Неточные совпадения
Она навела речь на музыку, но, заметив, что Базаров не признает
искусства, потихоньку возвратилась к ботанике, хотя Аркадий и пустился было толковать о
значении народных мелодий.
«Газета? Возможно, что Дронов прав — нужна газета. Независимая газета. У нас еще нет демократии, которая понимала бы свое
значение как
значение класса самостоятельного, как средоточие сил науки,
искусства, — класса, независимого от насилия капитала и пролетариата».
Поэтому
искусство имеет катартическое и освобождающее
значение.
Ведь ограничивая ее приложением «вечных и общих» законов
искусства к частным и временным явлениям, через это самое осуждают
искусство на неподвижность, а критике дают совершенно приказное и полицейское
значение.
Журавка обыкновенно фыркал, пыхал, подпрыгивал и вообще ликовал при этих спорах. Вырвич и Шпандорчук один или два раза круто поспорили с ним о
значении художества и вообще говорили об
искусстве неуважительно. Илья Макарович был плохой диалектик; он не мог соспорить с ними и за то питал к ним всегдашнюю затаенную злобу.
— О трагическом в жизни и в
искусстве, — повторил Рудин. — Вот и г. Басистов прочтет. Впрочем, я не совсем еще сладил с основной мыслью. Я до сих пор еще не довольно уяснил самому себе трагическое
значение любви.
Автор не менее, нежели кто-нибудь, признает необходимость специальных исследований; но ему кажется, что от времени до времени необходимо также обозревать содержание науки с общей точки зрения; кажется, что если важно собирать и исследовать факты, то не менее важно и стараться проникнуть в смысл их. Мы все признаем высокое
значение истории
искусства, особенно истории поэзии; итак, не могут не иметь высокого
значения и вопросы о том, что такое
искусство, что такое поэзия.
Правда, впоследствии, когда пение становится для высших классов общества преимущественно
искусством, когда слушатели начинают быть очень требовательны в отношении к технике пения, — за недостатком удовлетворительного пения инструментальная музыка старается заменить его и является как нечто самостоятельное; правда, что она имеет и полное право обнаруживать притязания на самостоятельное
значение при усовершенствовании музыкальных инструментов, при чрезвычайном развитии технической стороны игры и при господстве предпочтительного пристрастия к исполнению, а не к содержанию.
Как решить этот вопрос, не входит в сферу нашего рассуждения; но как решен будет он, точно так же должен быть решен вопрос и о степени уважения, которой заслуживают создания архитектуры в
значении чистого
искусства, а не практической деятельности.
Вот единственная цель и
значение очень многих (большей части) произведений
искусства: дать возможность, хотя в некоторой степени, познакомиться с прекрасным в действительности тем людям, которые не имели возможности наслаждаться им «а самом деле; служить напоминанием, возбуждать и оживлять воспоминание о прекрасном в действительности у тех людей, которые знают его из опыта и любят вспоминать о нем.
Такое мнение основывается на предполагаемой противоположности между общим
значением существа и его живою индивидуальностью, на предположении, будто бы «общее, индивидуализируясь, теряет свою общность» в действительности и «возводится опять к ней только силою
искусства, совлекающего с индивидуума его индивидуальность».
Но если под прекрасным понимать то, что понимается в этом определении, — полное согласие идеи и формы, то из стремления к прекрасному надобно выводить не
искусство в частности, а вообще всю деятельность человека, основное начало которой — полное осуществление известной мысли; стремление к единству идеи и образа — формальное начало всякой техники, стремление к созданию и усовершенствованию всякого произведения или изделия; выводя из стремления к прекрасному
искусство, мы смешиваем два
значения этого слова: 1) изящное
искусство (поэзия, музыкант, д.) и 2) уменье или старанье хорошо сделать что-нибудь; только последнее выводится из стремления к единству идеи и формы.
Но мы говорили выше, что, кроме воспроизведения,
искусство имеет еще другое
значение — объяснение жизни; до некоторой степени это доступно всем
искусствам: часто достаточно обратить внимание «а предмет (что всегда и делает
искусство), чтобы объяснить его
значение или заставить лучше понять жизнь.
Наука и
искусство (поэзия) — «Handbuch» для начинающего изучать жизнь; их
значение — приготовить к чтению источников и потом от времени до времени служить для справок.
