Неточные совпадения
Другое было то, что, прочтя много книг, он убедился, что люди, разделявшие с ним одинаковые воззрения, ничего другого не подразумевали под ними и что они, ничего не объясняя, только отрицали те
вопросы, без ответа на которые он чувствовал, что не мог жить, а старались разрешить совершенно другие, не могущие интересовать его
вопросы, как, например, о
развитии организмов, о механическом объяснении души и т. п.
— Но в том и
вопрос, — перебил своим басом Песцов, который всегда торопился говорить и, казалось, всегда всю душу полагал на то, о чем он говорил, — в чем полагать высшее
развитие? Англичане, Французы, Немцы — кто стоит на высшей степени
развития? Кто будет национализовать один другого? Мы видим, что Рейн офранцузился, а Немцы не ниже стоят! — кричал он. — Тут есть другой закон!
Ему казалось, что при нормальном
развитии богатства в государстве все эти явления наступают, только когда на земледелие положен уже значительный труд, когда оно стало в правильные, по крайней мере, в определенные условия; что богатство страны должно расти равномерно и в особенности так, чтобы другие отрасли богатства не опережали земледелия; что сообразно с известным состоянием земледелия должны быть соответствующие ему и пути сообщения, и что при нашем неправильном пользовании землей железные дороги, вызванные не экономическою, но политическою необходимостью, были преждевременны и, вместо содействия земледелию, которого ожидали от них, опередив земледелие и вызвав
развитие промышленности и кредита, остановили его, и что потому, так же как одностороннее и преждевременное
развитие органа в животном помешало бы его общему
развитию, так для общего
развития богатства в России кредит, пути сообщения, усиление фабричной деятельности, несомненно необходимые в Европе, где они своевременны, у нас только сделали вред, отстранив главный очередной
вопрос устройства земледелия.
Левин встречал в журналах статьи, о которых шла речь, и читал их, интересуясь ими, как
развитием знакомых ему, как естественнику по университету, основ естествознания, но никогда не сближал этих научных выводов о происхождении человека как животного, о рефлексах, о биологии и социологии, с теми
вопросами о значении жизни и смерти для себя самого, которые в последнее время чаще и чаще приходили ему на ум.
Он дал себе слово объяснить, при первом удобном случае, окончательно
вопрос, не о том, что такое Марфенька: это было слишком очевидно, а что из нее будет, — и потом уже поступить в отношении к ней, смотря по тому, что окажется после объяснения. Способна ли она к дальнейшему
развитию или уже дошла до своих геркулесовых столпов?
Откуда эти тайнобрачные добывают влагу? Вода в камнях не задерживается, а между тем мхи растут пышно. На ощупь они чрезвычайно влажны. Если мох выжать рукой, из него капает вода. Ответ на заданный
вопрос нам даст туман. Он-то и есть постоянный источник влаги. Мхи получают воду не из земли, а из воздуха. Та к как в Уссурийском крае летом и весною туманных дней несравненно больше, чем солнечных, то пышное
развитие мхов среди осыпей становится вполне понятным.
Проблема философии истории. Россия и Европа. Славянофилы и западники.
Вопрос о судьбе России. Сороковые годы. Чаадаев. Печерин. Славянофилы. Киреевский. Аксаков. Хомяков. Письмо Фр. Баадера. Западники. Идеалисты сороковых годов. Грановский. Белинский. Герцен. Дальнейшее
развитие славянофильства. Данилевский. Леонтьев. Достоевский.
Теперь на очереди
вопрос, почему в колонии получили такое широкое
развитие незаконные или свободные сожительства и почему при взгляде на цифры, относящиеся к семейному положению ссыльных, получается такое впечатление, как будто ссыльные упорно уклоняются от законного брака?
Так называемый женский
вопрос на Сахалине поставлен безобразно, но менее гадко, чем в западноевропейских ссыльных колониях в первое время их
развития.
А если, сверх того, предложить еще
вопрос: какую роль играет государство в смысле
развития и преуспеяния индивидуального человеческого существования? — то ответом на это, просто-напросто, является растерянный вид, сопровождаемый несмысленным бормотанием.
Для того, чтобы приблизиться к этому грубому идеалу клеветы, необходимо отождествить его с
вопросом об уместности или неуместности общественного
развития, а это даже для самых заклятых ненавистников не всегда удобно.
Что же касается до
развития, то
вопрос об уместности его искони решен в утвердительном смысле, и ежели в последнее время оживился несколько более, то причина этого явления заключается в том, что накопились и умножились самые запросы жизни.
Эти бутончики года по два своей юности о-ча-ро-вательны, даже по три… ну а там расплываются навеки… производя в своих мужьях тот печальный ин-диф-фе-рентизм, который столь способствует
развитию женского
вопроса… если только я правильно понимаю этот
вопрос…
Затем оставалось только приступить к
развитию дальнейших способов осуществления выдумки Очищенного, но я, будучи в этот день настроен особенно придирчиво, счел нужным предложить собранию еще один, последний,
вопрос.
