Неточные совпадения
—
Социализм, по его
идее, древняя, варварская форма угнетения личности. — Он кричал, подвывая на высоких нотах, взбрасывал голову, прямые пряди черных волос обнажали на секунду угловатый лоб, затем падали на уши, на щеки, лицо становилось узеньким, трепетали губы, дрожал подбородок, но все-таки Самгин видел в этой маленькой тощей фигурке нечто игрушечное и комическое.
Такие мысли являлись у нее неожиданно, вне связи с предыдущим, и Клим всегда чувствовал в них нечто подозрительное, намекающее. Не считает ли она актером его? Он уже догадывался, что Лидия, о чем бы она ни говорила, думает о любви, как Макаров о судьбе женщин, Кутузов о
социализме, как Нехаева будто бы думала о смерти, до поры, пока ей не удалось вынудить любовь. Клим Самгин все более не любил и боялся людей, одержимых одной
идеей, они все насильники, все заражены стремлением порабощать.
Но это не было
идеей лишь народнического
социализма, в этой
идее была большая глубина, до которой не доходила поверхностная философия самого Герцена, это была общерусская
идея, связанная с русским мессианизмом.
Для Достоевского принудительное устроение царства земного есть римская
идея, которую наследует и атеистический
социализм.
Идея, высказанная уже Чаадаевым, что русский народ, более свободный от тяжести всемирной истории, может создать новый мир в будущем, развивается Герценом и народническим
социализмом.
Социализм утопический, влияние
идей Сен-Симона и Фурье;
социализм народнический, наиболее русский, более близкий к
идеям Прудона;
социализм научный, или марксистский [К. А. Пажитнов. «Развитие социалистических
идей в России» и П. Сакулин.
Русские коммунисты, продолжавшие себя считать марксистами, вернулись к некоторым народническим
идеям, господствовавшим в XIX в., они признали возможным для России миновать капиталистическую стадию развития и прямо перескочить к
социализму.
— Как же это вы не понимаете? — гораздо снисходительнее начал тапер. — Одни в принципе только социальны, а проводят
идеи коммунистические; а те в принципе коммунисты, но проводят начала чистого
социализма.
Распространялись слухи, что комитет особенно занят отыскиванием вредных
идей коммунизма,
социализма, всякого либерализма, истолкованием их и измышлением жестоких наказаний липам, которые излагали их печатно».
Франция в продолжение всей своей длинной истории была одним лишь воплощением и развитием
идеи римского бога, и если сбросила наконец в бездну своего римского бога и ударилась в атеизм, который называется у них покамест
социализмом, то единственно потому лишь, что атеизм все-таки здоровее римского католичества.
Такова
идея и марксистского
социализма.
Я вернулся к той правде
социализма, которую исповедовал в юности, но на почве
идей и верований, выношенных в течение всей моей жизни.
С ним не было никакого сладу! Он придирался ко всему и везде видел тлетворные
идеи, особенно по части
социализма и революции.
Может быть, на меня его манера держать себя и бесцеремонность этой импровизированной беседы подействовали слишком сильно; а я по своим тогдашним знакомствам и связям не был достаточно революционно настроен, чтобы все это сразу простить и смотреть на Чернышевского только как на учителя, на бойца за самые крайние
идеи в радикальном
социализме, на человека, который подготовляет нечто революционное.
Устанавливают три стадии в развитии в России социалистических
идей: стадию
социализма утопического,
социализма народнического и
социализма научного или марксистского.
Чернышевский, который развивал
идеи народнического
социализма, родственные Герцену, с презрением будет говорить о Герцене, что он барин 40-х годов, который все еще продолжает думать, что он спорит в салонах с Хомяковым.
Личность и народ — две основных
идеи русского народнического
социализма.
Так формулировалась характерная русская
идея индивидуалистического
социализма.