17) Воспроизведение жизни — общий, характеристический признак
искусства, составляющий сущность его; часто произведения
искусства имеют и другое
значение — объяснение жизни; часто имеют они и
значение приговора о явлениях жизни.
Пришедши к выводу, что
искусство не может быть обязано своим происхождением недовольству человека прекрасным в действительности, мы должны были отыскивать, вследствие каких потребностей возникает
искусство, и исследовать его истинное
значение.
Под действительною жизнью, конечно, понимаются не только отношения человека к предметам и существам объективного мира, но и внутренняя жизнь человека; иногда человек живет мечтами, — тогда мечты имеют для него (до некоторой степени и на некоторое время)
значение чего-то объективного; еще чаще человек живет в мире своего чувства; эти состояния, если достигают интересности, также воспроизводятся
искусством.
Тогда художник становится мыслителем, и произведение
искусства, оставаясь в области
искусства, приобретает
значение научное.
Но, интересуясь явлениями жизни, человек не может, сознательно или бессознательно, не произносить о лих своего приговора; поэт или художник, не будучи в состоянии перестать быть человеком вообще, не может, если б и хотел, отказаться от произнесения своего приговора над изображаемыми явлениями; приговор этот выражается в его произведении, — вот новое
значение произведений
искусства, по которому
искусство становится в число нравственных деятельностей человека.
Портрет снимается с человека, который нам дорог и мил, не для того, чтобы сгладить недостатки его лица (что нам за дело до этих недостатков? они для нас незаметны или милы), но для того, чтобы доставить нам возможность любоваться на это лицо даже и тогда, когда на самом деле оно не перед нашими глазами; такова же цель и
значение произведений
искусства: они не поправляют действительности, не украшают ее, а воспроизводят, служат ей суррогатом.
Реальное направление мыслей, развиваемых в нем, уже достаточно свидетельствует, что они возникли на почве реальности и что автор вообще придает очень мало
значения для нашего времени фантастическим полетам даже и в области
искусства, не только в деле науки.
Первое и общее
значение всех произведений
искусства, сказали мы, — воспроизведение интересных для человека явлений действительной жизни.
Люди ходят и удивляются: как это они, краски, так хитро расположены! И больше ничего. Написаны целые книги, целые горы книг об этом предмете; многие из них я читал. Но из Тэнов, Карьеров, Куглеров и всех, писавших об
искусстве, до Прудона включительно, не явствует ничего. Они все толкуют о том, какое
значение имеет
искусство, а в моей голове при чтении их непременно шевелится мысль: если оно имеет его. Я не видел хорошего влияния хорошей картины на человека; зачем же мне верить, что оно есть?
Л-у, конечно, будет трудно разобрать его картину со стороны техники, но он сумеет коснуться ее
значения как произведения
искусства, которое не терпит, чтобы его низводили до служения каким-то низким и туманным идеям.
Верх ее
искусства, апогей ее благотворности — если она захочет и сумеет показать
значение произведений того или другого писателя для его времени и потерю этого
значения в наше время.
Из этого письма также видно, какое
значение имели для Гоголя все
искусства и как благодетельно было их влияние на его душу.
Это меня сердечно огорчило, и Вера печально сказала мне: «Что после этого и говорить, если Григорий Иванович не может понять, какое глубокое и великое
значение имеет для Гоголя вообще
искусство, в каких бы оно формах ни проявлялось!»
Оба они восхищались талантом Гоголя в изображении пошлости человеческой, его неподражаемым
искусством схватывать вовсе незаметные черты и придавать им такую выпуклость, такую жизнь, такое внутреннее
значение, что каждый образ становился живым лицом, совершенно понятным и незабвенным для читателя, восхищались его юмором, комизмом — и только.
Такого рода вопрос могут предложить многие, потому что многие считают поэзию и вообще
искусство пустым препровождением времени, прихотью, роскошью, не имеющею никакого существенного
значения в жизни. Для того чтобы ответить на это предубеждение, нужно обратиться к самым началам, на которых основывается существование поэзии, и объяснить, в чем состоит существо ее и в чем заключается большее или меньшее достоинство поэта.
В разговорах он ни одним словом не обнаружил своего исключительного, мистического направления, он не касался никаких духовных предметов, а очень весело, остроумно, не скупясь на эпиграммы, рассуждал о делах общественных и житейских; сейчас заговорил со мной о театре и очень искусно заставил меня высказать все мое увлечение и все мои задушевные убеждения в высоком
значении истинного артиста и театрального
искусства вообще.