Хороша ли сельская община или дурна, препятствует ли она
развитию производительности или не препятствует — это
вопрос спорный, решение которого (и в особенности решение практическое) вовсе до тебя не относится.
Я сказал, что
вопрос — делать добро или зло, каждый решает сам за себя, не дожидаясь, когда человечество подойдет к решению этого
вопроса путем постепенного
развития.
В действительности лесной
вопрос для Урала является в настоящую минуту самым больным местом: леса везде истреблены самым хищническим образом, а между тем запрос на них, с
развитием горнозаводского дела и промышленности, все возрастает.
Но
вопрос в том, находятся ли в действительности в совершенно чистом
развитии основные, ненарушимые для искусства Формы природы.
Это было не в бровь, а прямо в глаз, так что если бы он вздумал дать своему
вопросу дальнейшее
развитие, то я, наверное бы, во всем сознался.
Пародия была впервые полностью развернута в рецензии Добролюбова на комедии «Уголовное дело» и «Бедный чиновник»: «В настоящее время, когда в нашем отечестве поднято столько важных
вопросов, когда на служение общественному благу вызываются все живые силы народа, когда все в России стремится к свету и гласности, — в настоящее время истинный патриот не может видеть без радостного трепета сердца и без благодарных слез в очах, блистающих святым пламенем высокой любви к отечеству, — не может истинный патриот и ревнитель общего блага видеть равнодушно высокоблагородные исчадия граждан-литераторов с пламенником обличения, шествующих в мрачные углы и на грязные лестницы низших судебных инстанций и сырых квартир мелких чиновников, с чистою, святою и плодотворною целию, — словом, энергического и правдивого обличения пробить грубую кору невежества и корысти, покрывающую в нашем отечестве жрецов правосудия, служащих в низших судебных инстанциях, осветить грозным факелом сатиры темные деяния волостных писарей, будочников, становых, магистратских секретарей и даже иногда отставных столоначальников палаты, пробудить в сих очерствевших и ожесточенных в заблуждении, но тем не менее не вполне утративших свою человеческую природу существах горестное сознание своих пороков и слезное в них раскаяние, чтобы таким образом содействовать общему великому делу народного преуспеяния, совершающегося столь видимо и быстро во всех концах нашего обширного отечества, нашей родной Руси, которая, по глубоко знаменательному и прекрасному выражению нашей летописи, этого превосходного литературного памятника, исследованного г. Сухомлиновым, — велика и обильна, и чтобы доказать, что и молодая литература наша, этот великий двигатель общественного
развития, не остается праздною зрительницею народного движения в настоящее время, когда в нашем отечестве возбуждено столько важных
вопросов, когда все живые силы народа вызваны на служение общественному благу, когда все в России неудержимо стремится к свету и гласности» («Современник», 1858, № XII).
В самом деле, самобытный характер XIX века обозначился с первых лет его. Он начался полным
развитием наполеоновской эпохи; его встретили песнопения Гёте и Шиллера, могучая мысль Канта и Фихте. Полный памяти о событиях десяти последних лет, полный предчувствий и
вопросов, он не мог шутить, как его предшественник. Шиллер в колыбельной песне ему напоминал трагическую судьбу его.
Вместо фактического указания на то, что литература не имела у нас инициативы в общественных
вопросах, мы, принявши приведенное возражение, должны будем сказать: литература у нас не может иметь инициативы при современной организации и степени
развития русского общества…
Жизнь в своем непрерывном
развитии набирала множество фактов; ставила множество
вопросов; люди присматривались к ним с разных сторон, выясняли кое-что, но все-таки не могли справиться со всею громадою накопившегося материала; наконец являлся человек, который умел присмотреться к делу со всех сторон, придавал предметам разбросанным и отчасти исковерканным прежними исследователями их естественный вид и пред всеми разъяснял то, что доселе казалось темным.
В то самое время, как «Морской сборник» поднял
вопрос о воспитании и Пирогов произнес великие слова: «Нужно воспитать человека!», — в то время, как университеты настежь распахнули двери свои для жаждущих истины, в то время, как умственное движение в литературе, преследуя титаническую работу человеческой мысли в Европе, содействовало
развитию здравых понятий и разрешению общественных
вопросов: — в это самое время сеть железных дорог готовилась уже покрыть Россию во всех направлениях и начать новую эру в истории ее путей сообщения; свободная торговля получила могущественное
развитие с понижением тарифа; потянулась к нам вереница купеческих кораблей и обозов; встрепенулись и зашумели наши фабрики; пришли в обращение капиталы; тучные нивы и благословенная почва нашей родины нашли лучший сбыт своим богатым произведениям.
