Неточные совпадения
— Меня эти вопросы не задевают, я смотрю с иной стороны и вижу: природа — бессмысленная,
злая свинья! Недавно я препарировал труп женщины, умершей от родов, — голубчик мой, если б ты видел, как она изорвана, искалечена! Подумай: рыба мечет икру, курица сносит яйцо безболезненно, а женщина родит в
дьявольских муках. За что?
Одинаково ложно видеть повсюду в жизни мира торжество
злой дьявольской силы и видеть прогрессирующее раскрытие и торжество божьей доброй силы.
Ветхое сознание не вмещает смысла истории, и вся драма новой истории представляется ему или недоразумением, или сплошным
злом,
дьявольским наваждением.
Сострадание, которое повлекло бы спасающегося вслед за гибнущим, было бы абсолютным
злом, великой ложью,
дьявольской хитростью.
— Не от себя лютует Тарас Григорьич, а по
дьявольскому наущению, как и игумен Моисей, — выкрикивал Арефа. — Не сердитую я на ихнюю темноту и ослепление… Воздай им, господи, добром за
зло, а мои худые слезы видит один Прокопий преподобный.
— Не
дьявольское, но — скотское! Добро и
зло — в человеке суть: хочете добра — и есть добро,
зла хочете — и будет
зло от вас и вам! Бог не понуждает вас на добро и на
зло, самовластны вы созданы волею его и свободно творите как
злое, так и доброе. Диавол же ваш — нужда и темнота! Доброе суть воистину человеческое, ибо оно — божие,
злое же ваше — не
дьявольское, но скотское!
Дед.
Зло это, не добро. Хлеб тебе бог зародил себя и людей кормить, а ты его на
дьявольское питье перегнал. Не будет от этого добра. Брось ты эти дела. А то пропадешь и людей погубишь! Это, думаешь, питье? Это — огонь, сожжет он тебя. (Берет лучину из-под котла, зажигает.)
—
Зла не жди, — стал говорить Патап Максимыч. — Гнев держу —
зла не помню… Гнев дело человеческое, злопамятство —
дьявольское… Однако знай, что можешь ты меня и на
зло навести… — прибавил он после короткого молчанья. — Слушай… Про Настин грех знаем мы с женой, больше никто. Если ж, оборони Бог, услышу я, что ты покойницей похваляешься, если кому-нибудь проговоришься — на дне морском сыщу тебя… Тогда не жди от меня пощады… Попу станешь каяться — про грех скажи, а имени называть не смей… Слышишь?
Надобно из самаго
зла извлекать для себя возможную пользу: потщимся и силу
дьявольскую эксплуатировать в пользу костела!
Возникновение же
злого и
дьявольского есть уже нечто вторичное.
Трагическое есть противоборство полярных начал, но не непременно божеского и
дьявольского, доброго и
злого.
И вот трагизм нравственной жизни, как было уже сказано, совсем не в столкновении добра и
зла, божественного и
дьявольского, трагизм прежде всего в столкновении одного добра с другим добром, одной ценности с другой ценностью — любви к Богу и любви к человеку, любви к отечеству и любви к близким, любви к науке или искусству и любви и жалости к человеку и т. п.
А утром еще
злее беда накатила. Повела она Кушку на променаж, — с денщиком нипочем не шел, — трах, у самой калитки батюшка в трех шагах поперек прошелестел. Остановился, табачку из табакерки хватил, да как чертыхнется: «Экий
дьявольский ветер, половину табакерки выдул, бес его забодай!..»
И различие между «божеским» и «
дьявольским» не совпадает у Достоевского с обычным различием между «добрым» и «
злым» — различием периферическим.