Неточные совпадения
До последней степени обострившийся вопрос об
отношении всякого
индивидуального национального бытия к единому и объединенному человечеству должен быть решен, как вопрос космического размаха.
Национальность есть
индивидуальное качество человека,
индивидуальное в
отношении человечества и
индивидуальное в
отношении человека.
Поразительно, что люди с такой легкостью подчиняются преподносимому им смыслу, не имеющему, в сущности, никакого
отношения к их неповторимой
индивидуальной судьбе.
В
отношении ко мне самому как познаваемому исчезает объективация, отчуждение, поглощение
индивидуального общим, и это великое преимущество, которое дает надежду, что познание будет экзистенциальным.
Не вдаваясь в метафизические суждения о том, каковы на самом деле каузальные
отношения между общим и частным (причем необходимо было бы прийти к заключению, что для человека общее только бледный и мертвый экстракт на
индивидуального, что поэтому между ними такое же
отношение, как между словом и реальностью), скажем только, что на самом деле
индивидуальные подробности вовсе не мешают общему значению предмета, а, напротив, оживляют и дополняют его общее значение; что, во всяком случае, поэзия признает высокое превосходство
индивидуального уж тем самым, что всеми силами стремится к живой индивидуальности своих образов; что с тем вместе никак не может она достичь индивидуальности, а успевает только несколько приблизиться к ней, и что степенью этого приближения определяется достоинство поэтического образа.
Двоякою природой религиозной веры — с одной стороны, ее интимно-индивидуальным характером, в силу которого она может быть пережита лишь в глубочайших недрах личного опыта, и, с другой стороны, пламенным ее стремлением к сверхличной кафоличности — установляется двойственное
отношение и к религиозной эмпирии, к исторически-конкретным формам религиозности.
Проповедь воскресения в
индивидуальных телах изначала составляла зерно христианского благовествования (вспомним уже проповедь ап. Павла в афинском ареопаге и скептически-ироническое
отношение к нему тогдашних афинских спиритуалистов (Деян. ап. 17:32).
Реальное
отношение между идеями и первообразами, между родами, видами и индивидами выражается в том, что в идее и общее, и
индивидуальное существует как единое, соединяется и родовая личность индивида, и коллективная индивидуальность рода.
Нельзя мыслить
отношение между общим и
индивидуальным духом как
отношение между субстанцией и акциденцией.
В познании объективация вырабатывает понятия и рационализирует действительность, не зная
индивидуального, в общении людей вырабатывает форму государства, права, семьи, несоизмеримые с внутренним существованием, с тайной личности, в моральной жизни вырабатывает нормы, бессильные просветлить и реально изменить жизнь людей, в жизни религиозной догматы, каноны и институты, прикрывающие реальное
отношение к Богу и к ближнему, и т. д. и т. д.
В этом
отношении особенно характерными народниками являются Л. Толстой и Н. Михайловский, которые, несмотря на их кажущийся индивидуализм, должны быть признаны врагами всякого
индивидуального возвышения.