Неточные совпадения
— А потому терпели мы,
Что мы — богатыри.
В том богатырство русское.
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик — не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою — а богатырь!
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина… леса дремучие
Прошли по ней — сломалися.
А грудь? Илья-пророк
По ней гремит — катается
На колеснице огненной…
Все терпит богатырь!
Схватили их турки у самого Трапезонта и всех забрали невольниками на галеры, взяли их по
рукам и ногам
в железные
цепи, не давали по целым неделям пшена и поили противной морской водою.
Случалось, что петлей якорной
цепи его сшибало с ног, ударяя о палубу, что не придержанный у кнека [Кнек (кнехт) — чугунная или деревянная тумба, кнехты могут быть расположены по парно для закрепления швартовых — канатов, которыми судно крепится к причалу.] канат вырывался из
рук, сдирая с ладоней кожу, что ветер бил его по лицу мокрым углом паруса с вшитым
в него железным кольцом, и, короче сказать, вся работа являлась пыткой, требующей пристального внимания, но, как ни тяжело он дышал, с трудом разгибая спину, улыбка презрения не оставляла его лица.
Люди судорожно извивались, точно стремясь разорвать
цепь своих
рук; казалось, что с каждой секундой они кружатся все быстрее и нет предела этой быстроте; они снова исступленно кричали, создавая облачный вихрь, он расширялся и суживался, делая сумрак светлее и темней; отдельные фигуры, взвизгивая и рыча, запрокидывались назад, как бы стремясь упасть на пол вверх лицом, но вихревое вращение круга дергало, выпрямляло их, — тогда они снова включались
в серое тело, и казалось, что оно, как смерч, вздымается вверх выше и выше.
А рабочие шли все так же густо, нестройно и не спеша; было много сутулых, многие держали
руки в карманах и за спиною. Это вызвало
в памяти Самгина снимок с чьей-то картины, напечатанный
в «Ниве»: чудовищная фигура Молоха, и к ней, сквозь толпу карфагенян, идет, согнувшись, вереница людей, нанизанных на
цепь, обреченных
в жертву страшному богу.
Две лампы освещали комнату; одна стояла на подзеркальнике,
в простенке между запотевших серым потом окон, другая спускалась на
цепи с потолка, под нею,
в позе удавленника, стоял Диомидов, опустив
руки вдоль тела, склонив голову к плечу; стоял и пристально, смущающим взглядом смотрел на Клима, оглушаемого поющей, восторженной речью дяди Хрисанфа...
Эту группу, вместе с гробом впереди ее, окружала
цепь студентов и рабочих, державших друг друга за
руки, у многих
в руках — револьверы. Одно из крепких звеньев
цепи — Дунаев, другое — рабочий Петр Заломов, которого Самгин встречал и о котором говорили, что им была организована защита университета, осажденного полицией.
Она подала ему
руку и без трепета, покойно,
в гордом сознании своей невинности, перешла двор, при отчаянном скаканье на
цепи и лае собаки, села
в карету и уехала.
Посмотрите на постановку и уборку парусов вблизи, на сложность механизма, на эту сеть снастей, канатов, веревок, концов и веревочек, из которых каждая отправляет свое особенное назначение и есть необходимое звено
в общей
цепи; взгляните на число
рук, приводящих их
в движение.
Солдаты брякнули ружьями, арестанты, сняв шапки, некоторые левыми
руками, стали креститься, провожавшие что-то прокричали, что-то прокричали
в ответ арестанты, среди женщин поднялся вой, и партия, окруженная солдатами
в белых кителях, тронулась, подымая пыль связанными
цепями ногами.
Впереди шли солдаты, за ними, бренча
цепями, кандальные, по четыре
в ряд, зa ними ссыльные, потом общественники, скованные
руками по-двое наручнями, потом женщины.
Ну, конечно, жертвовали, кто чем мог, стараясь лично передать подаяние. Для этого сами жертвователи отвозили иногда воза по тюрьмам, а одиночная беднота с парой калачей или испеченной дома булкой поджидала на Садовой, по пути следования партии, и, прорвавшись сквозь
цепь, совала
в руки арестантам свой трудовой кусок, получая иногда затрещины от солдат.
