Неточные совпадения
— Совсем недавно наши легальные марксисты и за ними — меньшевики оценили, как поучителен для них пример французских адвокатов, соблазнительный пример Брианов, Мильеранов, Вивиани и прочих родных по
духу молодчиков из мелкой буржуазии, которые, погрозив крупной
социализмом, предают пролетариат и становятся оруженосцами капиталистов…
И
социализм проникнут
духом мещанства.
Подобно тому, как недолговечно и поверхностно существование оазиса — общины в
духе толстовца или утопического
социализма, недолговечно и поверхностно и существование всей человеческой общественности в сложной и бесконечной космической жизни.
Борьба против буржуазного общества и буржуазного
духа, с которым
социализм и коммунизм недостаточно борются, совсем не отрицает заслуг буржуазного и гуманистического периода истории, утверждения свободы мысли и науки, уничтожения пыток и жестоких наказаний, признания большей человечности.
Тоталитарный коммунизм, как и тоталитарный фашизм и национал-социализм, требует отречения от религиозной и моральной совести, отречения от высшего достоинства личности, как свободного
духа.
Я сторонник
социализма, но мой
социализм персоналистический, не авторитарный, не допускающий примата общества над личностью, исходящей от духовной ценности каждого человека, потому что он свободный
дух, личность, образ Божий.
Я увидел, что в самом революционном
социализме можно обнаружить
дух Великого Инквизитора.
Интересно, что Достоевский сделался врагом революции и революционеров из любви к свободе, он увидал в
духе революционного
социализма отрицание свободы и личности.
Как скоро приехал Петр Николаич и взялся за порядки, молодой Тюрин, видя в ливенцовских крестьянах самостоятельный
дух и твердое намерение отстаивать свои права, заинтересовался ими и часто ходил в село и разговаривал с крестьянами, развивая среди них теорию
социализма вообще и в частности национализации земли.
Но этот
дух Великого Инквизитора я видел справа и слева, в авторитарной религии и государственности и в авторитарном революционном
социализме.
И то, что есть дурного в
социализме, — примат экономики над
духом, непризнание человеческой личности верховной ценностью — есть наследие капитализма, продолжение капиталистического разрушения ценностей.
И это определялось не социальной и экономической системой
социализма, а ложным
духом, которым проникнуты были деятели
социализма.
Социализм действительно часто был связан с понижением уровня культуры, с подчинением
духа экономике, с нелюбовью к человеческой высоте и человеческому гению.
В нем сидела, в сущности, как поляки говорят,"шляхетная"натура. Он искренно возмущался всем, что делалось тогда в высших сферах — и в бюрократии, и среди пишущей братии — антипатичного, дикого, неблаговидного и произвольного. Его тогдашний либерализм был искреннее и прямолинейнее, чем у Зарина и, тем более, у Щеглова. Идеями
социализма он не увлекался, но в деле свободомыслия любил называть себя"достаточным безбожником"и сочувствовал в особенности польскому вопросу в
духе освободительном.
Если одна часть русских марксистов более всего дорожила целостным, тоталитарным характером своего революционного миросозерцания, охраняла свою ортодоксию и отличалась крайней нетерпимостью, если марксизм и
социализм были для них религией, то в другой части произошла дифференциация разных культурных областей, была нарушена революционная целостность и произошло освобождение подавленной жизни
духа и духовного творчества.
Достоевский — враг атеистического
социализма как соблазна Великого Инквизитора, как предания свободы
духа во имя хлеба и счастья.
Социализм восстает против этого, и смысл
социализма должен бы быть в субъективации человеческого существования, но социалистическая экономика может также оказаться не соответствующей замыслу
духа о ней.
Но если
социализм будет отрезан от
духа и духовности, то он неизбежно приведет к царству денег.
Но и марксистский
социализм, наиболее сознательный, не сознает до глубины своей природы, сам не знает, какого он
духа, так как остается на поверхности.
Страдание людей и отсутствие у многих людей даже хлеба насущного происходит не от того, что эксплуатирует человека человек, один класс — другой класс, как учит религия
социализма, а от того, что человек рожден свободным существом, свободным
духом.
Религия
социализма прежде всего ставит своей целью побороть свободу, свободу человеческого
духа, которая рождает иррациональность жизни и неисчислимые страдания жизни.
