Неточные совпадения
— Этому вопросу нет места, Иван. Это — неизбежное столкновение двух привычек мыслить о
мире. Привычки эти издревле с нами и совершенно непримиримы, они всегда будут разделять людей на идеалистов и материалистов. Кто прав? Материализм — проще, практичнее и оптимистичней, идеализм — красив, но бесплоден. Он — аристократичен, требовательней к человеку. Во всех
системах мышления о
мире скрыты, более или менее искусно, элементы пессимизма;
в идеализме их больше, чем
в системе, противостоящей ему.
Все
системы лечения, все знаменитости медицинского
мира в России и за границей — все было бессильно против этой страшной болезни.
Творческий акт человека и возникновение новизны
в мире не могут быть поняты из замкнутой
системы бытия.
Поступая
в познании естества, откроют, может быть, смертные тайную связь веществ духовных или нравственных с веществами телесными или естественными; что причина всех перемен, превращений, превратностей
мира нравственного или духовного зависит, может быть, от кругообразного вида нашего обиталища и других к солнечной
системе принадлежащих тел, равно, как и оно, кругообразных и коловращающихся…
— Ну да, это так. Это опыт удачный. Но сам по себе он не имеет еще большого значения. Он важен… он действительно важен… но лишь
в связи с другими подобными же опытами, долженствующими дать совершенно новые основания нашей сельской жизни. Рыбоводство, скотоводство, свиноводство, садоводство — tout se lie, tout s’enchaine dans ce monde! [Все переплетено, все связано
в этом
мире! (фр.)] А моя
система — это именно целый
мир!
Итак, должно сказать, что новое понятие о сущности прекрасного, будучи выводом из таких общих воззрений на отношения действительного
мира к воображаемому, которые совершенно различны от господствовавших прежде
в науке, приводя к эстетической
системе, также существенно различающейся от
систем, господствовавших
в последнее время, и само существенно различно от прежних понятий о сущности прекрасного.
(13) Таковы, например, письмо А. Мейера, при посылке исторических надписей российским государям (кн. I, ст. XXX); критика на эти надписи (кн. II, ст. XV); письмо при посылке сочинения «О
системе мира» (кн. II, ст. XXII); письмо, при котором присланы вопросы Фонвизина (кн. III, ст. XVI); письмо, приложенное к «Повествованию мнимого глухого и немого» (кн. IV, ст. X); письмо г. Икосова при посылке его оды (книга IV, ст. XI); письмо, содержащее критику на «
Систему мира» (кн. IV, ст. XVI); письмо при посылке стихов г. Голенищева-Кутузова (кн. V, ст. VII); письмо Любослова о напечатании его «Начертания о российском языке» (кн. VII, ст. XV); письмо о «Былях и небылицах», с приложением предисловия к «Истории Петра Великого» (кн. VII, ст. XIX); письмо при посылке стансов на учреждение Российской академии (кн. IX, ст. IV); письмо с приобщением оды «К бессмертию» (кн. X, ст. XIII); письмо А. Мейера
в ответ на критику его исторических надписей (кн. X, ст. XIV); письмо при посылке стихов Ломоносова (кн. XI, ст. XIV); письмо А. Старынкевича, с приложением «Стихов к другу» (кн. XI, ст. XVI); письмо при посылке стихов Р — Д — Н (кн. XIV, ст. V).
(39) См. митрополита Евгения «Словарь светских писателей», часть II, стр. 10 и 158. Очень может быть, что это показание тоже неверно.
В «Собеседнике» почти нет ученых статей. Разве сочинение «О
системе мира» можно, приписать одному из академиков?
Не относим сюда также и речи Княжнина, сказанной им
в Академии художеств, равно как и статьи «О
системе мира», которая имеет свое достоинство
в дельном изложении ученого предмета.
