Неточные совпадения
Это доказывает также, что
в прежние времена от градоначальников требовали не столько блестящего правописания, сколько глубокомыслия и
природной склонности к философическим упражнениям.
Читая эти письма, Грустилов приходил
в необычайное волнение. С одной стороны,
природная склонность к апатии, с другой, страх чертей — все это производило
в его голове какой-то неслыханный сумбур, среди которого он путался
в самых противоречивых предположениях и мероприятиях. Одно казалось ясным: что он тогда только будет благополучен, когда глуповцы поголовно станут ходить ко всенощной и когда инспектором-наблюдателем всех глуповских училищ будет назначен Парамоша.
— Ежели есть на свете клеветники, тати, [Тать — вор.] злодеи и душегубцы (о чем и
в указах неотступно публикуется), — продолжал градоначальник, — то с чего же тебе, Ионке, на ум взбрело, чтоб им не быть? и кто тебе такую власть дал, чтобы всех сих людей от
природных их званий отставить и зауряд с добродетельными людьми
в некоторое смеха достойное место, тобою «раем» продерзостно именуемое, включить?
— Нет, — отвечал я с твердостию. — Я
природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты
в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня
в Оренбург.
Он стал расспрашивать меня о судьбе Ивана Кузмича, которого называл кумом, и часто прерывал мою речь дополнительными вопросами и нравоучительными замечаниями, которые, если и не обличали
в нем человека сведущего
в военном искусстве, то по крайней мере обнаруживали сметливость и
природный ум.
Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и
природным долгом, и даже не считая ничем, а просто бросился бы на смерть, точно так же, как собака, которая при встрече с зверем
в лесу бросается на него, не рассуждая, отчего должна броситься она, а не ее господин.
Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская; веру он исповедовал православную;
природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг,
в университетской аудитории и
в играх с деревенскими мальчишками,
в толках с их отцами и на московских базарах. Немецкий же язык он наследовал от отца да из книг.
«Нет, это не ограниченность
в Тушине, — решал Райский, — это — красота души, ясная, великая! Это само благодушие природы, ее лучшие силы, положенные прямо
в готовые прочные формы. Заслуга человека тут — почувствовать и удержать
в себе эту красоту
природной простоты и уметь достойно носить ее, то есть ценить ее, верить
в нее, быть искренним, понимать прелесть правды и жить ею — следовательно, ни больше, ни меньше, как иметь сердце и дорожить этой силой, если не выше силы ума, то хоть наравне с нею.
В нем крылась бессознательная,
природная, почти непогрешительная система жизни и деятельности. Он как будто не знал, что делал, а выходило как следует, как сделали бы десятки приготовленных умов путем размышления, науки, труда.
Глядя на него, слушая его, видя его деятельность, распоряжения по хозяйству, отношения к окружающим его людям, к приказчикам, крестьянам — ко всем, кто около него был, с кем он соприкасался, с кем работал или просто говорил, жил вместе, Райский удивлялся до наивности каким-то наружно будто противоположностям, гармонически уживавшимся
в нем: мягкости речи, обращения — с твердостью, почти методическою, намерений и поступков, ненарушимой правильности взгляда, строгой справедливости — с добротой, тонкой,
природной, а не выработанной гуманностью, снисхождением, — далее, смеси какого-то трогательного недоверия к своим личным качествам, робких и стыдливых сомнений
в себе — с смелостью и настойчивостью
в распоряжениях, работах, поступках, делах.
И когда она появилась, радости и гордости Татьяны Марковны не было конца. Она сияла
природной красотой, блеском здоровья, а
в это утро еще лучами веселья от всеобщего участия, от множества — со всех сторон знаков внимания, не только от бабушки, жениха, его матери, но
в каждом лице из дворни светилось непритворное дружество, ласка к ней и луч радости по случаю ее праздника.
Так. Но ведь не планета же он
в самом деле — и мог бы уклониться далеко
в сторону. Стройно действующий механизм
природных сил мог бы расстроиться — и от внешних притоков разных противных ветров, толчков, остановок, и от дурной, избалованной воли.
А женщины, не узнавая своих
природных и законных сил, вторгаются
в область мужской силы — и от этого взаимного захвата — вся неурядица».
Поэзия, чистая, свежая,
природная, всем ясная и открытая, билась живым родником —
в их здоровье, молодости, открытых, неиспорченных сердцах.
Она горячо защищалась, сначала преданиями, сентенциями и пословицами, но когда эта мертвая сила, от первого прикосновения живой силы анализа, разлеталась
в прах, она сейчас хваталась за свою
природную логику.
Тут были живописные уклонения скал
в сторону, образующие тенистые уголки,
природные гроты.
Кроме остановок, происходящих от глубоких снегов и малосильных лошадей, бывает, что разольются горные речки, болота наводнятся и проезжему приходится иногда по пояс идти
в воде. «Что ж проезжие?» — спросил я якута, который мне это рассказывал. «Сердятся», — говорит. Но это опять все
природные препятствия, против которых принимаются, как я сказал, деятельные меры.
«Поварня, — говорят мне, — пустая, необитаемая юрта с одним искусственным отверстием наверху и со множеством
природных щелей
в стенах, с очагом посредине — и только». Следовательно, это quasi-поварня.
Не скучно ли видеть столько залогов
природных сил, богатства, всяких даров
в неискусных, или, скорее, несвободных, связанных какими-то ненужными путами руках!
Ноги у всех более или менее изуродованы; а у которых «от невоспитания, от небрежности родителей» уцелели
в природном виде, те подделывают, под настоящую ногу, другую, искусственную, но такую маленькую, что решительно не могут ступить на нее, и потому ходят с помощью прислужниц.