Когда мосье Одифре с сдержанной, но заметной саркастической улыбкой потребовал его участия
в кадрили или лансье и мы все с интересом ждали его выступления «соло», — угрюмый юноша вдруг ринулся, точно сорвавшись с
цепи, на середину зала, выделывая с видом героической решимости самые невозможные па, — топтал каблуками, лягался направо, налево, назад, преуморительно мотая головой и размахивая
руками.
Гляжу, а на меня тройка вороных мчится, и дородный такой черт
в красном колпаке колом торчит, правит ими, на облучок встал,
руки вытянул, держит вожжи из кованых
цепей.
Под караулом казаков
С оружием
в руках,
Этапом водим мы воров
И каторжных
в цепях,
Они дорогою шалят,
Того гляди сбегут,
Так их канатом прикрутят
Друг к другу — и ведут
Трудненек путь! Да вот-с каков:
Отправится пятьсот,
А до нерчинских рудников
И трети не дойдет!
Они как мухи мрут
в пути,
Особенно зимой…
И вам, княгиня, так идти?..
Вернитесь-ка домой!
Теперь он наблюдал колеблющееся световое пятно, которое ходило по корпусу вместе с Михалкой, — это весело горел пук лучины
в руках Михалки. Вверху, под горбившеюся запыленною железною крышей едва обозначались длинные железные связи и скрепления, точно
в воздухе висела железная паутина. На вороте, который опускал над изложницами блестевшие от частого употребления железные
цепи, дремали доменные голуби, —
в каждом корпусе были свои голуби, и рабочие их прикармливали.
Через несколько секунд раздался выстрел, после которого
в погребе послышался отчаянный визг боли и испуга.
Цепь громыхнула, дернулась, и
в это же время послышался крик Арапова, опять визг; еще пять — один за другим
в мгновение ока последовавших выстрелов, и Арапов, бледный и растрепанный, с левою ладонью у сердца и с теплым пистолетом
в правой
руке выбежал из чулана.
Внутри,
в коридоре, — бесконечной
цепью,
в затылок, стояли нумера, с листками, с толстыми тетрадками
в руках. Медленно подвигались на шаг, на два — и опять останавливались.
Руки перевязаны пурпурной лентой (старинный обычай: объяснение, по-видимому,
в том, что
в древности, когда все это совершалось не во имя Единого Государства, осужденные, понятно, чувствовали себя вправе сопротивляться, и
руки в них обычно сковывались
цепями).
Они медленно, неудержимо пропахали сквозь толпу — и ясно, будь вместо нас на пути у них стена, дерево, дом — они все так же, не останавливаясь, пропахали бы сквозь стену, дерево, дом. Вот — они уже на середине проспекта. Свинтившись под
руку — растянулись
в цепь, лицом к нам. И мы — напряженный, ощетинившийся головами комок — ждем. Шеи гусино вытянуты. Тучи. Ветер свистит.
На лестнице самого здания страх его дамы еще более увеличился: зловонный, удушливый воздух, который отовсюду пахнул, захватывал у ней дыхание. Почти около нее раздался звук
цепей. Она невольно отшатнулась
в сторону: проводили скованного по
рукам и ногам, с бритой головой арестанта. Вдали слышалась перебранка нескольких голосов.
В полутемном коридоре мелькали стволы и штыки часовых.
— Слушаю, — сказал Полторацкий, приложив
руку к папахе, и поехал к своей роте. Сам он свел
цепь на правую сторону, с левой же стороны велел это сделать фельдфебелю. Раненого между тем четыре солдата унесли
в крепость.
«Особенность раба
в том, что он
в руках своего хозяина есть вещь, орудие, а не человек. Таковы солдаты, офицеры, генералы, идущие на убиение и на убийство по произволу правителя или правителей. Рабство военное существует, и это худшее из рабств, особенно теперь, когда оно посредством обязательной службы надевает
цепи на шеи всех свободных и сильных людей нации, чтобы сделать из них орудия убийства, палачей, мясников человеческого мяса, потому что только для этого их набирают и вышколивают…
— «Не вихри, не ветры
в полях подымаются, не буйные крутят пыль черную: выезжает то сильный, могучий богатырь Добрыня Никитич на своем коне богатырском, с одним Торопом-слугой; на нем доспехи ратные как солнышко горят; на серебряной
цепи висит меч-кладенец
в полтораста пуд; во правой
руке копье булатное, на коне сбруя красна золота.
