Они не понравились друг другу и не могли понравиться. Чернышевский приехал с претензией поучать Герцена, на которого он смотрел как на москвича-либерала 40-х годов, тогда как себя он считал провозвестником идей, проникнутых
духом коммунизма. Когда я познакомился с Герценом, я понял, до какой степени личность, и весь душевный склад, и тон Чернышевского должны были неприятно действовать на него.
Неточные совпадения
Борьба против буржуазного общества и буржуазного
духа, с которым социализм и
коммунизм недостаточно борются, совсем не отрицает заслуг буржуазного и гуманистического периода истории, утверждения свободы мысли и науки, уничтожения пыток и жестоких наказаний, признания большей человечности.
Тоталитарный
коммунизм, как и тоталитарный фашизм и национал-социализм, требует отречения от религиозной и моральной совести, отречения от высшего достоинства личности, как свободного
духа.
Коммунизм, как он себя обнаружил в русской революции, отрицал свободу, отрицал личность, отрицал
дух.
С
коммунизмом я вел не политическую, а духовную борьбу, борьбу против его
духа, против его вражды к
духу.
Но
коммунизм, отрицающий свободу, достоинство человека как бессмертного существа, он признавал порождением антихристова
духа.
В «Легенде» Достоевский имел, конечно, в виду не только католичество, не только всякую религию авторитета, но и религию
коммунизма, отвергающую бессмертие и свободу
духа.
Рабство, которое несет с собой
коммунизм, происходит от
духа, а не от экономики.
Для Бахофена пробуждение
духа и личности, т. е. начала солнечного и мужского и победа его над исконным господством матриархата, над первобытным космическим
коммунизмом, над женской религией земли и подземных богов, есть положительный космический процесс.
В этом отношении Бахофен имел огромное значение, он один из первых показал существование первобытного полового
коммунизма, из которого образовалась моногамическая семья лишь после пробуждения
духа и личности.
В
коммунизм вошли знакомые черты: жажда социальной справедливости и равенства, признание классов трудящихся высшим человеческим типом, отвращение к капитализму и буржуазии, стремление к целостному миросозерцанию и целостному отношению к жизни, сектантская нетерпимость, подозрительное и враждебное отношение к культурной элите, исключительная посюсторонность, отрицание
духа и духовных ценностей, придание материализму почти теологического характера.
Хотя
дух просветительского материализма XVIII века очень силен в
коммунизме, но русские коммунисты, специалисты по антирелигиозной пропаганде, делают различие между просветительской борьбой радикальной буржуазии против религии и классовой, пролетарской, революционной борьбой против религии.
Воинствующий духоборческий материализм
коммунизма есть явление
духа, а не материи, есть ложная направленность
духа.
В других странах
коммунизм, в случае попытки его осуществления, может быть менее деспотическим в отношении ко всей полноте человеческой жизни — менее целостным, менее претендующим быть религией, более секулярным и более буржуазным по своему
духу.
Все эти извращения определяются не столько социально-экономической системой
коммунизма, сколько его ложным
духом.
Коммунизм есть борьба против
духа и духовной жизни.
Вот почему о русском
коммунизме совсем нельзя мыслить в категориях новой истории, применять к нему категории свободы или равенства в
духе французской революции, категории гуманистического мировоззрения, категории демократии и даже гуманистического социализма.
Если христианские народы не сделают величайшего напряжения
духа для осуществления христианского пути, если не проявят величайшей активности, то в мире будет торжествовать атеистический
коммунизм.