Катерина Матвеевна(к Венеровскому).Нет, позвольте, позвольте! Во мне столько возникло идей по случаю посещения этой школы! Является
вопрос: что вы хотите сделать из этих личностей? Признаете ли вы
развитие каждого индивидуума за несомненное благо, или
развитие единицы без общественной инициативы может повредить этим единицам в силу существующего ненормального порядка?
Вопросы, занимающие нас теперь, тогда еще не поднимались, и во множестве голов свободно и властно господствовал романтизм, господствовал, не предчувствуя приближения новых направлений, которые заявят свои права на русского человека и которые русский человек, известного
развития, примет, как он принимает все, то есть не совсем искренно, но горячо, с аффектациею и с пересолом.
Но читателю может ещё представляться
вопрос: «что же нужно делать для нравственного
развития, на которое мозг должен иметь влияние не прямое, а посредственное?» На этот счёт мы привели уже мимоходом несколько заметок доктора Бока; но здесь можем, прибавить и ещё несколько соображений. Они очень нехитры, и потому не будут продолжительны.
Павлин. И, как всякое оружие защиты, религия подлежит
развитию и совершенствованию. Посему: если мы лишились светского главы — необходимо оную заменить духовной. В Москве поднят
вопрос об избрании патриарха…
Будет ли при конституциях казначей? — вот в чем
вопрос. И
вопрос очень существенный, ежели принять в соображение, что жизненные припасы с каждым годом делаются дороже и дороже, а потребности, благодаря
развитию культурности, увеличиваются не по дням, а по часам. Черта ли и в конституциях, ежели при них должности казначея не полагается! Ободрать… вот это — бесподобно! Вот при «Уложении о наказаниях» нет казначея — поэтому оно ни для кого и не лестно. Но, может быть, поэтому-то именно оно и дано нам.
Удостоивши же подумать об этом, мы должны прийти к
вопросу о том: что нам делать, чтобы устранить по возможности все, что [так страшно] мешает
развитию хороших качеств народа?
На последнем учительском совете Феликс Подвиляньский внес на всеобщее обсуждение
вопрос: не признает ли совет благопотребным и даже необходимым, для наиболее успешного умственного и нравственного
развития учеников и для ознакомления их с ходом событий современной жизни России, в которой им придется быть деятелями, допустить в гимназии беспрепятственное чтение «Колокола» и прочих заграничных изданий?
Разрешимы ли окончательно обе задачи: победима ли бедность «
развитием производительных сил» и разрешим ли социальный
вопрос общественной реформой, как веруют социалисты?
В настоящей работе основные идеи этого исследования получают дальнейшее
развитие и углубление, а также рассматриваются и те
вопросы, которые преднамечены были для второй части «Философии хозяйства» (именно этика и эсхатология хозяйства).
Вечно юный характер творчества и творческой этики ставит
вопрос о соотношении между творчеством и
развитием.
Наличность в человеке духа очень осложняет
вопрос о
развитии человека с антропологической точки зрения.
В моих"Итогах писателя", где находится моя авторская исповедь (они появятся после меня), я останавливаюсь на этом подробнее, но и здесь не могу не подвести таких же итогов по этому
вопросу, важнейшему в истории
развития всякого самобытного писателя: чистый ли он художник или романист с общественными тенденциями.
Его всего сильнее интересовали тогда философские
вопросы, эволюция идей и культурное
развитие общества.
Вслед за книгой Струве вышла книга никому не известного Н. Бельтова: «К
вопросу о
развитии монистического взгляда на историю.
Сергей Андреевич стал яро возражать, но положение его в споре было довольно неблагоприятное: в экономических
вопросах он был очень не силен и только помнил что-то о рынках, отсутствие которых делает
развитие русского капитализма невозможным.
В 1894 году вышла книжка П. Б. Струве: «Критические заметки к
вопросу об экономическом
развитии России». Книжка заканчивалась нашумевшей фразой: «Признаем же нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму».
Народники верили в особые пути
развития России, в возможность миновать западный капитализм, в предназначение русского народа разрешить социальный
вопрос лучше и скорее, чем на Западе.
Он не был противником индустриального
развития, подобно многим другим народникам, но он ставит традиционный для русской мысли XIX века
вопрос о том, может ли Россия избежать капиталистического периода
развития, и решает его в том смысле, что Россия может сократить до нуля срок капиталистического периода и прямо перейти от низших форм хозяйства к хозяйству социалистическому.
Это был конец шестидесятых годов.
Вопрос о женском образовании, о женской самостоятельности, о женском труде был в полном своем
развитии в литературе и прессе.
— Вон, Сперанский недавно заметил, что там законы лучше наших, а люди хуже, так может, ваше величество, это и происходит от их законов, науки и
развития… — снова, не отвечая на
вопрос и глядя куда-то в пространство, заметил граф.
То, что на соборе не был поднят
вопрос ни о соединении церквей, ни о возможности творческого
развития в церкви, обнаруживает лишь, что он собрался скорее в период религиозного упадка церковного народа, чем религиозного подъема его.