Для людей, которые все уткнулись в «свою литературу», для которых нет других событий общественной жизни, кроме выхода новой книжки журнала, действительно должен казаться громадно-важным их муравейник. Зная только отвлеченные теории
искусства (имевшие, впрочем, когда-то свое жизненное
значение) да занимаясь сравнением повестей г. Тургенева, например, с повестями г. Шишкина или романов г. Гончарова с романами г. Карновича, — точно, не мудрено прийти в пафос и воскликнуть...
Чтение в обширном, высоком его
значении — не только основание сценического
искусства, но почти то же, что игра на театре.
Есть ли это язык понятий, подлежащих философской обработке не только в своем
значении, но и в самом своем возникновении, или же это суть знаки иной природы и строения, находящиеся в таком же примерно отношении к философским понятиям, как образы
искусства: о них можно философствовать дискурсивно, но в наличности своей они даны мышлению.
Каковы же должны стать непосредственные задачи
искусства, осознавшего свою природу и
значение?
Разумеется,
искусство глубиннее науки и поэтому стоит ближе к религии, но для нашей аналогии это различие не имеет
значения.]. которым до известной степени и является наука о религии (и именно в силу этого она может становиться и нечестием, если отступает от своего прямого пути из-за враждебности к религии).
Этот соблазн магизма всегда стоял перед
искусством, но особенное
значение он получает для современности.
Поэтому и само
искусство отнюдь не имеет самодовлеющего
значения, оно есть лишь путь к обретению красоты.
Для этой таинственной силы, для этой благодати
искусства имеет сравнительно второстепенное
значение, каков его предмет, на чем именно отразилась небесная голубизна.
Трагическое страдание имеет освобождающее и очищающее
значение, потому что между нашими страданиями, нашей трагедией и страданиями и трагедией в произведениях
искусства лежит преображающий, творческий художественный акт.
Так вопрос о творческом призвании человека в познании или
искусстве приобретает нравственное
значение.
Стасов оказывался толстовцем если не в отрицании
искусства, то в отстаивании морального его
значения и в нападках на все, что ему было не по душе в западном
искусстве, в том числе и на оперы Вагнера.
У латыниста квартального было два
искусства, из коих одним он хвастался, а о другом умалчивал, хотя, собственно, второе в общественном смысле имело гораздо большее
значение.
Так что драма, важнейшая отрасль
искусства, сделалась в наше время только пошлой и безнравственной забавой пошлой и безнравственной толпы. Хуже же всего при этом то, что упавшему так низко, как только может упасть,
искусству драмы продолжает приписываться высокое, несвойственное ему
значение.
Все знания науки и
искусств, которые приобретает богатый, несмотря на все высокие слова о
значении науки и
искусств, нужны ему только для того, чтобы побороть скуку и провести приятно время.
Савонарола совсем не был изуверским врагом и истребителем
искусства и красоты [О положительном
значении Савонаролы для
искусства говорит Лафенестр в книге «St.
И если реалисты XIX века бывали великими художниками, то потому только, что направление в
искусстве вообще мало имеет
значения, и за их временной реалистической оболочкой светила красота вечного
искусства и вечного творческого акта.
— Все это прекрасно. И я не желаю умалять достоинство таких студентов, как Заплатин. Но позвольте мне сказать вам, дорогая Надежда Петровна. Такой — как вы сами назвали его как-то — прямолинейный человек вряд ли способен подняться над своими, хотя бы и очень честными, взглядами на жизнь. Его карьера артистки, которая открывается перед вами, пугает. Да он и не признает за
искусством его высокого
значения. Что такое для него красота? Или финтифлюшки, или, хуже того, чуть не разврат.
Эта крайность и узость марксизма имеет
значение для разрушения той наивно-поверхностной веры, что «науки и
искусства» — подлинное творчество, откровение творческой природы человека.
Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял
значение этого страшного орудия, которое не спрашивая правил военного
искусства, уничтожало французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны.
Искусство чтения считалось в том, чтобы громко, певуче, между отчаянным завыванием и нежным ропотом переливать слова совершенно независимо от их
значения, так что совершенно случайно на одно слово попадало завывание, на другие — ропот.