Неточные совпадения
Идейность в политике связана с духовным углублением
личности, с
воспитанием души целого народа, с сознанием великой ответственности, а не с упрощением и схематизацией сложной исторической жизни.
Русское православие, которому русский народ обязан своим нравственным
воспитанием, не ставило слишком высоких нравственных задач
личности среднего русского человека, в нем была огромная нравственная снисходительность.
Распущенность ли наша, недостаток ли нравственной оседлости, определенной деятельности, юность ли в деле образования, аристократизм ли
воспитания, но мы в жизни, с одной стороны, больше художники, с другой — гораздо проще западных людей, не имеем их специальности, но зато многостороннее их. Развитые
личности у нас редко встречаются, но они пышно, разметисто развиты, без шпалер и заборов. Совсем не так на Западе.
Напротив, уничтожая права
личности, ставя страх и покорность основою
воспитания и нравственности, эти начала только и могут обусловливать собою произвол, угнетение и обман.
Сущность общественного жизнепонимания состоит в перенесении смысла своей личной жизни в жизнь совокупности
личностей: племени, семьи, рода, государства. Перенесение это совершалось и совершается легко и естественно в первых своих формах, в перенесении смысла жизни из своей
личности в племя, семью. Перенесение же в род или народ уже труднее и требует особенного
воспитания для этого; перенесение же сознания в государство уже составляет предел такого перенесения.
Вследствие обычая, передаваемого
воспитанием и подтверждаемого религиозным внушением,
личности без принуждения сливали свои интересы с интересами совокупности и жертвовали своими для общего.
Мы слышали суждение о книге, изданной г. Анненковым, выраженное в таком тоне: «Прочитавши ее до конца, надобно опять воротиться к первой странице и спросить, вместе с биографом Станкевича: чем же имя этого юноши заслужило право на внимание общества и на снисходительное любопытство его?» Выражавшие такое суждение не видели в Станкевиче ничего, кроме того, что он был добрый человек, получивший хорошее
воспитание и имевший знакомство с хорошими людьми, которым умел нравиться: что же за невидаль подобная
личность?
При всем том, однако ж, если взять самую самолюбивую
личность, и противопоставить ей, например, раздраженного без
воспитания, разница между ними выйдет несоизмеримо огромная.
Другая
личность, состоявшая при Алексее Григорьевиче, была Василий Евдокимович Ададуров, ученик Миллера, один из первых воспитанников академической гимназии в Петербурге и первый адъюнкт из русских в российской Академии наук. Он также довершил
воспитание свое за границей и первый составил грамматику русского языка. Ададуров был при Разумовском чем-то вроде секретаря.
Те самые поступки, за которые историки одобряют Александра I, — как-то: либеральные начинания царствования, борьба с Наполеоном, твердость, выказанная им в 12-м году и поход 13-го года, не вытекают ли из одних и тех же источников, — условий крови,
воспитания, жизни, сделавших
личность Александра тем, чем она была, — из которых вытекают и те поступки, за которые историки порицают его, как-то: Священный Союз, восстановление Польши, реакция 20-х годов? В чем состоит сущность этих упреков?
Православное религиозное
воспитание неблагоприятно для исторической жизни народов; оно мало научает общественному и культурному строительству, мало дисциплинирует
личность.
Нужно чувство справедливости, участие к делам Европы, но отдаленное, не затемненное мелочными интересами; нужно преобладание высоты нравственной над сотоварищами — государями того времени; нужна кроткая и привлекательная
личность; нужно личное оскорбление против Наполеона. И всё это есть в Александре I; всё это подготовлено бесчисленными так называемыми случайностями всей его прошедшей жизни: и
воспитанием, и либеральными начинаниями, и окружающими советниками, и Аустерлицем, и Тильзитом, и Эрфуртом.