Неточные совпадения
В этом проблематика Достоевского, Ибсена была моей нравственной проблематикой, как и пережитое Белинским
восстание против гегелевского мирового
духа, как некоторые мотивы Кирхегардта, которого я, впрочем, очень поздно узнал и не особенно люблю, как и борьба Л. Шестова против необходимых законов логики и этики, хотя и при ином отношении к познанию.
Я никогда не говорил о
восстании «природы»,
восстании инстинктов против норм и законов разума и общества, я говорил о
восстании духа.
Революционность, присущая моей природе, есть прежде всего революционность духовная, есть
восстание духа, то есть свободы и смысла, против рабства и бессмыслицы мира.
У меня было даже революционное
восстание духа против этих революций.
Наиболее русским он был в своем
восстании против гегелевского мирового
духа во имя реального, конкретного человека.
[На следствии растерявшийся Кюхельбекер говорил о Пущине в
духе, отягчавшем вину его товарища и друга (см. «Дела» Кюхельбекера и Пущина — «
Восстание декабристов», т. II, 1926).
Прямо из трактира он отправился в театр, где, как нарочно, наскочил на Каратыгина [Каратыгин Василий Андреевич (1802—1853) — трагик, актер Александринского театра.] в роли Прокопа Ляпунова [Ляпунов Прокопий Петрович (ум. в 1611 г.) — сподвижник Болотникова в крестьянском
восстании начала XVII века, в дальнейшем изменивший ему.], который в продолжение всей пьесы говорил в
духе патриотического настроения Сверстова и, между прочим, восклицал стоявшему перед ним кичливо Делагарди: «Да знает ли ваш пресловутый Запад, что если Русь поднимется, так вам почудится седое море!?» Ну, попадись в это время доктору его gnadige Frau с своим постоянно антирусским направлением, я не знаю, что бы он сделал, и не ручаюсь даже, чтобы при этом не произошло сцены самого бурного свойства, тем более, что за палкинским обедом Сверстов выпил не три обычные рюмочки, а около десяточка.
Напротив, напряженность одного мужского начала в жизни
духа приводит к мятежу против Бога, имеющему первообраз в
восстании Денницы, который отрекся от женственной стихии
духа, захотел все иметь от себя, по-мужски, и сделался — дьяволом.
Всегда образуется законничество и фарисейство культуры, и всегда неизбежно
восстание профетического
духа.
Но
восстание личности есть победа
духа и свободы над природой и народной стихией.
Возврат же
духа внутрь подлинного существования может означать революционную активность в отношении к объективированному состоянию мира, может быть
восстанием свободы против детерминации, т. е. может означать внедрение
духа в мир для его одухотворения и преображения.
В
духе есть прометеевское начало,
восстание против богов природы, против детерминизма человеческой судьбы, есть порыв и прорыв к высшему свободному миру.
То же
восстание качественно восходящей индивидуальности против
духа серединно-общего.
В гуманизме чувствуется это
восстание раба, плебейство
духа.
Не свободен
духом человек нового времени, человек кончающейся новой истории, и не во имя свободы совершает он свои
восстания и бунты, не во имя свободы отрицает он Истину.