Неточные совпадения
Приказчик улыбался, делая вид, что он это самое давно думал и очень рад слышать, но
в сущности ничего не понимал, очевидно не оттого, что Нехлюдов неясно выражался, но оттого, что по этому проекту выходило то, что Нехлюдов отказывался от своей выгоды для выгоды других, а между тем истина о том, что всякий
человек заботится только о своей выгоде
в ущерб выгоде других
людей, так укоренилась
в сознании приказчика, что он предполагал, что чего-нибудь не понимает, когда Нехлюдов говорил о том, что весь доход с земли должен поступать
в общественный капитал крестьян.
«Киреевские, Хомяков и Аксаков сделали свое дело; долго ли, коротко ли они жили, но, закрывая глаза, они могли сказать себе с полным
сознанием, что они сделали то, что хотели сделать, и если они не могли остановить фельдъегерской тройки, посланной Петром и
в которой сидит Бирон и колотит ямщика, чтоб тот скакал по нивам и давил
людей, то они остановили увлеченное
общественное мнение и заставили призадуматься всех серьезных
людей.
Все
в этом деле зависит от подъема уровня
общественного сознания, от коренного преобразования жизненных форм и, наконец, от тех внутренних и материальных преуспеяний, которые должны представлять собой постепенное раскрытие находящихся под спудом сил природы и усвоение
человеком результатов этого раскрытия.
А для того, чтобы это случилось, не нужно, чтобы вошло
в сознание людей что-либо новое, а только чтобы исчез тот туман, который скрывает от
людей истинное значение некоторых дел насилия, чтобы растущее христианское
общественное мнение пересилило отживающее
общественное мнение языческое, допускавшее и оправдывавшее дела насилия.
То же и
в проявлении христианского
общественного мнения о значении насилия и того, что основано на нем. Если это
общественное мнение влияет уже на некоторых наиболее чутких
людей и заставляет их каждого
в своем деле отказываться от преимуществ, даваемых насилием, или не пользоваться им, то оно будет влиять и дальше, и будет влиять до тех пор, пока не изменит всю деятельность
людей и не приведет ее
в согласие с тем христианским
сознанием, которое уже живет
в передовых
людях человечества.
То же и с той массой
людей, которая всегда не один по одному, а всегда сразу под влиянием нового
общественного мнения переходит от одного устройства жизни к другому. Масса эта всегда своей инертностью препятствует быстрым, не проверенным мудростью людской, частым переходам от одного устройства жизни к другому и надолго удерживает всякую долгим опытом борьбы проверенную, вошедшую
в сознание человечества истину.
Но приходит время, когда, с одной стороны, смутное
сознание в душе своей высшего закона любви к богу и ближнему, с другой — страдания, вытекающие из противоречий жизни, заставляют
человека отречься от жизнепонимания
общественного и усвоить новое, предлагаемое ему, разрешающее все противоречия и устраняющее страдания его жизни, — жизнепонимание христианское. И время это пришло теперь.
Жизнепонимание
общественное входило
в сознание людей веками, тысячелетиями, проходило через разные формы и теперь уже взошло для человечества
в область бессознательного, передаваемого наследственностью, воспитанием и привычкой; и потому оно кажется нам естественным. Но 5000 лет тому назад оно казалось
людям столь же неестественным и страшным, как им теперь кажется учение христианское
в его настоящем смысле.
Естественным ходом от любви к себе, потом к семье, к роду, к народу, государству
общественное жизнепонимание привело
людей к
сознанию необходимости любви к человечеству, не имеющему пределов и сливающемуся со всем существующим, — к чему-то не вызывающему
в человеке никакого чувства, привело к противоречию, которое не может быть разрешено
общественным жизнепониманием.
Он не может быть принужден к этому потому, что составляющие могущественное орудие против
людей общественного жизнепонимания, лишения и страдания, производимые насилием, не имеют для него никакой принудительной силы. Лишения и страдания, отнимающие у
людей общественного жизнепонимания то благо, для которого они живут, не только не могут нарушить блага христианина, состоящего
в сознании исполнения воли бога, но только могут усилить его, когда они постигают его за исполнение этой воли.
Как бывает достаточно одного толчка для того, чтобы вся насыщенная солью жидкость мгновенно перешла бы
в кристаллы, так, может быть, теперь достаточно самого малого усилия для того, чтобы открытая уже
людям истина охватила бы сотни, тысячи, миллионы
людей, — установилось бы соответствующее
сознанию общественное мнение, и вследствие установления его изменился бы весь строй существующей жизни. И сделать это усилие зависит от нас.
Бывают такие времена, подобные весне, когда старое
общественное мнение еще не разрушилось и новое еще не установилось, когда
люди уже начинают обсуживать поступки свои и других
людей на основании нового
сознания, а между тем
в жизни по инерции, по преданию продолжают подчиняться началам, которые только
в прежние времена составляли высшую степень разумного
сознания, но которые теперь уже находятся
в явном противоречии с ним.
И действительно,
в этом нет ничего неестественного, и способность
людей маломыслящих подчиняться указаниям
людей, стоящих на высшей степени
сознания, есть всегдашнее свойство
людей, то свойство, вследствие которого
люди, подчиняясь одним и тем же разумным началам, могут жить обществами: одни — меньшинство — сознательно подчиняясь одним и тем же разумным началам, вследствие согласия их с требованиями своего разума; другие — большинство — подчиняясь тем же началам бессознательно только потому, что эти требования стали
общественным мнением.
«Но, — скажут на это, — всегда во всех обществах большинство
людей: все дети, все поглощаемые трудом детоношения, рождения и кормления женщины, все огромные массы рабочего народа, поставленные
в необходимость напряженной и неустанной физической работы, все от природы слабые духом, все
люди ненормальные, с ослабленной духовной деятельностью вследствие отравления никотином, алкоголем и опиумом или других причин, — все эти
люди всегда находятся
в том положении, что, не имея возможности мыслить самостоятельно, подчиняются или тем
людям, которые стоят на более высокой степени разумного
сознания, или преданиям семейным или государственным, тому, что называется
общественным мнением, и
в этом подчинении нет ничего неестественного и противоречивого».
Мы уже видели, что искусственные
общественные комбинации, бывшие следствием первоначальной неумелости
людей в устройстве своего благосостояния, во многих заглушили
сознание естественных потребностей.
Повторяю:
в массе культурных
людей есть уже достаточно личностей вполне добропорядочных, на которых насильственное бездействие лежит тяжелым ярмом и которые тем сильнее страдают, что не видят конца снедающей их тоске. Чувствовать одиночество, сознавать себя лишним на почве
общественных интересов, право, нелегко. От этого горького
сознания может закружиться голова, но, сверх того, оно очень близко граничит и с полным равнодушием.