Неточные совпадения
Этот
дух, совсем не противоположный правде демократических программ, прежде всего требует личного и общественного перевоспитания, внутренней работы воли и сознания, он ставит судьбу общественности в зависимость от внутренней жизни человеческой личности, нации, человечества,
космоса.
Можно установить четыре периода в отношении человека к
космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от
духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Происходит как бы сошествие
Духа Св. в
космос.
Если Сын Божий есть Логос бытия, Смысл бытия, идея совершенного
космоса, то
Дух есть абсолютная реализация этого Логоса, этого Смысла, воплощение этой идеи не в личности, а в соборном единстве мира, есть обоженная до конца душа мира.
В религии Христа был дан Богочеловек и открылась правда о личном небесном спасении, но не было еще дано богочеловечество и не была еще целиком открыта правда о соборном спасении мира, о пути осуществления
духа Христова в мировом
космосе.
Но сие беззаконное действие распавшейся натуры не могло уничтожить вечного закона божественного единства, а должно было токмо вызвать противодействие оного, и во мраке
духом злобы порожденного хаоса с новою силою воссиял свет божественного Логоса; воспламененный князем века сего великий всемирный пожар залит зиждительными водами Слова, над коими носился
дух божий; в течение шести мировых дней весь мрачный и безобразный хаос превращен в светлый и стройный
космос; всем тварям положены ненарушимые пределы их бытия и деятельности в числе, мере и весе, в силу чего ни одна тварь не может вне своего назначения одною волею своею действовать на другую и вредить ей;
дух же беззакония заключен в свою внутреннюю темницу, где он вечно сгорает в огне своей собственной воли и вечно вновь возгорается в ней.
Христианство научает постигать мир не только как ризу Божества или
космос, но и как «мир сей», темницу для
духа, оно вселяет в души жажду освобождения от мира, стремление к прорыву за его грани.
Но Бог, открывающийся в Софии, являет Себя в триипостасности Своей как Творец, Бог-Отец, Логос и
Дух Святый животворящий; животворением же дается и знание себя осуществленным в своей идее, ее ощутившей как живую, действующую силу
космоса, победу в хаосе.
Общество свободных людей, не рабов должно быть создано не по образу
космоса, а по образу
духа, т. е. не по образу иерархизма, а по образу персонализма, не по образу детерминации, а по образу свободы, не по образу господства силы и сильного, а по образу солидарности и милосердия.
Такого рода видение
космоса есть иллюзия сознания, основанная на непонимании того, что природный порядок есть продукт объективации, не воплощение
духа, а отчуждение
духа.
Органическое же понимание общества есть всегда примат
космоса над
духом, натурализация
духа, сакрализация необходимости и порабощенности.
Переход от воплощений органических, в которых человек был еще во власти
космоса, к воплощениям организованно-техническим, в которых человек становится господином
космоса, есть внутренний момент в истории
духа.
Греки ставили конечное выше бесконечного, потому что им более открывался объективный
дух, чем субъективный
дух, открывался дух-космос и
дух — мир идей.
Или человек — образ и подобие Абсолютного Божественного Бытия — тогда он свободный
дух, царь и центр
космоса; или человек — образ и подобие данного природного мира — тогда нет человека, а есть лишь одно из преходящих явлений природы.
Человек по отношению к мировому процессу является не праздным зрителем, повторяющим в пределах своего
духа образно то, что совершается в
космосе без его содействия; он является деятельным сотворцом мирового процесса; и познание является самым совершенным членом в организме вселенной» (с. 9–10).