Щебень составляет
природное дно речек, а крупные каменья набросаны, будто
в виде украшений, с утесов, которые стоят стеной и местами поросли лесом, местами голы и дики.
Как прекрасны все
природные плоды
в жарких климатах, так неудачны все привитые.
Мы пока кончили водяное странствие. Сегодня сделали последнюю станцию. Я опять целый день любовался на трех станциях
природной каменной набережной из плитняка. Ежели б такая была
в Петербурге или
в другой столице, искусству нечего было бы прибавлять, разве чугунную решетку. Река, разливаясь, оставляет по себе след, кладя слоями легкие заметки. Особенно хороши эти заметки на глинистом берегу. Глина крепка, и слои — как ступени: издали весь берег похож на деревянную лестницу.
К удивлению моему, здешние крестьяне недовольны приисками: все стало дороже: пуд сена теперь стоит двадцать пять, а иногда и пятьдесят, хлеб — девяносто коп. — и так все. Якутам лучше: они здесь
природные хозяева, нанимаются
в рабочие и выгодно сбывают на прииски хлеб; притом у них есть много лугов и полей, а у русских нет.
Природных черных жителей нет
в колонии как граждан своей страны.
Доктор считал Привалова немного бесхарактерным человеком, но этот его недостаток,
в его глазах, выкупался его искренней, гуманной и глубоко честной натурой. Именно такой человек и нужен был Зосе, чтобы уравновесить резкости ее характера,
природную злость и наклонность к самовольству. Сама Зося говорила доктору
в припадке откровенности то же самое, каялась
в своих недостатках и уверяла, что исправится, сделавшись m-me Приваловой.
Человек умирает, как
природное существо, и телесный состав его рассеивается
в материи и мировой жизни.
В бытии есть уже активация, или мертвящая отвлеченность понятия, или идеализированная
природная необходимость и социальное принуждение.
Жестокая судьба государства есть
в конце концов судьба человека, его борьба с хаотическими стихиями
в себе и вокруг себя, с изначальным
природным злом, восхождение человека к высшему и уже сверхгосударственному бытию.
Поэтому положение человека
в природном мире трагическое.
Вся относительность
природного и исторического процесса сводима к единству с абсолютным лишь
в глубине духа, а не во внешней действительности.
Но мессианское призвание лежит уже вне линии
природного процесса развития, это — блеск молнии с неба, божественный огонь,
в котором сгорает всякое земное устроение.
Если бы человек был исключительно
природным и конечным существом, то смерть его не заключала бы
в себе ничего трагического, трагична лишь смерть бессмертного существа, устремленного к бесконечности.
Ошибка гуманизма была совсем не
в том, что он утверждал высшую ценность человека и его творческое призвание, а
в том, что он склонялся к самодостаточности человека и потому слишком низко думал о человеке, считая его исключительно
природным существом, не видел
в нем духовного существа.
Развитие
в материальном плане идет от элементарного
природного организма к сложной искусственной машине.
Обнаруживается несостоятельность таких рациональных утопий, как вечный мир
в этом злом
природном мире, как безгосударственная анархическая свобода
в этом мире необходимости, как всемирное социальное братство и равенство
в этом мире раздора и вражды.
Но
в глубине и самое позитивное, точное научное познание
природного мира заключает
в себе отблеск Логоса.
Мы ведь очень легко принимаем наше творческое эстетическое восприятие природы за жизнь самой природы и с трудом видим зло и неволю, заложенные
в природной жизни.
Машина создается при помощи материальных элементов, взятых из старой природы, но
в нее привходит что-то совершенно новое, не
природное уже, не принадлежащее к старому космическому порядку.
Кончился также эволюционистский оптимизм XIX
в., утверждавший, что все идет к лучшему
в природном мире.
Но совершенно на другом конце,
в точных науках о
природном мире, мы сейчас встречаемся с настоящей трагедией ученого.
Бог не есть сила
в природном смысле, действующая
в пространстве и времени, не есть господин и правитель мира, не есть и самый мир или сила, разлитая
в мире.
Трагизм ситуации человека заключается
в том, что он принужден жить
в природном и объективированном порядке, т. е. доля действия на него необходимости больше доли действия
в нем свободы.
Россия
в массе своей исповедовала религию родовой плоти, а не религию духа, смешивала родовой,
природный коллективизм с коллективизмом духовным, сверхприродным.
В природной органической жизни дух и плоть еще не дифференцированы, но означает это не высшее состояние духа, а элементарное его состояние, всегда связанное с тяжелой борьбой за существование и злым принуждением.
В мессианском сознании всегда есть исступленное обращение к чудесному, к катастрофическому разрыву
в природном порядке, к абсолютному и конечному.
Вера
в человека,
в его творческую свободу и творческую мощь возможна лишь для религиозного сознания, а никогда не для позитивистического сознания, которое смотрит на человека, как на рефлекс материальной среды,
природной и социальной.
Продолжающееся распадение космоса
природного и космоса социального, продолжающийся разлагаться капиталистический режим, торжество атомной бомбы, хаотический мир, раскрытый
в творчестве Генри Миллера, хаос не изначальный, не начала, а хаос конца, война всех против всех.
Оно состоит
в том, что человек есть существо, принадлежащее к двум мирам и не вмещающееся
в этом
природном мире необходимости, трансцендирующее себя, как существо эмпирически данное, обнаруживающее свободу, из этого мира не выводимую.
Исключительное господство восточной стихии
в России всегда было рабством у женственного
природного начала и кончалось царством хаоса, то реакционного, то революционного.