Неточные совпадения
Петр Петрович не спеша вынул батистовый платок, от которого понесло
духами, и высморкался с видом хоть и добродетельного, но все же несколько оскорбленного в своем
достоинстве человека, и притом твердо решившегося потребовать объяснений.
Красота, про которую я говорю, не материя: она не палит только зноем страстных желаний: она прежде всего будит в человеке человека, шевелит мысль, поднимает
дух, оплодотворяет творческую силу гения, если сама стоит на высоте своего
достоинства, не тратит лучи свои на мелочь, не грязнит чистоту…
— Она и опиумом могла лишить жизни, — сказал полковник, любивший вдаваться в отступления, и начал при этом случае рассказывать о том, что у его шурина жена отравилась опиумом и умерла бы, если бы не близость доктора и принятые во время меры. Полковник рассказывал так внушительно, самоуверенно и с таким
достоинством, что ни у кого не достало
духа перебить его. Только приказчик, заразившись примером, решился перебить его, чтобы рассказать свою историю.
И есть свобода, от которой человек не имеет права отказываться, если хочет сохранить
достоинство человека, — такова свобода совести, свобода
духа.
Тоталитарный коммунизм, как и тоталитарный фашизм и национал-социализм, требует отречения от религиозной и моральной совести, отречения от высшего
достоинства личности, как свободного
духа.
Но эта реабилитация плоти и пола была враждебна свободе, сталкивалась с
достоинством личности как свободного
духа.
Но коммунизм, отрицающий свободу,
достоинство человека как бессмертного существа, он признавал порождением антихристова
духа.
Мои взгляды на поверхности могли меняться, главным образом в зависимости от моих иногда слишком острых и страстных реакций на то, что в данный момент господствовало, но я всю жизнь был защитником свободы
духа и высшего
достоинства человека.
Достоинство человека — в его жизни, а не в смерти, в соединении
духа с плотью, а не в отделении
духа от плоти, в соединении индивидуальной судьбы личности с исторической судьбой мира, а не в отделении личной судьбы от мировой.
Достоинство неопытное, пораженное первым блеском сих мнимых блаженств, вступало в единый путь с ласкательством и подлостию
духа, на снискание почестей, вожделенной смертных мечты; но, влача косвенно стопы свои, всегда на первых степенях изнемогало и довольствоваться было осуждаемо собственным своим одобрением, во уверении, что почести мирские суть пепл и дым.
Вы начинаете понимать защитников Севастополя; вам становится почему-то совестно за самого себя перед этим человеком. Вам хотелось бы сказать ему слишком много, чтобы выразить ему свое сочувствие и удивление; но вы не находите слов или недовольны теми, которые приходят вам в голову, — и вы молча склоняетесь перед этим молчаливым, бессознательным величием и твердостью
духа, этой стыдливостью перед собственным
достоинством.
За нами плыла барка старика Лупана. Это был опытный сплавщик, который плавал не хуже Савоськи. Интересно было наблюдать, как проходили наши три барки в опасных боевых местах, причем недостатки и
достоинства всех сплавщиков выступали с очевидной ясностью даже для непосвященного человека: Пашка брал смелостью, и бурлаки только покачивали головами, когда он «щукой» проходил под самыми камнями; Лупан работал осторожно и не жалел бурлаков: в нем недоставало того творческого
духа, каким отличался Савоська.
На другой день после предводительского обеда, часу в первом, Сапега, в богатой венской коляске, шестериком, ехал в Ярцево с визитом к Клеопатре Николаевне. Он был в очень хорошем расположении
духа. Он видел прямую возможность приволокнуться за очень милою дамой, в которой заметил важное, по его понятиям, женское
достоинство — эластичность тела.
В душе, чистой от предрассудков, наука может опереться на свидетельство
духа о своем
достоинстве, о своей возможности развить в себе истину; от этого зависит смелость знать, святая дерзость сорвать завесу с Изиды и вперить горящий взор на обнаженную истину, хотя бы то стоило жизни, лучших упований.
Пан Перекрута терпеливо слушал и, где я переводил
дух, он возглашал переменно:"чи бачите!"—"чи видите!"Когда же я кончил все и заключил словами"таковые мои
достоинства ожидают вознаграждения согласием вашим на законное вступление в брак мои с единоутробною доченькою вашею".
Пусть другие называют вас дикарями: Леон в детстве слушал с удовольствием вашу беседу словохотную, от вас заимствовал русское дружелюбие, от вас набрался
духу русского и благородной дворянской гордости, которой он после не находил даже и в знатных боярах: ибо спесь и высокомерие не заменяют ее; ибо гордость дворянская есть чувство своего
достоинства, которое удаляет человека от подлости и дел презрительных.
Если мои записки войдут когда-нибудь, как материал, в полную биографию Гоголя, то, конечно, читатели будут изумлены, что приведенные мною сейчас два письма, написанные словами, вырванными из глубины души, написанные Гоголем к лучшим друзьям его, ценившим так высоко его талант, были приняты ими с ропотом и осуждением, тогда как мы должны были за счастье считать, что судьба избрала нас к завидной участи: успокоить
дух великого писателя, нашего друга, помочь ему кончить свое высокое творение, в несомненное, первоклассное
достоинство которого и пользу общественную мы веровали благоговейно.
Но как раз в эту минуту в номер вошел босой коридорный мальчуган Федька с запиской от самого доктора, который в дружески веселом
духе просил меня к себе на вечерок, то есть на чашку чая и на маленький домашний винтишко, уверяя, что будут только свои, что у них вообще все попросту, без церемоний, что регалий, лент и фраков можно не надевать и, наконец, что супругой доктора получена от мамаши из Белозерска замечательных
достоинств семга, из которой и будет сооружен пирог.
