В одном из них говорится: «Иже бо без правды тивун, когождо осудив, продаст и теми кунами купит собе ясти и пити, и одеяние собе, и вам теми кунами купят обеды, и пиры творят: се, якоже, рекохом, вдали есте стадо Христово татем и разбойником» (см, Филарета «Обзор
духовной литературы», 59), В «Слове Даниила Заточника» (XIII век) говорится: «Не держи села близь княжего села, ибо тиун его — как огонь палящий, а рядовичи его — как искры.
Неточные совпадения
И, стремясь возвыситься над испытанным за этот день, — возвыситься посредством самонасыщения словесной мудростью, — Самгин повторил про себя фразы недавно прочитанного в либеральной газете фельетона о текущей
литературе; фразы звучали по-новому задорно, в них говорилось «о
духовной нищете людей, которым жизнь кажется простой, понятной», о «величии мучеников независимой мысли, которые свою
духовную свободу ценят выше всех соблазнов мира».
Русская народная жизнь с ее мистическими сектами, и русская
литература, и русская мысль, и жуткая судьба русских писателей, и судьба русской интеллигенции, оторвавшейся от почвы и в то же время столь характерно национальной, все, все дает нам право утверждать тот тезис, что Россия — страна бесконечной свободы и
духовных далей, страна странников, скитальцев и искателей, страна мятежная и жуткая в своей стихийности, в своем народном дионисизме, не желающем знать формы.
И мы имеем все основания полагать мировую миссию России в ее
духовной жизни, в ее
духовном, а не материальном универсализме, в ее пророческих предчувствиях новой жизни, которыми полна великая русская
литература, русская мысль и народная религиозная жизнь.
А. Белый характерен для разных течений начала века, потому что он не мог оставаться в чистой
литературе и в эстетическом сознании, его символизм носил мистический и оккультический характер, он отражал все
духовные настроения и искания эпохи.
Он должен был прежде всего выразить кризис миросозерцания интеллигенции,
духовные искания того времени, идеализм, движение к христианству, новое религиозное сознание и соединить это с новыми течениями в
литературе, которые не находили себе места в старых журналах, и с политикой левого крыла Союза освобождения, с участием более свободных социалистов.
Он был, прежде всего, человеком
литературы, и
духовные темы он ставил через
литературу и в
литературе.
Официальное католичество и официальный протестантизм создали огромную богословскую
литературу, богословие стало делом профессиональным, им занимались специалисты, люди
духовные, профессора богословских факультетов и институтов.
Он был наиболее близок к Оптиной Пустыни,
духовному центру православия, и в конце жизни окончательно погрузился в восточную мистику, изучал святоотеческую
литературу.
Духовная проблематика вершин русской
литературы была усвоена, ею прониклись, и вместе с тем произошло большое изменение, не всегда благоприятное, по сравнению с
литературой XIX в.
Один из интереснейших примеров длинного путешествия заклинаний — заговоры от лихорадки, исследованные А. Н. Веселовским [А. Н. Веселовский Разыскания в области русского
духовного стиха, статья VI — «
Духовные сюжеты в
литературе и народной поэзии румын».
И подобный замысел не ограничивается
литературой, им предполагается и творческий акт
духовной жизни: книга, но уже и не книга, не только книга!
Такая одинаковая, не знающая личности любовь и есть то, что Розанов назвал стеклянной любовью и что в святоотеческой
литературе иногда называют
духовной любовью, любовью, отвлеченной от мира душевного, от всякой индивидуальности и конкретности.
Пришла весна, и Люксембургский сад (тогда он не был урезан, как впоследствии) сделался на целые дни местом моих уединенных чтений. Там одолевал я и все шесть томов"Системы позитивной философии", и прочел еще много книг по истории
литературы, философии и литературной критике. Никогда в моей жизни весна — под деревьями, под веселым солнцем — не протекала так по-студенчески, в такой гармонии всех моих
духовных запросов.
26 мая 1899 года исполнилось его лет со дня рождения Пушкина. Официальные учреждения и приверженная правительству печать, с «Новым временем» во главе, собрались торжественно праздновать этот юбилей. Разумеется, ни у кого из любящих
литературу не было охоты соединиться в праздновании памяти Пушкина с
духовными потомками Бенкендорфа и Булгарина.
Обличением неправды существующего общества, исканием правды
литература исполняла социальную миссию, которая согласно русскому
духовному складу у многих была миссией религиозно-социальной.
Ложный, не евангельский уклон в понимании любви и
духовной жизни можно найти в духовно-аскетической
литературе.
Если в греческой мысли, у Плотина, в идеалистической философии интеллектуальный элемент, признанный
духовным по преимуществу, вытесняет элемент сердечный, душевно-эмоциональный, то в аскетической святоотеческой
литературе и в
литературе мистической нередко интеллектуальный элемент отнесен к душевному, а не
духовному, и вытесняется.
Историки философии чувствуют, что предмет их более походит на историю
литературы, чем на историю науки, они превращают его в историю
духовного развития человечества, связывают с общей историей культуры.
Но историю и психологию мистики современные люди очень плохо знают, изучают не по первоисточникам, а по модернистской
литературе и по собственным хаотическим душевным состояниям (душевным, а не
духовным).
Широкие круги радикальной и социалистической интеллигенции в эти дни ужасает то, что торжествующий большевизм отдает русскую культуру на погром и разграбление, что он отрицает
литературу, отрицает
духовный труд и выбрасывает за борт всю интеллигенцию, весь культурный слой.
Эманации великого русского языка покоряли все народности, населяющие Россию,
духовной мощью своей заставляли признать русскую
литературу своей
литературой, вызывали сознание принадлежности к единой, великой культуре Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого.