Неточные совпадения
Еще слово о якутах. Г-н Геденштром (
в книге своей «Отрывки о Сибири», С.-Петербург, 1830), между прочим, говорит, что «Якутская
область — одна из тех немногих стран, где просвещение или расширение
понятий человеческих (sic) (стр. 94) более вредно, чем полезно. Житель сей пустыни (продолжает автор), сравнивая себя с другими мирожителями, понял бы свое бедственное состояние и не нашел бы средств к его улучшению…» Вот как думали еще некоторые двадцать пять лет назад!
Рожденной от человека, который не мог дать ему воспитания, дабы посредством оного
понятие его изострилося и украсилося полезными и приятными знаниями; определенный по состоянию своему препровождать дни свои между людей, коих окружность мысленная
области не далее их ремесла простирается; сужденный делить время свое между рыбным промыслом и старанием получить мзду своего труда, — разум молодого Ломоносова не мог бы достигнуть той обширности, которую он приобрел, трудясь
в испытании природы, ни глас его — той сладости, которую он имел от обхождения чистых мусс.
Познанием чуждого языка становимся мы гражданами тоя
области, где он употребляется, собеседуем с жившими за многие тысячи веков, усвояем их
понятия; и всех народов и всех веков изобретения и мысли сочетоваем и приводим
в единую связь.
Область ее — вся
область жизни и природы; точки зрения поэта на жизнь
в разнообразных ее проявлениях так же разнообразны, как
понятия мыслителя об этих разнохарактерных явлениях; а мыслитель находит
в действительности очень многое, кроме прекрасного, возвышенного и комического.
«прекрасно то существо,
в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим
понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает
в себе жизнь или напоминает нам о жизни», — кажется, что это определение удовлетворительно объясняет все случаи, возбуждающие
в нас чувство прекрасного. Проследим главные проявления прекрасного
в различных
областях действительности, чтобы проверить это.
К сожалению, здесь не место подвергать анализу идею «абсолюта», или бесконечного, и показывать настоящее значение абсолютного
в области метафизических
понятий; тогда только, когда мы поймем это значение, представится нам вся неосновательность понимания под возвышенным бесконечного.
Нет людей с более запутанными
понятиями о религии, о нравственности, о жизни, чем люди науки; и еще более поразительно то, что наука нашего времени, совершая действительно большие успехи
в своей
области исследования условий материального мира,
в жизни людей оказывается часто не только ни на что не нужной, но еще и производящею самые вредные последствия.
Отсюда заключает Гегель, что и «самое скудное определение непосредственного знания религии… не стоит вне
области мышления… принадлежит мысли» (70) [
В прим. 39 (стр. 419) А. Древе справедливо замечает: «Гегель забывает здесь, что бытие логики обозначает только чистое
понятие бытия, а не самое это бытие, что утверждение...
Значение веры
в этом смысле выдвинуто было
в полемике с Кантом уже Якоби, который считал
областью веры не только бытие божественного мира, но и эмпирического, и таким образом профанировал или, так сказать, секуляризировал
понятие веры [«Durch den Glauben wissen wir, dass wir einen Körper haben (!) und dass ausser uns andere Körper und andere denkende Wesen vorhanden sind.
Т. 5. С. 296).], и
в то же время оно притязает на объективность и общезначимость своих оценок, что и приводит Канта к постановке вопроса: «как возможны синтетические суждения a priori
в области эстетики?» Художественный вкус поэтому становится у Канта «Vermögen» [Способность, возможность, сила (нем.).] и рассматривается как аналогичная разуму способность a priori оценивать сообщаемость (Muttheilbarkeit) чувств, которые связаны с данным представлением (без посредства
понятия) (160) [«Вкус можно было бы даже определить как способность суждения о том, чему наше чувство придает всеобщую сообщаемостъ без посредства
понятия» (Кант И. Соч...
Должны существовать идеи не только настоящих вещей, но и прошедших, даже идеи отрицания, относительного, гибнущего, смерти, уничтожения и под Сила этого аргумента заключается
в прямом отожествлении
понятий, возникающих
в мире явлений и по поводу их, с самыми идеями, но это прямолинейное отожествление отнюдь не вытекает из платоновского учения, ибо мир идей, хотя и имманентен миру явлений, как его основа, но вместе с тем и принципиально от него отличается Идеи
в нем погружены
в становление и небытие, терпят многочисленные преломления и отражения, собственно и составляющие
область относительного.
Ерошка говорит, «ни
в чем греха нет, хоть с зверя пример возьми». Но говорит он это специально об отношениях к женщине. А
в этой
области понятие греха, действительно, очень смутно, расплывчато и спорно. Общее же отношение дяди Ерошки к жизни не имеет ничего схожего с отъединенною, уверенною
в себе безгрешностью зверя.
Благочестивый Устин говорил о браке, как об учреждении божественном
в смысле союза любви, и отрицал его значение гражданское, — выводом из всего этого выходило отрицание брака с достоверным ручательством, что
в высших
областях нет никаких положений ни о каком браке,
в полном смысле этого
понятия, и что потому
понятия эти суетны, вздорны и не стоят внимания.
Задачей познания не является повторение
в форме
понятий чего-то уже имеющегося
в другом месте, но создание совершенно новой
области, дающей лишь совместно с чувственно-данным миром полную действительность.