущности, и
музыка, и поэзия, и
искусство им одинаково чужды…
— То-то, что с этими разговорами как бы вам совсем не оглупеть. И в наше время не бог знает какие разговоры велись, а все-таки… Человеческое волновало.
Искусство, Гамлет, Мочалов,"башмаков еще не износила"… Выйдешь, бывало, из Британии, а в душе у тебя
музыка…
Почему
искусство, например,
музыка, так живуче, так популярно и так сильно на самом деле?
Люди занимаются вдвоем самым благородным
искусством,
музыкой; для этого нужна известная близость, и близость эта не имеет ничего предосудительного, и только глупый, ревнивый муж может видеть тут что-либо нежелательное.
Надо сделаться посмешищем людей, если препятствовать близости на балах, близости докторов с своей пациенткой, близости при занятиях
искусством, живописью, а главное —
музыкой.
Не надо, однако, думать, что мысли мои в то время выразились такими словами, — я был тогда еще далек от привычного
искусства взрослых людей, — обводить чертой слова мелькающие, как пена, образы. Но они не остались без выражения; за меня мир мой душевный выражала
музыка скрытого на хорах оркестра, зовущая Замечательную Страну.
Но тем не менее истинное отношение инструментальной
музыки к пению сохраняется в опере, полнейшей форме
музыки как
искусства, и в некоторых других отраслях концертной
музыки.
Правда, впоследствии, когда пение становится для высших классов общества преимущественно
искусством, когда слушатели начинают быть очень требовательны в отношении к технике пения, — за недостатком удовлетворительного пения инструментальная
музыка старается заменить его и является как нечто самостоятельное; правда, что она имеет и полное право обнаруживать притязания на самостоятельное значение при усовершенствовании музыкальных инструментов, при чрезвычайном развитии технической стороны игры и при господстве предпочтительного пристрастия к исполнению, а не к содержанию.
После этого мы имеем право сказать, что в
музыке искусство есть только слабое воспроизведение явлений жизни, независимых от стремления нашего к
искусству.
Итак, инструментальная
музыка — подражание пению, его аккомпанемент или суррогат; в самом пении пение как произведение
искусства — только подражание и суррогат пению как произведению природы.
Теперь нам остается говорить о
музыке и поэзии — высших, совершеннейших
искусствах, пред которыми исчезают и живопись, и скульптура.
Но прежде мы должны обратить внимание на вопрос: в каком отношении находится инструментальная
музыка к вокальной, и в каких случаях вокальная
музыка может назваться
искусством?
Взволнованный своим переездом в Москву, горячим приемом моих старых и новых приятелей, а всего более притихшей на время и с новою силою вспыхнувшей моей страстью к
искусству, взошел я на огромную, великолепную сцену Петровского театра, полную жизни, движения и людей, мелькавших, как тени, в полумраке, который сначала ослепил меня; гром
музыки, пение хоров, пляски на празднике Вакха — все это вместе показалось мне чем-то волшебным.
— В таком случае Рубини поет с двойною целью, чтобы доставить удовольствие хозяйке дома и своему собрату, а в то же время, чтобы сделать неудовольствие грубым людям, не понимающим, что
музыка есть высокое
искусство.
Тогда построили «Пантеон на Парфеноне» [Выражение о
музыке принадлежит Шеллингу; «Пантеон на Парфеноне», — сказал о храме Петра В. Гюго.], и неопытные, боясь прямой линии, исказили пилястрами, уступами и выступами античную простоту; переворот этот в зодчестве был шагом назад
искусства и шагом вперед человечества.
Обратились к древнему миру; к его
искусству чувствовалась симпатия; хотели усвоить его зодчество, ясное, открытое, как чело юноши, гармоничное, «как остывшая
музыка».
Привыкая ко всем воинским упражнениям, они в то же самое время слушают и нравоучение, которое доказывает им необходимость гражданского порядка и законов; исполняя справедливую волю благоразумных Начальников, сами приобретают нужные для доброго Начальника свойства; переводя Записки Юлия Цесаря, Монтекукулли или Фридриха, переводят они и лучшие места из Расиновых трагедий, которые раскрывают в душе чувствительность; читая Историю войны, читают Историю и государств и человека; восхищаясь славою Тюрена, восхищаются и добродетелию Сократа; привыкают к грому страшных орудий смерти и пленяются гармониею нежнейшего
Искусства; узнают и быстрые воинские марши, и живописную игру телодвижений, которая, выражая действие
музыки, образует приятную наружность человека.