Свободу человеческого
духа противополагает он и католичеству, и
социализму.
Поэтому же
социализм лишен
духа творческого.
Он раскрывает в революционном, атеистическом
социализме антихристово начало, антихристов
дух.
Именно материалистический
социализм всего более отрицает общение в любви, общение в
Духе, признает лишь общение в необходимости, общение в материи.
То же начало лежит в основании католической инквизиции и принудительного
социализма, то же неверие в свободу
духа, в Бога и человека, в Богочеловека и Богочеловечество.
Социализм принимает три искушения, отвергнутые Христом в пустыне, отрекается от свободы
духа во имя счастья и успокоения миллионов людей.
Социализм есть явление
духа.
Внутренняя основа
социализма есть неверие в Бога, бессмертие и свободу человеческого
духа.
Возможен
социализм и совершенно другого
духа.
Но
социализм принимает наследие буржуазности, хочет приумножить и развить его и довести
дух этот до универсального торжества.
Было бы ошибочно, конечно, отождествлять всякий
социализм и всякое социалистическое движение с
духом небытия.
Социализм хочет приготовить счастливых младенцев, не знающих греха. Христианство прежде всего дорожит свободой человеческого
духа и потому не допускает возможности механической дрессировки человеческих душ для земного рая. Оно предоставляет это дело антихристу.
Думаю я также, что вина за духовную ложь и неправду
социализма лежит не на нем, а на тех слоях, которые первые вступили на путь буржуазности, путь порабощения
духа материальности и классового самоутверждения.
Во Франции есть замечательный писатель Леон Блуа, своеобразный католик, реакционер-революционер, не имеющий ничего общего с
социализмом, и он восстал с небывалым радикализмом против самих первооснов буржуазности, против царящего в мире буржуазного
духа, против буржуазной мудрости.
Дух классовой ненависти и злобы ведет к отрицанию образа Божьего в человеке, он истребляет идею человечества и находится в непримиримом противоречии с упованиями самого
социализма.
Но этот праведный
социализм исходит из свободы человеческого
духа и не допускает порабощения человеческого
духа хлебам и темным безднам, сулящим чудесное блаженство в земном царстве.
Также не демократичен и антидемократичен был и утопический
социализм Сен-Симона, который был реакцией против французской революции и во многом родственен был
духу Ж. де Местра.
Правда же
социализма может быть осуществлена лишь в ином
духе, в иной духовной атмосфере, не в материалистическом сознании, без классовой ненависти, без притязания на принудительное водворение Царства Божьего на земле, путем революционного катаклизма, с сохранением внутренней духовной свободы.
И необходимо бодрствование
духа и трезвение
духа, чтобы разгадать двойственную природу
социализма, который идет в мир с новым обетованным царством.
Вот почему о русском коммунизме совсем нельзя мыслить в категориях новой истории, применять к нему категории свободы или равенства в
духе французской революции, категории гуманистического мировоззрения, категории демократии и даже гуманистического
социализма.
Капитализм и
социализм одинаково сопровождаются упадком и угасанием духовного творчества, убылью
духа в человеческом обществе.
И нужно решительно сказать, что в
социализме нет ничего противоположного
духу буржуазности, нет никакого противоядия против окончательного воцарения буржуазности в мире.
Я думаю, что
дух материалистического, классового
социализма, особенно в социал-демократической форме, глубоко буржуазный
дух, глубоко антихристианский
дух.
Нет уж, нужно выбирать — или
социализм или свобода
духа, свобода совести человеческой.
Социализм же, мечтающий о создании всемирного царства механическими революционными чудесами, есть антихристов соблазн, он отрицает свободу
духа и лишает человека его богосыновства.
Но христианин, верующий во Христа пришедшего и ожидающий Христа грядущего, должен взять на себя смелость сказать, какой
дух входит в мир с фанатическим революционным
социализмом большевиков.
Буржуазность нужно искать не во внешних формах
социализма, а во внутреннем его
духе.
В русском нигилизме и русском нигилистическом
социализме нет свободы
духа, нет духовного здоровья, необходимого для творчества, нет никакой внутренней дисциплины, подчиняющей человека стоящим выше его святыням.