Неточные совпадения
И
человечество, не просветившее в себе божественным светом этой темной
древней стихии, неизбежно проходит через крестный ужас и смерть войны.
Не дано
человечеству, оставаясь в старом зле и
древней тьме, избежать имманентных последствий в форме ужасов войны.
В
древней стихии рода не была сознана не только личность человека, но не было сознано и единство
человечества, обладающее соборной душой и общим назначением.
В безрелигиозном сознании нового
человечества древние чаяния Царства Божьего смешались с чаяниями царства князя этого мира; обетования второго пришествия Христа затмились христианскими же обетованиями о пришествии земного бога — врага Христова.
Древнему, дохристианскому миру была также чужда идея прогресса — смысла исторического развития, так как идея эта предполагает сознание единства
человечества и провиденциального его назначения.
Но вот есть две странных действительности —
древних, как само
человечество: проститутка и мужик.
Человек
древнего мира мог считать себя вправе пользоваться благами мира сего в ущерб другим людям, заставляя их страдать поколениями, потому что он верил, что люди рождаются разной породы, черной и белой кости, Яфетова и Хамова отродья. Величайшие мудрецы мира, учители
человечества Платон, Аристотель не только оправдывали существование рабов и доказывали законность этого, но даже три века тому назад люди, писавшие о воображаемом обществе будущего, утопии, не могли представить себе его без рабов.
Народы, грядя на совершение судеб
человечества, не знали аккорда, связывавшего их звуки в единую симфонию; Августин на развалинах
древнего мира возвестил высокую мысль о веси господней, к построению которой идет
человечество, и указал вдали торжественную субботу успокоения.
Сей огромный Дом, который украшает
древнюю столицу Российскую, величественно осеняя руку ее, — сей Дом, предмет удивления Европы, всех любопытных чужеземцев, всех друзей
человечества — есть храм, посвященный Екатериною Милосердию!
Очевидно, что в
древние времена какой-нибудь скальд, для которого весь мир заключался в высокородном рыцаре, — его господине и милостивце, — мог без зазрения совести, с самым искренним восторгом, петь его бранные подвиги, оставаясь совершенно равнодушным к страданиям
человечества.
Я противопоставляю два различных мироощущения, два навыка мысли, две души. Основная сущность их — одинакова, — стремление к добру, красоте жизни, к свободе духа. Но по силе целого ряда сложных причин большинство
человечества еще не изжило
древнего страха перед тайнами природы, не возвысилось до уверенности в силе своей воли, не чувствует себя владыкой своей планеты и не оценило сущности деяния как начала всех начал.
Конечно, греки того времени мало уже походили на своих великих предков, народ, составляющий навсегда честь и украшение
человечества; вместо
древних добродетелей усиливались между ними — продажность, хитрость, вероломство, пренебрежение общественного блага, роскошь, мелочное тщеславие.
Недопустимо переносить на
древнее, первобытное
человечество наши навыки мысли, нашу психологию, нашу картину мира.
Хилиазм есть
древнее упование
человечества, что в конце мирового процесса будет явлено Царство Божье, правда Божья осуществлена, будет царство святых, т. е. в каком-то смысле рай будет еще в пределах нашего времени.
Между тем как она есть самая
древняя мораль
человечества.
Древнее первобытное
человечество было одержимо страхом, terror anticus, страхом перед хаосом и неведомыми силами природы, перед которыми человек был беспомощен, страхом перед духами, перед демонами, перед богами, перед магами, перед царями, которые были магами и обладали магической властью.
И, характеризуя первобытное нравственное сознание, мы не должны предрешать вопроса об истоках
человечества, о
древнем человеке.
Предрассудки, инерция и насилия каст, пережитки
древнего общественного быта некогда были обузданием хаоса, установлением общественного космоса, но они превратились в инстинкты, мешающие свободному социальному устроению
человечества.
Дух этот проникнут был высмеиваньем разных общих мест по истории
человечества,
древней и новой культуры.
С самых
древних времен и в самых различных народах великие учителя
человечества открывали людям всё более и более ясные определения жизни, разрешающие ее внутреннее противоречие, и указывали им истинное благо и истинную жизнь, свойственные людям.
То, что так понимала и понимает жизнь большая половина
человечества, — то, что величайшие умы понимали жизнь так же, — то, что никак нельзя ее понимать иначе, нисколько не смущает их. Они так уверены в том, что все вопросы жизни, если не разрешаются самым удовлетворительным образом, то устраняются телефонами, оперетками, бактериологией, электрическим светом, робуритом и т. п., что мысль об отречении от блага жизни личной представляется им только отголоском
древнего невежества.
Гениальный Бахофен открыл
древний, первичный слой религиозной жизни
человечества, религии материнства и земли, связанной с матриархатом и с первобытным коммунизмом, царство богов хтонических.
Новая история отвергла прежние верования, не поставив на место их нового воззрения, и логика положения заставила историков, мнимо отвергших божественную власть царей и фатум
древних, притти другим путем к тому же самому: к признанию тoгo, что 1) народы руководятся единичными людьми, и 2) что существует известная цель, к которой движутся народы и
человечество.
Вместо прежних, угодных Божеству, целей народов: иудейского, греческого, римского, которые
древним представлялись целями движения
человечества, новая история поставила свои цели — благо французского, германского, английского и, в самом своем высшем отвлечении, благо цивилизации всего
человечества, под которым разумеются обыкновенно народы, занимающие маленький северозападный уголок большого материка.
Но новая наука истории не может отвечать таким образом. Наука не признает воззрения
древних на непосредственное участие Божества в делах
человечества и потому она должна дать другие ответы.