Систему воспитания он имел свою, и довольно правильную: он полагал, что всякий человек до десяти лет должен быть на руках матери и воспитываться материально, то есть спать часов по двадцати
в сутки, поедать неимоверное количество картофеля и для укрепления тела поиграть полчаса
в сутки мячиком или
в кегли, на одиннадцатом году поступить к родителю или наставнику, под ферулой которого обязан выучить полупудовые грамматики и лексиконы древнего
мира и десятка три всякого рода учебников; после этого, лет
в восемнадцать, с появлением страстей, поступить
в какой-нибудь германский университет, для того чтобы приобресть факультетское воспитание и насладиться жизнию.
Капля за каплей
в него внедрялось убеждение, что эти проклятые сорванцы действительно его вечные, беспощадные враги, что их необходимо выслеживать, ловить, обыскивать, стращать, наказывать как можно чаще и кормить как можно реже. Таким образом, собственный
мир торжествовал над формалистикой педагогического совета, и какой-нибудь Грузов с его устрашающим давлением на малышей, сам того не зная, становился поперек всей стройной воспитательной
системы.
Из них замечательнее других были: «Чтения о новом общественном устройстве»; «Опыт об образовании человеческого характера»; «Шесть чтений
в Манчестере»; «План разумной
системы»; «Книга нового нравственного
мира».
1) Своим примером, своими сочинениями, речами, ходатайством пред различными законодателями, — он добился улучшения участи детей, работающих на английских фабриках по требованиям ненавистной
системы производства, истощающей целые поколения и представляющей самое варварское явление
в этом
мире, имеющем претензию считать себя цивилизованным. (См. парламентские заседания 1816–1818 годов.)
Мир был еще
в неведении насчет этой
системы, но достоуважаемый епископ Экзетерский позаботился дать ей самую громкую гласность, изложивши ее
в палате лордов.
Старые
системы, старые общества, всё, что составляло старый
мир, уже разрушается, — и народы живут теперь среди развалин
в ужасе и страдании.
В системе Плотина посредствующую роль между Единым и
миром играет νους [Нус (греч. — ум, разум) — одна из основных категорий античной философии, разработанная Анаксагором и последующими философами.], образующий второе и не столь уже чистое единство — мышления и бытия, а непосредственным восприемником влияний νους служит Мировая Душа, имеющая высший и низший аспект, и она изливается уже
в не имеющую подлинного бытия, мэоническую (μη δν) и потому злую материю.
Мировому бытию может быть, далее, приписана некоторая, хотя и ущербленная, реальность, производная от Абсолютного; так стоит дело
в системе статического пантеизма Спинозы, а также и динамического пантеизма Гартмана и Древса:
мир возникает, согласно учению последних, вследствие некоторого «скандала»
в абсолютном, — появления слепой и бессмысленной воли к бытию, вызвавшей против себя логическую реакцию
в недрах абсолютного, причем для ликвидации этого недоразумения потребовался целый мировой процесс.
В утверждении софийности понятий лежит коренная ложь учения Гегеля, с этой стороны представляющего искажение платонизма, его reductio ad absurdum [Приведение к нелепости (лат.).], и «мудрость века сего» [Ибо мудрость
мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор. 3:19).], выдающего за Софию (сам Гегель, впрочем, говорит даже не о Софии, понятию которой вообще нет места
в его
системе, но прямо о Логосе, однако для интересующего нас сейчас вопроса это различие не имеет значения).
Отношение между Софией и
миром может получить и получало
в истории философии различную метафизическую транскрипцию
в соответствии общему стилю и рисунку данной
системы.
В системе же Гегеля самораскрытие Божества совершается
в логическом мышлении, причем
в сущности своей это мышление есть и самомышление Божества, почему Божество является имманентным миру-мышлению.
У него как бы отсутствует умопостигаемый
мир идей (София), помещающийся между Богом и
миром в системе платонизма, поэтому для Аристотеля возникает опасность полного религиозного имманентизма, растворения Бога
в мире, миробожия.
