Неточные совпадения
— Возвращаясь к Толстому — добавлю: он учил думать, если можно назвать учением его мысли вслух о себе самом. Но он никогда не учил жить, не учил этому даже и в так называемых произведениях художественных, в словесной игре, именуемой искусством… Высшее искусство — это искусство жить в благолепии
единства плоти и
духа. Не отрывай чувства от ума, иначе жизнь твоя превратится в цепь неосмысленных случайностей и — погибнешь!
Вся относительность природного и исторического процесса сводима к
единству с абсолютным лишь в глубине
духа, а не во внешней действительности.
Христианство есть окончательное утверждение
единства человечества,
духа всечеловечности и всемирности.
Она пробуждает глубокое чувство народного, национального
единства, преодолевает внутренний раздор и вражду, мелкие счеты партий, выявляет лик России, кует мужественный
дух.
Существует
единство в царстве
духа.
Если Сын Божий есть Логос бытия, Смысл бытия, идея совершенного космоса, то
Дух есть абсолютная реализация этого Логоса, этого Смысла, воплощение этой идеи не в личности, а в соборном
единстве мира, есть обоженная до конца душа мира.
В
Духе открывается вновь то, что открывалось уже и в Отце, но осмысленное Сыном, и обнаруживается
единство и тождество Отца и Сына.
Дух есть носитель соборного божественного начала, соборной любви; восстанавливающей
единство мировой души.
Духа в истории мира не было бы соборного действия Промысла, не было бы отблеска Божества на всем, что творится в истории, во вселенской культуре, в общественности, не было бы космического
единства человечества.
Но сие беззаконное действие распавшейся натуры не могло уничтожить вечного закона божественного
единства, а должно было токмо вызвать противодействие оного, и во мраке
духом злобы порожденного хаоса с новою силою воссиял свет божественного Логоса; воспламененный князем века сего великий всемирный пожар залит зиждительными водами Слова, над коими носился
дух божий; в течение шести мировых дней весь мрачный и безобразный хаос превращен в светлый и стройный космос; всем тварям положены ненарушимые пределы их бытия и деятельности в числе, мере и весе, в силу чего ни одна тварь не может вне своего назначения одною волею своею действовать на другую и вредить ей;
дух же беззакония заключен в свою внутреннюю темницу, где он вечно сгорает в огне своей собственной воли и вечно вновь возгорается в ней.
Иные говорят только о всемогуществе царя, о правительственном произволе, о рабском
духе подданных; другие утверждают, напротив, что петербургский империализм не народен, что народ, раздавленный двойным деспотизмом правительства и помещиков, несет ярмо, но не мирится с ним, что он не уничтожен, а только несчастен, и в то же время говорят, что этот самый народ придает
единство и силу колоссальному царству, которое давит его.
Г-н Тегоборский говорит в книге, недавно вышедшей в Париже и посвященной императору Николаю, что эта система раздела земель кажется ему неблагоприятною для земледелия (как будто ее цель — успехи земледелия!), но, впрочем, прибавляет: «Трудно устранить эти неудобства, потому что эта система делений связана с устройством наших общин, до которого коснуться было бы опасно: оно построено на ее основной мысли об
единстве общины и о праве каждого члена на часть общинного владения, соразмерную его силам, поэтому оно поддерживает общинный
дух, этот надежный оплот общественного порядка.
Чем больше живут люди, тем всё больше и больше понимают они то, что жизнь их только тогда истинная и счастливая, когда они признают свое
единство в одном и том же
духе, живущем во всех.
«Сверхчувственное Wo [Здесь: что (нем.).]… можно понимать как сущее, безымянное ничтожество — die seiende, namenlose Nichtigkeit; и тогда достигает
дух в Ничто
Единства — in das Nichts der Einheit.
Рассуждая же в восходящем направлении (ανιόντες), скажем, что она не есть душа, или ум, не имеет ни фантазии, ни представления, ни слова, ни разумения; не высказывается и не мыслится; не есть число, или строй, или величина, или малость, или равенство, или неравенство, или сходство, или несходство; она не стоит и не движется, не покоится и не имеет силы, не есть сила или свет; не живет и не есть жизнь; не сущность, не вечность и не время; не может быть доступна мышлению; не ведение, не истина; не царство и не мудрость; не единое, не
единство (ένότης), не божество, не благость, не
дух, как мы понимаем; не отцовство, не сыновство, вообще ничто из ведомого нам или другим сущего, не есть что-либо из не сущего или сущего, и сущее не знает ее как такового (ουδέ τα οντά γινώσκει αυτόν ή αΰθή εστίν), и она не знает сущего как такового; и она не имеет слова (ουδέ λόγος αυτής εστίν), ни имени, ни знания; ни тьма, ни свет; ни заблуждение, ни истина; вообще не есть ни утверждение (θέσις), ни отрицание (αφαίρεσις); делая относительно нее положительные и отрицательные высказывания (των μετ αύτη'ν θέσεις καί οίραιρε'σεις ποιούντες), мы не полагаем и не отрицаем ее самой; ибо совершенная единая причина выше всякого положения, и начало, превосходящее совершенно отрешенное от всего (абсолютное) и для всего недоступное, остается превыше всякого отрицания» (καί υπέρ πασαν αφαίρεσιν ή υπεροχή των πάντων απλώς οίπολελυμένου και έιε' κείνα των όλων) (de mystica theologia, cap.