Но прежде чем этот кусок успевал упасть на землю, рабочий с необыкновенной ловкостью обматывал его
цепью в руку толщиной.
Вогнутым полукругом стоит тяжелое мраморное здание вокзала, раскинув свои крылья, точно желая обнять людей. Из порта доносится тяжкое дыхание пароходов, глухая работа винта
в воде, звон
цепей, свистки и крики — на площади тихо, душно
в всё облито жарким солнцем. На балконах и
в окнах домов — женщины, с цветами
в руках, празднично одетые фигурки детей, точно цветы.
В дверях главной залы появился новый субъект, красивый, щегольски одетый мужчина средних лет, с ловко расчесанной на обе стороны бородкой. На
руках его горели дорогие бриллиантовые перстни, а из-под темной визитки сбегала по жилету толстая, изящная золотая
цепь, увешанная брелоками.
— Честь имею донести, — сказал Двинской, опустя
руки по швам, — что я, обходя
цепь, протянутую по морскому берегу, заметил шагах
в пятидесяти от него лодку, которая плыла
в Данциг; и когда гребцы, несмотря на оклик часовых, не отвечали и не останавливались, то я велел закричать лодке причаливать к берегу, а чтоб приказание было скорее исполнено, скомандовал моему рунду приложиться.
Костюмы были уморительные: например, старый Доблестин явился
в солдатском изорванном сюртуке одного из наших сторожей-инвалидов; на голове имел парик из пакли, напудренный мелом, а на
руках цепи с цепной дворовой собаки, которая на этот вечер получила свободу и кого-то больно укусила.
После того, как Орсуна утром на другой день после тех событий увез меня из «Золотой
цепи»
в Сан-Риоль, я еще не бывал
в Лиссе — жил полным пансионером, и за меня платила невидимая
рука.
— Вы видите, — продолжал Поп, и его
рука, лежавшая на столе, стала нервно дрожать. Моя
рука тоже лежала на столе и так же задрожала, как
рука Попа. Он нагнулся и, широко раскрыв глаза, произнес: — Вы понимаете? Клянусь, что Галуэй ее любовник, и мы даже не знаем, чем рисковал Ганувер, попав
в такое общество. Вы видели золотую
цепь и слышали, что говорилось при этом! Что делать?
— Я вам скажу, — проговорил я, — они женятся! Я видел! Та молодая женщина и ваш хозяин. Он был подвыпивши. Ей-богу! Поцеловал
руку. Честь честью! Золотая
цепь лежит там, за стеной, сорок поворотов через сорок проходов. Я видел. Я попал
в шкап и теперь судите, как хотите, но вам, Дюрок, я буду верен, и баста!
Теперь я ответил бы, что опасность была необходима для душевного моего спокойствия. «Пылающий мозг и холодная
рука» — как поется
в песне о Пелегрине. Я сказал бы еще, что от всех этих слов и недомолвок, приготовлений, переодеваний и золотых
цепей веет опасностью точно так же, как от молока — скукой, от книги — молчанием, от птицы — полетом, но тогда все неясное было мне ясно без доказательств.
В ответ грянула тяжелая железная
цепь и послышался стон. Арефа понял все и ощупью пошел на этот стон.
В самом углу к стене был прикован на
цепь какой-то мужик. Он лежал на гнилой соломе и не мог подняться. Он и говорил плохо. Присел около него Арефа, ощупал больного и только покачал головой:
в чем душа держится. Левая
рука вывернута
в плече, правая нога плеть плетью, а спина, как решето.
В знак победы, конечно, «пред царским синклитом вели турченина,
руки назад; у
руки по
цепи большой, вели два человека».
Господи! Что тут произошло! Точно дикий зверь, который до тех пор лишь изредка ворчал и шевелился
в нас, вдруг сорвался с
цепи и встал на дыбы, во всей безобразной красе своего взъерошенного загривка. Казалось, все втайне ожидали «скандала», как естественной принадлежности и разрешения пира, и так и ринулись все, так и подхватили… Тарелки, стаканы зазвенели, покатились, стулья опрокинулись, поднялся пронзительный крик,
руки замахали по воздуху, фалды взвились, и завязалась драка!
