Неточные совпадения
Между тем в христианстве есть мессианское ожидание второго явления Христа в силе и славе, есть мессианское
искание царства Божьего, как на небе, так и на земле, возможное ожидание новой эпохи
Духа Святого.
Мужественный
дух потенциально заключен в России пророческой, в русском странничестве и русском
искании правды.
Русский мессианизм опирается прежде всего на русское странничество, скитальчество и
искание, на русскую мятежность и неутолимость
духа, на Россию пророческую, на русских — града своего не имеющих, града грядущего взыскующих.
Россия — страна безграничной свободы
духа, страна странничества и
искания Божьей правды.
Но главное в книге не это, главное — самопознание, познание собственного
духа и духовных
исканий.
Но ортодоксальные системы не хотят знать никакой новой проблематики, относятся подозрительно и враждебно к творческому беспокойству, к
исканию, к борениям
духа.
Невозможна творческая философская мысль, если нет сферы проблематического, нет мучительных усилий разрешить новые вопросы, нет
искания истины, которая не падает сверху в готовом и застывшем виде, нет борений
духа.
Но я не мог смирить своих
исканий нового
духа, своего познания, своего свободолюбия.
— Ты еси мой бог и творец всех богов, соткавший их из красот
духа своего в труде и мятеже
исканий твоих!
Новый или, лучше сказать, сомнительный батенька мой сконфузился крепко от моих объяснений чистосердечных, вспотел, утирался и, собравшись с
духом, начал — да как? — и грозил судом,
исканием бесчестья вечным процессом: но я, как гора, был тверд и уже начинал было разгорячаться, а избави бог мне разгорячиться!
Искание шедевра [Выражение, возможно, навеянное названиями двух «философских этюдов» Бальзака: «Неведомый шедевр» и «Поиски абсолюта» (М., 1966).], при невозможности найти его, пламенные объятия, старающиеся удержать всегда ускользающую тень, подавленность и род разочарования, подстерегающего творческий акт, что же все это означает, как не то, что человеческому
духу не под силу создание собственного мира, чем только и могла бы быть утолена эта титаническая жажда.
Триипостасность присутствует в человеческом
духе не только как его основа, но и внутренняя форма бытия, смутное
искание и жажда.
Однако если вера может родиться только у ищущих ее (и притом тоже не всегда: для современного
духа именно характерна утрата способности находить веру, но не искать ее, ибо
исканиями полна наша эпоха), то не значит ли это и впрямь, что вера есть психологизм и субъективизм?
Он опознается не принудительностью внешних чувств, не насильственно, но свободным, творческим устремлением
духа,
исканием Бога, напряженной актуальностью души в этом направлении.
Дух есть желудок… Так вот оно что! Вот к чему сводятся все великие томления и
искания духа, таинственные бездны жизни и ее потрясающие ужасы! Да ведь это, пожалуй, совсем то же самое, что у Мечникова: человеку нужно вырезать толстую и слепую кишку, кормить его простоквашею с болгарскими бациллами, — и он станет «оптимистом». Какая пошлость! Декадент презрительно кривит губы и ополчается на защиту великих запросов и переживаний человеческого
духа.
Мне кажется, на это способен только «любитель литературы», для кого глубочайшие
искания и нахождения человеческого
духа — лишь предмет эстетических эмоций.
И вместе с тем блаженство, райское состояние беспокоит нас как остановка движения
духа, как прекращение бесконечного стремления и
искания, как самодовольство и равнодушие к горю других и к существованию ада.
Революция создала тоталитарное коммунистическое царство, и в этом царстве угас революционный
дух, исчезли свободные
искания.