«Но как же я должен любить Его?» Ты должен Его любить, насколько Он есть не-Бог, не-дух, не-лицо, не оформленное, но одно чистое, светлое
единство, далекое от всякой двойственности.
Божество по благодати открывается человеку в меру способности отдельного
духа, но сама «пресущественная беспредельность лежит выше сущности (трансцендентна ей); выше умов превышающее ум
единство; недоступно всякому рассуждению единое, превосходящее рассуждение; неизреченное для всякого слова благо превыше слова;
единство, единящее всякое
единство, и пресущественная сущность, и ум, недоступный уму, и слово неизрекаемое, бессловность, безразумность и безымянность, не соответствующая ничему из сущего; виновное в бытии всего, само не будучи сущим, как трансцендентное всякой сущности» (ib.).
«Ты должен любить Бога, насколько Он не-Бог, не-дух, не-лицо, неоформленное, а только чистое, ясное, простое
единство, далекое всякой двойственности.
В вечной природе существуют две области и заключена возможность двух жизней: «огонь или
дух», обнаруживающийся как «молния огня» на четвертой ступени, силою свободы (опять и свобода у Беме мыслится вне отношения к личности, имперсонали-стически, как одна из сил природы) определяет себя к божественному
единству или кротости, и благодаря этому первые 4 стихии становятся или основой для царства радости, или же, устремляясь к множественности и самости, делаются жертвой адского начала, причем каждое начало по-своему индивидуализирует бытие.
Тожественность личности воскресшей с ранее жившею установляется
единством сверхвременного и бессмертного человеческого
духа, оживляющего тело, а чрез посредство животной души индивидуальность сообщается и телу.
Раскрытие триипостасности в жизни
духа от бледной схемы к полноте конкретности есть источник вечно бьющей радости и обновляющейся жизни, которая «светлеется тройческим
единством священнотайне».
И
Единство зовется поэтому Ничто, ибо
дух не может найти временного образа того, что он есть; но
дух хорошо чувствует, что он поддерживается другим, чем он сам; потому то, что его поддерживает, собственно есть скорее нечто, чем ничто; но для
духа оно, конечно, есть ничто по образу своего бытия» (I, 161–162).
Единство личности создается
духом.
Целого и
единства можно искать только в
духе не отчужденном от себя и не объективированном.
Дух сообщает форму душе и телу и приводит их к
единству, а не подавляет и не уничтожает.
Рафинированная душа нуждается в суровом
духе, сдерживающем ее в
единстве, целостности и вечной ценности.
Цельность и
единство порождаются работой
духа в душевном и телесном элементе и составляют личность.
В неоплатонизме человек приобщается к
единству и достигает слиянности в отрешенности от космической множественности, в отвлеченном
духе.
Если возврат души к
единству с Богом не означает
единства по природе и субстанции, то потому лишь, что
дух не есть природа или субстанция.
Дух вносит целостность,
единство, смысловую связь в душевную и душевно-телесную жизнь человека.
Дух есть
единство субъективного и объективного.
Дух есть как бы дуновение Божье, проникающее в существо человека и сообщающее ему высшее достоинство, высшее качество его существования, внутреннюю независимость и
единство.
Ты должен любить Бога таким, каков Он есть: не — Бог, не —
Дух, не — Лицо, не — Образ, но одно чистое, светлое
единство, далекое от всякой двойственности.
«Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, читал он, должны мы очистить людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с
духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие, неверие и глупость, образовать из преданных нам людей, связанных между собою
единством цели и имеющих власть и силу.
Процессы, направленные к преодолению национальной замкнутости и к образованию универсального
единства, я называю концом новой истории, ее индивидуалистического
духа, и началом нового средневековья.
Армии раздроблены, нет
единства начальства, Барклай не популярен; но из этой путаницы, раздробления и непопулярности немца-главнокомандующего с одной стороны вытекает нерешительность и избежание сражения (от которого нельзя было бы удержаться, ежели бы армии были вместе и не Барклай был бы начальником), с другой стороны — всё бòльшее и бòльшее негодование против немцев и возбуждение патриотического
духа.