Неточные совпадения
— Да моя теория та: война, с одной стороны, есть такое животное, жестокое и ужасное дело, что ни один человек, не говорю уже христианин, не может лично взять на свою
ответственность начало войны, а может только правительство, которое призвано к этому и приводится к войне неизбежно. С другой стороны, и по науке и по здравому смыслу, в
государственных делах, в особенности в деле воины, граждане отрекаются от своей личной воли.
Беру тебя еще раз на личную свою
ответственность, — так и сказали, — помни, дескать, ступай!» Облобызал я прах ног его, мысленно, ибо взаправду не дозволили бы, бывши сановником и человеком новых
государственных и образованных мыслей; воротился домой, и как объявил, что на службу опять зачислен и жалование получаю, господи, что тогда было…
— Если бы была задана психологическая задача: как сделать так, чтобы люди нашего времени, христиане, гуманные, просто добрые люди, совершали самые ужасные злодейства, не чувствуя себя виноватыми, то возможно только одно решение: надо, чтобы было то самое, что есть, надо, чтобы эти люди были губернаторами, смотрителями, офицерами, полицейскими, т. е. чтобы, во-первых, были уверены, что есть такое дело, называемое
государственной службой, при котором можно обращаться с людьми, как с вещами, без человеческого, братского отношения к ним, а во-вторых, чтобы люди этой самой
государственной службой были связаны так, чтобы
ответственность за последствия их поступков с людьми не падала ни на кого отдельно.
Через
государственное устройство, в котором, как в сплетенной из прутьев корзине, все концы так спрятаны, что нельзя найти их,
ответственность в совершаемых преступлениях так скрывается от людей, что люди, совершая самые ужасные дела, не видят своей
ответственности в них.
«Есть некоторые люди, которые без всякого определенного рассуждения прямо почему-то заключают, что
ответственность за
государственные меры ложится только на тех, которые распоряжаются, или что правительство и цари решают вопросы о том, что хорошо или дурно для подданных, и что подданные обязаны только повиноваться.
Но мало того, что все люди, связанные
государственным устройством, переносят друг на друга
ответственность за совершаемые ими дела: крестьянин, взятый в солдаты, — на дворянина или купца, поступившего в офицеры, а офицер — на дворянина, занимающего место губернатора, а губернатор — на сына чиновника или дворянина, занимающею место министра, а министр — на члена царского дома, занимающего место царя, а царь опять на всех этих чиновников, дворян, купцов и крестьян; мало того, что люди этим путем избавляются от сознания
ответственности за совершаемые ими дела, они теряют нравственное сознание своей
ответственности еще и оттого, что, складываясь в
государственное устройство, они так продолжительно, постоянно и напряженно уверяют себя и других в том, что все они не одинаковые люди, а люди, различающиеся между собою, «как звезда от звезды», что начинают искренно верить в это.
Мало того, что люди этим путем избавляются от сознания
ответственности за совершаемые ими дела, они теряют нравственное сознание своей
ответственности еще и оттого, что, складываясь в
государственное устройство, они так продолжительно, постоянно и напряженно уверяют себя и других в том, что все они не одинаковые люди, а люди, различающиеся между собою, «как звезда от звезды», что начинают искренно верить в это.
Все люди, связанные
государственным устройством, переносят друг на друга
ответственность за совершаемые ими дела: крестьянин, взятый в солдаты, на дворянина или купца, поступившего в офицеры, а офицер — на дворянина, занимающего место губернатора, а губернатор — на сына чиновника или дворянина, занимающего место министра, а министр — на члена царского дома, занимающего место царя, а царь опять на всех этих чиновников, дворян, купцов и крестьян.
— Казнь герцога Энгиенского, — сказал Пьер, — была
государственная необходимость; и я именно вижу величие души в том, что Наполеон не побоялся принять на себя одного
ответственность в этом поступке.
Всё это делается только благодаря той сложнейшей машине
государственной и общественной, задача которой состоит в том, чтобы разбивать
ответственность совершаемых злодейств так, чтобы никто не чувствовал противоестественности этих поступков.
Реально в России сейчас существуют только две партии — партия патриотов, желающих спасти родину, не потерявших здорового национального и
государственного чувства, сознающих
ответственность за все будущее России, и не-патриотов, отрицающих самостоятельную ценность национальности, равнодушных к родине, к ее чести и достоинству, предающих ее или из фанатической приверженности отвлеченным утопиям и ложным интернационалистическим идеям, или из низкой корысти и продажности.
Строителем жизни, строителем новой России может быть лишь демократия нового душевного типа, с развитым чувством
ответственности, с развитым инстинктом производительности, с крепким сознанием национального и
государственного целого и связи с историческим прошлым, т. е. творческая национальная демократия.