Ведь религиозная вера и мифотворчество не может же быть упразднено в своей области какой-либо философемой, и религия существует с большим
достоинством вне всякой философии, нежели с несвободной, а потому и неискренней философией, которая как будто хочет показать своей «апологетикой», что сама религия нуждается в апологии, задача апологетики, возомнившей себя религиозной философией, есть поэтому вообще ложная задача, одинаково недостойная и религии, и философии, ибо в ней соединяется отсутствие религиозной веры и свободного философского
духа.
«Умственная и словесная природа души, имеющая ум и слово, и животворящий
дух, одна только более сообразна образу Божию, чем и бестелесные ангелы (μόνη και των ασωμάτων οίγγέλων μάλλον και εικόνα του θεού), она устроена Им самим и все имеет неизменным, даже если не блюдет своего
достоинства и не соответственна образу Создавшего» (col. 1152).
Я считаю всякие телесные наказания позорящими человеческое
достоинство и унижающими людей, которые к ним прибегают, и полагаю… даже более… уверен, что ни дисциплина, ни морской
дух нисколько не пострадают, если мы не будем пользоваться правом наказывать людей подобным образом…
Кроме этих чтений, он беседовал и в этих беседах старался вселить в молодых моряках тот «морской
дух», который он считал главным
достоинством в моряке.
Вся красота, вся жизнь для нас, все
достоинство — в страдании. Бессмертные песни спело человечество во славу страдания, вознесло его на такую высоту, что
дух радостно бьется и тянется ему навстречу. К счастью же человек недоверчив и стыдлив. Он тайно берет его маленькими порциями для своего личного, домашнего обихода и стыдится счастья, как секретной болезни, и действительно превратил его в секретную болезнь, потерял способность достойно нести счастье.
Но универсализация эротики, окончательная подмена этики эротикой не благоприятна для принципа личности, для
достоинства личности, для свободы
духа и может быть утонченным рабством.
Утопия совершенного общества в условиях нашего мира, утопия священного царства и священной власти, утопия совершенной и абсолютной общей воли народа или пролетариата, утопия абсолютной справедливости и абсолютного братства сталкивается с верховной ценностью личности, с личной совестью и личным
достоинством, со свободой
духа и совести.
Эта точка зрения также безнравственна (хотя и не лицемерна), потому что она делает человека рабом своей низшей природы и сталкивается с
достоинством личности, как свободного
духа.
Государственная и социальная жизнь христиан основывалась не на любви, братстве и свободе
духа, а на равнодушии, вражде, на отрицании
достоинства человеческой личности, на несправедливости, насилии и принуждении.
Отсюда вытекают субъективные права человеческой личности — свобода совести, свобода мысли, свобода творчества,
достоинство всякого человека как свободного
духа, как образа и подобия Божьего.
Может показаться очень гордым и возвеличивающим
достоинство человека учение о том, что Божество в человеке приходит к самосознанию, что мировой
дух достигает своей вершины через философию, которая есть дело человека.
Но этика, основанная на сознании
достоинства личности и
духа, должна признать безнравственным соединение мужчины и женщины, поставившее себе исключительной целью продолжение рода, деторождение.
Вышло это оттого, что Вена в те годы была совсем не город крупных и оригинальных дарований, и ее умственная жизнь сводилась, главным образом, к театру, музыке, легким удовольствиям, газетной прессе и легкой беллетристике весьма не первосортного
достоинства. Те венские писатели, которые приподняли австрийскую беллетристику к концу XIX века, были тогда еще детьми. Ни один романист не получил имени за пределами Австрии. Не чувствовалось никаких новых течений, хотя бы и в декадентском
духе.
С испытанием, соблазном, опасностями и риском связано
достоинство человека как свободного
духа.
Дух есть как бы дуновение Божье, проникающее в существо человека и сообщающее ему высшее
достоинство, высшее качество его существования, внутреннюю независимость и единство.
— Завелись и промежду фабричного люда свои Лассали… из настоящих ткачей и прядильщиков. Только — поверьте мне, дружище, — они сами по себе ничего не могут добиться, если вся масса не проникнется тем, что надо отстоять свои права. И даже без всяких запевал и зачинщиков толпа в тысячу человек действует стойко, умно, с большим
достоинством и тактом. Краснобайством нынче нигде не удивишь. Я уже таких знаю ребят… что твой Гамбетта! Говорит, точно бисер нижет. И тон какой, подъем
духа, жест!
Не одному Петру присуще это
достоинство свободы
духа, но и всякому христианину.
Но это — рабское сознание, в нем нет свободы
духа, нет сознания собственного духовного
достоинства.
Подавляет же
дух народа непризнание в нем теми, которые управляют им, его человеческого
достоинства, признание крестьянина не человеком, как все, а грубым, неразумным существом, которое должно быть опекаемо и руководимо во всяком деле, и, вследствие этого, под видом заботы о нем, полное стеснение его свободы и унижение его личности.
Тот же
дух, те же приемы насилия и террора, то же надругательство над свободой и правом, то же глумление над
достоинством человека.
Народничество нашего интеллигентского, культурного слоя определялось не только русской сострадательностью к униженным и оскорбленным, не только совестливостью, но и недостатком духовного мужества и духовной свободы, слабым развитием личного
достоинства и самостоятельности, потребностью найти опору вовне, сложить с себя ответственность, на других переложить активность
духа в отыскании и определении правды.