Самый теперешний
социализм французский есть не что иное, как лишь вернейшее и неуклонное продолжение католической
идеи, самое полное и окончательное завершение ее, роковое последствие, вырабатывающееся веками.
Эта римская
идея принудительного универсализма лежит и в основе
социализма.
И в борьбе, которая разгоралась в Европе, Достоевский был готов стать на сторону протестантской Германии, чтобы победить католичество и
социализм, римскую
идею принудительного соединения людей.
Достоевский всегда думал, что революционная демократия и революционный
социализм, одержимые
идеей абсолютного равенства, в последних пределах своих должны привести к господству небольшой кучки над остальным человечеством.
Одержимость безбожной
идеей революционного
социализма в своих окончательных результатах ведет к бесчеловечности.
Но поразительна эта аналогия между католичеством и
социализмом, этими двумя противоположными
идеями.
Ибо
социализм французский есть не что иное, как насильственное единение человека —
идея еще от древнего Рима идущая и потом всецело в католичестве сохранившаяся».
У Достоевского была
идея, к которой он много раз возвращается, — о связи
социализма с католичеством.
Также смертельна для человечества
идея нечеловеческого коллектива у Маркса, в религии
социализма.
Меня интересуют духовные первоосновы демократии и
социализма, и поэтому я сделаю предметом своего исследования не многообразные формы полудемократии и полусоциализма, а предельные выражения этих типов, их «
идеи».
Реакционерами, людьми отсталыми, должны быть признаны те, которые хотят удержаться на принципах новой истории, вернуться к
идеям XIX века, хотя бы то была демократия, гуманистический
социализм и пр.
Социализм есть во всяком случае
идея регуляции социального целого; он все хочет привести в соответствие с социальным организмом, он противится хозяйственной анархии.
Чудовищная неправда утверждать, что господство солдатчины, основанное на физическом насилии, имеет хоть какое-либо отношение к
социализму, к «
идее четвертого сословия», как ее понимали Маркс, Лассаль и др. западные социалисты.
Социализм принципиально нетерпим и эксклюзивен, он по
идее своей не может предоставить никаких свобод своим противникам, инакомыслящим.
Идея интернационала родилась в революционной атмосфере зеленых социалистических надежд, первых детских грез
социализма, и соответствовала она детски-незрелому состоянию рабочего движения.
Только люди, одержимые ложной
идеей или совершенно темные и ограниченные, могут видеть что-то «буржуазное» в безусловной защите родины и в национальной настроенности, а
социализмом называть условную защиту родины или безусловное ее предание.
Дух классовой ненависти и злобы ведет к отрицанию образа Божьего в человеке, он истребляет
идею человечества и находится в непримиримом противоречии с упованиями самого
социализма.
Это — полу-социализм, не чисто выражающий социалистическую
идею.
С другой стороны,
социализм принимает интернациональный характер, и в коммунистическом интернационале по-новому и извращенно восстает старая
идея принудительного универсализма.
В
социализм перешло ложное притязание старой теократической и империалистической
идеи,
идеи внешнего, принудительного единства человечества, количественного универсализма.
С
социализмом нельзя бороться «буржуазными»
идеями и нельзя противополагать ему капиталистическое и буржуазно-демократическое общество XIX и XX веков.
Но этот военный
социализм, этот
социализм бедности, внеклассовой и государственной, не дает никаких жизненных оснований для возрождения
идеи социальной революции.
О
социализме сейчас в России нельзя серьезно разговаривать, его совсем нет, есть лишь втаптывание в грязь социалистической
идеи.
Как интересы и корыстные инстинкты какого-либо класса могут превращаться в
идею и ценность для отдельных выходцев из других классов, это и есть самая интересная проблема психологии и идеологии
социализма.
Гипноз классовой
идеи коверкает и самый
социализм и придает ему разрушительный и самоубийственный характер.
Революционный
социализм, как он обнаружился сейчас в России, окончательно убивает возможность братства людей в принципе, в самой новой вере, в
идее.