За несколько лет до моего рождения дядя Петр Неофитович сделал формальное предложение старшей Тулениновой, Марье Гавриловне, которая дала свое согласие и подарила ему, как охотнику, на чумбур длинную и массивную серебряную
цепь, которую я впоследствии держал
в руках.
Кучки по четыре человека расходились вправо и влево, растянулись
в длинную
цепь и разом исчезли
в кустах, кроме одного, который вдруг рванулся всем телом, поднял
руки и тяжело рухнулся на землю.
Изумленными глазами,
И, качаясь над
цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба…
Ax!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!
Асклипиодот со смелостью вполне пьяного человека пошел к громадной желтой собаке, которая дико металась у своей конуры на длинной
цепи; собака на мгновение было притихла, но
в следующую минуту, когда Асклипиодот хотел ее погладить, она сначала схватила его за
руку, а потом за полы подрясника.
Сии любимцы Неба, рассеянные
в пространствах времен, подобны солнцам, влекущим за собою планетные системы: они решают судьбу человечества, определяют путь его; неизъяснимою силою влекут миллионы людей к некоторой угодной Провидению цели; творят и разрушают царства; образуют эпохи, которых все другие бывают только следствием; они, так сказать, составляют
цепь в необозримости веков, подают
руку один другому, и жизнь их есть История народов.
Ипполит Сергеевич глухо вскрикнул, бросив весло и простирая за ней
руки, но она невредима стояла на берегу, держа
цепь лодки
в руках и виновато спрашивая его...
Дядя стоял верхом впереди
цепи. Ему подали
в руки свору от двух сомкнутых злейших «пьявок», а перед ним положили у орчака на вальтрап белый платок.
— Мы из деревни выедем совсем не
в ту сторону, куда нужно, — шепотом сообщил мне Флегонт Флегонтович, тревожно потирая
руки. — А вы слышали, что Спирька сегодня ночью чуть не убежал у нас? Да, да… Ну, я с ним распорядился по-своему и пообещал посадить на
цепь, как собаку, если он вздумает еще морочить меня. А все-таки сердце у меня не на месте… Всю ночь сегодня грезился проклятый заяц, который нам тогда перебежал дорогу, — так и прыгает, бестия, под самым носом.
Чтобы еще более воспалить умы, она показывает
цепь, гремит ею
в руке своей и бросает на землю: народ
в исступлении гнева попирает оковы ногами, взывая: «Новгород — государь наш!
И повернул неверною
рукоюЗамковую я ручку. Отворилась
Без шума дверь: был сумрачен покой,
Но бледное сиянье
в нем струилось;
Хрустальной люстры отблеск голубой
Мерцал
в тени, и тихо шевелилась
Подвесок
цепь, напоминая мне
Игру росы на листьях при луне.
Венгерович 2 (поднимает
цепь). Отстаньте, пожалуйста! (Идет и
в глубине сцены, утомленный, садится на полотно железной дороги и закрывает
руками лицо.)
Впереди шли солдаты, сзади четыре колодника
в цепях. У двух колодников
в руках были длинные железные крючья и у двух дубины. Перед нашими воротами один колодник крючком зацепил дворную собачонку, притянул ее на середину улицы, а другой колодник стал бить ее дубиной. Собачонка визжала ужасно, а колодники кричали что-то и смеялись. Колодник с крючком перевернул собачонку, и когда увидал, что она издохла, он вынул крючок и стал оглядываться, нет ли еще собаки.
Если бы не жадность, ни одна птица не попала бы
в сети, и птицелов не поймал бы ни одной птицы. На ту же приманку ловят и людей. Брюхо — это
цепь на
руки и кандалы на ноги. Раб брюха всегда раб. Хочешь быть свободен, прежде всего освобождай себя от брюха. Борись с ним. Ешь для того, чтобы утолить голод, а не для того, чтобы получить удовольствие.
Встревоженные страшными видениями, они судорожно сжимают
в своих
руках те
цепи,
в которые они заковали народы, на освобождение которых пришел Христос и которые распадутся скоро.