— Кроме того-с, — продолжала Елена, вся раскрасневшаяся даже в лице, — всех законов знать нельзя, это требование невыполнимое, чтобы неведением законов никто не отзывался: иначе людям некогда было бы ни землю пахать, ни траву косить, ни дорог себе строить. Они все время должны были бы
изучать законы; люди, хорошо знающие законы, как, например, адвокаты, судьи, огромные деньги за это получают.
Неточные совпадения
В политико-экономических книгах, в Милле, например, которого он
изучал первого с большим жаром, надеясь всякую минуту найти разрешение занимавших его вопросов, он нашел выведенные из положения европейского хозяйства
законы; но он никак не видел, почему эти
законы, неприложимые к России, должны быть общие.
Она теперь в Гейдельберге и
изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые
законы.
— Выкинуть-с! — повторил Салов резким тоном, — потому что Конт прямо говорит: «Мы знаем одни только явления, но и в них не знаем — каким способом они возникли, а можем только
изучать их постоянные отношения к другим явлениям, и эти отношения и называются
законами, но сущность же каждого предмета и первичная его причина всегда были и будут для нашего разума — terra incognita». [неизвестная земля, область (лат.).]
Чтобы постигнуть религию, познать specificum религиозного в его своеобразии, нужно
изучать жизнь тех, кто является гением в религии (как и для эстетики,
законы красоты установляются ведь не курсами профессоров эстетики, но творческими созданиями художественного гения).
На его обязанность возлагается воспитание моей дочери; преимущественно она должна
изучить русские
законы и установления.
Сколько бы ни
изучал человек жизнь видимую, осязаемую, наблюдаемую им в себе и других, жизнь, совершающуюся без его усилий, — жизнь эта всегда останется для него тайной; он никогда из этих наблюдений не поймет эту несознаваемую им жизнь и наблюдениями над этой таинственной, всегда скрывающейся от него в бесконечность пространства и времени, жизнью никак не осветит свою истинную жизнь, открытую ему в его сознании и состоящую в подчинении его совершенно особенной от всех и самой известной ему животной личности совершенно особенному и самому известному ему
закону разума, для достижения своего совершенно особенного и самого известного ему блага.
И потому, сколько бы ни
изучали люди того, как существовали люди, как животные, они никогда не узнают о существовании человека ничего такого, чего само собой не происходило бы в людях и без этого знания; и никогда, сколько бы они ни
изучали животного существования человека, не узнают они того
закона, которому для блага его жизни должно быть подчинено это животное существование человека.
Вместо того, чтобы
изучать тот
закон, которому, для достижения своего блага, должна быть подчинена животная личность человека, и, только познав этот
закон, на основании его
изучать все остальные явления мира, ложное познание направляет свои усилия на изучение только блага и существования животной личности человека, без всякого отношения к главному предмету знания, — подчинению этой животной личности человека
закону разума, для достижения блага истинной жизни.
И они
изучают в человеке то, что происходит и в мертвом веществе, и в растении, и в животном, предполагая, что уяснение
законов явлений, сопутствующих жизни человека, может уяснить им самую жизнь человека.
Я согласен, что определять
законы мира из одних выводов разума без опыта и наблюдения есть путь ложный и ненаучный, т. е. не могущий дать истинного знания; но если
изучать заявления мира опытом и наблюдениями, и вместе с тем руководствоваться в этих опытах и наблюдениях понятиями не основными, общими всем, а условными, и описывать результаты этих опытов словами, которым можно приписывать различное значение, то не будет ли еще хуже?
Жизнь миров, земли, человека, животного, растения имеет свои
законы, и мы
изучаем их, мы исследуем происхождение миров и человека, животных и растений, и всего вещества; мы исследуем и то, что ожидает миры, как остынет солнце и т. п., и что было и будет с человеком и со всяким животным и растением.
Человеку полезно
изучать и материал и орудие своей работы. Чем лучше он познает их, тем лучше он будет в состоянии работать. Изучение этих включенных в его жизнь видов существования — своего животного и вещества, составляющего животное, показывает человеку, как бы в отражении, общий
закон всего существующего — подчинение
закону разума и тем утверждает его в необходимости подчинения своего животного своему
закону, но не может и не должен человек смешивать материал и орудие своей работы с самой своей работой.
Они послужили мне, однако ж, в пользу, потому что, упражняясь в литературной гимнастике, наблюдая и соображая
законы русского языка, я
изучил их лучше, чем по всем грамматическим курсам, которые зазубрил.
Так что вместо того, чтобы им самим, по учению Христа, постараться жить лучше, они думают, что им надо только
изучить жизнь прежних людей, и что они из этого изучения выведут общие
законы жизни, и что для того, чтобы жить хорошо, им надо будет только сообразоваться в своей жизни с этими выдуманными ими
законами.
Можно было, опровергнув новые
законы, удержать прежнее воззрение на историю, но, не опровергнув их, нельзя было, казалось, продолжать
изучать исторические события, как произведение свободной воли людей.
Для изучения
законов истории, мы должны изменить совершенно предмет наблюдения, оставить в покое царей, министров и генералов, а
изучать однородные, бесконечно малые элементы, которые руководят массами.