Неточные совпадения
— Я думаю, — продолжал он, — что эта попытка спиритов объяснять свои чудеса какою-то новою силой — самая неудачная. Они прямо говорят о силе
духовной и хотят ее подвергнуть материальному
опыту.
Так как у тунгусов нет грамоты и, следовательно, грамотных людей, то
духовное начальство здешнее, для
опыта, намерено разослать пока письменные копии с перевода Евангелия в кочевья тунгусов, чтоб наши священники, знающие тунгусский язык, чтением перевода распространяли между ними предварительно и постепенно истины веры и приготовляли их таким образом к более основательному познанию Священного Писания, в ожидании, когда распространится между ними знание грамоты и когда можно будет снабдить их печатным переводом.
Слова были реально содержательны для тех, у кого были свой
опыт и своя мысль, своя
духовная жизнь.
Многое я приобрел в своем
духовном пути, в
опыте своей жизни, но свобода для меня изначальна, она не приобретена, она есть a priori моей жизни.
Это не были только внешние события — это был внутренний
опыт, имеющий влияние на
духовную жизнь.
В глубине русского народа происходят в результате пережитого
опыта революции и войны очень важные
духовные процессы, которые еще не могут себя выявить.
Несмелов, скромный профессор Казанской
духовной академии, намечает возможность своеобразной и во многом новой христианской философии [Я, кажется, первый обратил внимание на Несмелова в статье «
Опыт философского оправдания христианства», напечатанной в «Русской мысли» 35 лет тому назад.].
Употребляя современное выражение, можно было бы сказать, что русская философия, религиозно окрашенная, хотела быть экзистенциальной, в ней сам познающий и философствующий был экзистенциален, выражал свой
духовный и моральный
опыт, целостный, а не разорванный
опыт.
(Опять оглядывается строго.) И точно так же, как математические вычисления подтвердили неопровержимо существование невесомого эфира, дающего явления света в электричества, точно так же блестящий ряд самых точных
опытов гениального Германа Шмита и Иосифа Шмацофена несомненно подтвердили существование того вещества, которое наполняет вселенную и может быть названо
духовным эфиром.
Опыты эти выяснили вам то, что погружение некоторых личностей в гипнотическое состояние, отличающееся от обыкновенного сна только тем, что при погружении в этот сон деятельность физиологическая не только не понижается, но всегда повышается, как это мы сейчас видели, — оказалось, что погружение в это состояние какого бы то ни было субъекта неизменно влечет за собой некоторые пертурбации в
духовном эфире — пертурбации, совершенно подобные тем, которые производит погружение твердого тела в жидкое.
То, что разумному существу, человеку, несвойственно предаваться сластолюбию, а свойственно всегда бороться с ним, всякий может на
опыте узнать из того, что чем больше человек удовлетворяет требованиям тела, тем слабее становятся его
духовные силы. И наоборот. Великие мудрецы и святые были воздержны и целомудренны.
Эта внутренняя форма, осуществляющаяся в
духовном теле, остается недоступной нашему теперешнему
опыту, скованному реальной пространственностью мира.
Впрочем, поскольку «
духовное знание» есть действительно знание, т. е. методически совершающееся развертывание проблем, утончение наблюдений, обогащение, усовершенствование, упорядочение
опыта, постольку оно еще относится к области знания, имманентной этому миру.
Духовная телесность не связана пространственностью [Даже расширение
опыта в сторону оккультизма дает уже преодоление пространственности: «астральное» тело не связано пространством, на чем основана возможность «астрального выхождения», появления двойников и разные телепатические явления.], как границей, а потому внешняя форма должна уступить здесь форме внутренней, однако же ощутимой и осуществляемой образно и телесно.
Вопрос этот не может решаться диалектикой понятий, он решается
духовным и нравственным
опытом.
Этика основана на
опыте, на испытании, понимая под
опытом не то, конечно, что понимает под ним рационалистический эмпиризм, а полноту
духовной жизни.
Значительна только та философия, в основании которой лежит
духовный и нравственный
опыт и которая не есть игра ума.
Но необходимо признать, что окончательная судьба человека может быть решена лишь после безмерно большего
опыта в
духовных мирах, чем тот, который дан в краткой земной жизни.
Этика Канта есть законническая этика потому, что она интересуется общеобязательным нравственным законом, нравственно-разумной природой человека, одинаковой у всех, и совершенно не интересуется самим живым человеком, его нравственным
опытом, его
духовной борьбой, его судьбой.
В описании
духовного и мистического
опыта всегда будут прибегать к пространственной символике, к символам высоты и глубины, к символам сего и иного мира и т. д.
Но страдание имеет смысл совсем не потому, что оно необходимо и справедливо, что оно есть высший закон жизни, а потому, что оно есть
опыт свободы и путь человека и что человек может обнаружить в этом пути свою
духовную победу, может достигнуть освобождения и просветления, может выполнить завет любви и милосердия.
Пусть трагический
опыт зла обогащает
духовный мир человека, обостряет его знания.
Католический
опыт рождает красоту от
духовного голода и неудовлетворенной религиозной страсти [Некоторые достижения католической мистики головокружительно высоки.
См. мою статью о Несмелове «
Опыт философского оправдания христианства» в моем сборнике «
Духовный кризис интеллигенции».].
— И лечить ее не нужно, друг мой, — слаще возразила Елена Ильинишна, опуская глаза, — к чему тратиться на такие бесплодные
опыты?.. Оглянитесь кругом себя… столько честных тружениц ждут одного слова поддержки, чтобы идти туда, где блистает вечный идеал… Не знаю, соль ли мы земли, но мы сильны внутренне Подайте руку по-приятельски, проникнемся солидарностью, образуем настоящее
духовное братство, и вы увидите, что мы — сила!..
Творческий
опыт — духовен в религиозном смысле этого слова [Когда читаешь «Путь к посвящению» или «Путь к самопознанию человека» Р. Штейнера, где говорится об оккультном пути к высшей
духовной жизни, то можно подумать, что до раскрытия оккультного пути в мире не было
духовной жизни, мир был погружен исключительно в физический план.
Аскетика (
духовное упражнение) есть общеобязательный формальный метод всякого религиозного и мистического
опыта, хотя
духовное содержание, скрытое за этим формальным методом, может быть очень разное.
Так делается невозможным постижение смысла революции и
духовное переживание ее трагического
опыта.
Духовное национальное движение у нас еще впереди, оно образуется после изжития и осмысления трагического
опыта войны и революции.
Мы по горькому и страдальческому
опыту знаем, какие
духовные начала привели Россию к гибели.
Русская революция оказалась
опытом последовательного применения к жизни русского нигилизма, атеизма и материализма, огромным экспериментом, основанным на отрицании всех абсолютных
духовных начал в личной и общественной жизни.
Между тем, от того, что требы были преподаны «бродягою
духовного чипа», для душ христианских, по крайней мере, никакой беды не было, ибо они все-таки отходили в неведомый и безвозвратный путь лицом, имевшим «помазание от святого», и притом по
опыту уже знавшим все тягости отдаленных переходов.