Отличие учения Плотина от платоновского,
в соответствии его общей метафизической
системе, состоит
в том, что рядом с материей этого
мира он постулирует еще и умопостигаемую материю, вневременную и вечную, идеальный субстрат, приемлющий образы ума (νους) и имеющий,
в отличие от низшей материи, и подлинность и существенность (Enn., II, lib.
Поэтому-то
система неоплатонизма и могла оказать философскую поддержку падавшему языческому политеизму: из сверхмирного и сверхбожественного Εν последовательно эманируют боги и
мир, причем нижние его этажи уходят
в тьму небытия, тогда как верхние залиты ослепительным светом, —
в небе же загорается
система божественных лун, светящих, правда, не своим, а отраженным светом, однако утвержденных на своде небесном.
Система религиозного монизма может принимать различные очертания
в зависимости от того,
в каком смысле разрешается вопрос о происхождении множественности, — бога и
мира, —
в едином Ничто.
Фихте-гегелевский разум — субъективно-идеалистическая (
в специфически булгаковском смысле слова) философия, одержимая «пафосом
системы» (см. выше прим. 100) и стремящаяся дедуцировать весь
мир «из себя» (из «Разума» вообще, или даже из собственного «Я»).
Жизнь, как таковая,
мир сам по себе начинают представляться человеку отягченными какою-то великою виною. Анаксимандр Милетский
в своей натур-философской
системе учит, что видимый наш
мир, выделяясь из Беспредельного, совершает как бы прегрешение. «Из чего произошли все вещи,
в это они, погибая, превращаются по требованию правды, ибо им приходится
в определенном порядке времени претерпеть за неправду кару и возмездие».
«Свои» сначала от этого осовели, но Горданов красноречиво представлял им картины неудач
в прошлом, — неудач, прямо происшедших от грубости базаровской
системы, неизбежных и вперед при сохранении старой, так называемой нигилистической
системы отношений к обществу, и указал на несомненные преимущества борьбы с
миром хитростию и лукавством.
Спенсер о парижских позитивистах меня совсем не расспрашивал, не говорил и о лондонских верующих. Свой позитивизм он считал вполне самобытным и свою
систему наук ставил, кажется, выше контовской. Мои парижские единомышленники относились к нему, конечно, с оговорками, но признавали
в нем огромный обобщающийум — первый
в ту эпоху во всей философской литературе. Не обмолвился Спенсер ничем и о немцах, о тогдашних профессорах философии, и
в лагере метафизиков, и
в лагере сторонников механической теории
мира.
Все результаты греческой мысли привходят
в гениальную
систему Плотина, который принадлежит уже не классической Греции, а Греции на грани двух
миров,
в эпоху напряженных исканий духовности.
Цель философии — не создание
системы, а творческий познавательный акт
в мире.
В природном
мире,
в метафизическом образовании нашей планетной
системы это отозвалось тем, что солнце переместилось изнутри вовне.
Лишь мистически открывается, почему человек занял подчиненное положение
в природном
мире,
в Солнечной
системе.
Приниженное положение, которое занял человек
в данном состоянии природного
мира и данной планетной
системе, ничего не говорит против его центрального положения
в бытии, против той абсолютной истины, что человек есть точка пересечения всех планов бытия.
И по закону совпадения причин подделались сами собою и совпали с этим событием тысячи мелких причин для этого движения и для войны: укоры за несоблюдение континентальной
системы, и герцог Ольденбургский, и движение войск
в Пруссию, предпринятое (как казалось Наполеону) для того только, чтобы достигнуть вооруженного
мира, и любовь и привычка французского императора к войне, совпавшая с расположением его народа, увлечение грандиозностию приготовлений, и расходы по приготовлению, и потребность приобретения таких выгод, которые бы окупили эти расходы, и одурманившие почести
в Дрездене, и дипломатические переговоры, которые, по взгляду современников, были ведены с искренним желанием достижения
мира и которые только уязвляли самолюбие той и другой стороны, и миллионы миллионов других причин, подделавшихся под имеющее совершиться событие, совпавших с ним.