— Ты, Дымов, умный, благородный человек, — говорила она, — но у тебя есть один очень важный недостаток. Ты совсем не интересуешься
искусством. Ты отрицаешь и
музыку и живопись.
После обеда Гоголь долго говорил с Григорием Ивановичем об
искусстве вообще: о
музыке, живописи, о театре и характере малороссийской поэзии; говорил удивительно хорошо!
Музыка была всегда любимое
искусство образованных горюхинцев, балалайка и волынка, услаждая чувств.<ительные> сердца, поныне раздаются в их жилищах, особенно в древнем общественном здании, украшенном елкою и изображением двуглавого орла.
Люба. Вот этим-то драгоценна
музыка. Я понимаю Саула. Меня не мучает бес, но я понимаю его. Никакое
искусство не может так заставить забыть все, как
музыка. (Подходит к окну.) Кого вам?
— Да, литература! да! это такое благородное
искусство! C'est si agréable! ça élève l'âme! [Это так прекрасно! оно возвышает душу! (франц.)]… Донизетти… Бетховен… Варламов… У меня племянник, который… Да,
музыка! вы, конечно, любите
музыку?…
В этом смысле Шлейермахер неоднократно сравнивает религию с
музыкой,
искусством без слов, из одних чистых настроений (53, 62–63).
В частности, высшие достижения
искусства вообще относятся к области иератической: египетская, ассиро-вавилонская, эллинская архитектура и скульптура, христианское
искусство средних веков и раннего Возрождения, иконография, пластика и танцы,
музыка и пение, священная мистериальная драма.
Эрос проявляется и в состоянии тела, — здоровье и болезни, а потому и «врачебное
искусство управляется этим богом», и гимнастика, и земледелие; им же управляются и
музыка, которая есть «περί άρμονίαν και υθμόν ερωτικών επιστήμη» (187 с) [Знание любовных начал, касающихся строя и ритма (там же.
Далее подлежало бы отрицанию и все церковное
искусство — иконопись, архитектура,
музыка, пение и т. д.
Потому приведение к
музыке иного
искусства, имеющего свое слово, означало бы его принижение (хотя это и чрезвычайно распространено в наши дни).
Если справедливо сравнение чувства в религии с
музыкой, то ведь
музыка не есть высший род
искусства и вообще деятельности духа, ибо оно бессловесно, бессмысленно, алогично.
«В области политики, философии, богословия Каренин сомневался или отыскивал; но в вопросах
искусства и поэзии, в особенности
музыки, понимания которой он был совершенно лишен, у него были самые определенные, твердые мнения».
— Потому, что пьяный добрей и умней трезвого. Пьяный больше любит
музыку, чем трезвый. О, моя сладкоголосая квинта! Не будь на этом свете пьяных, недалеко бы ушло
искусство! Молись же, чтобы те, которые будут нас слушать, были пьяны!
Но ещё в пределах самой культуры возможны творческие прорывы и преображения, возможна победа
музыки, величайшего из
искусств,
музыки и в мысли и в познании.
Это несомненно! Мы подросли в уважении к идее университетской науки, приобрели склонность к чтению, уходили внутренним чувством и воображением в разные сферы и чужой и своей жизни, исторической и современной. В нас поощряли интерес к
искусству, хотя бы и в форме дилетантских склонностей, к рисованию, к
музыке. Мы рано полюбили и театр.
Его русофильство было скорее средством проповеди своего, самобытного
искусства, протест против подражания иностранной"казенщине" — во всем: в
музыке и в изобразительных
искусствах.
Пророческое будущее не принадлежит ни германскому духу
музыки, ни латинскому духу пластики, а лишь синтетическому теургическому
искусству, не вагнеровскому, которое все еще остается в культуре, а иному, переходящему за пределы культуры к новому бытию.
Когда Анжелика оправилась от этого страшно поразившего ее бедное сердце удара, она решила забыть его и, сделавшись равнодушной ко всему, кроме пения и
музыки, посвятила себя всецело
искусству.