Неточные совпадения
Видишь ли, в чем дело, если внешний
мир движется одной бессознательной волей, получившей свое конечное выражение в ритме и числе, то неизмеримо обширнейший
внутренний мир основан тоже на гармоническом начале, но гораздо более тонком, ускользающем от меры и числа, — это начало
духовной субстанции.
Согласно сему, как грех сатаны был восстание и возношение, так грех человека был падение и унижение: сатана обратился против божества; человек же токмо отвратился от божества, соответственно чему сатана вверг себя в мрачную бездну неугасимого огня и ненасытимого
духовного глада; человек же подвергся лишь работе тления, впав в рабство материальной натуре, и
внутренний благодатный свет божественной жизни обменял на внешний свет вещественного
мира.
Положим, что это так; но тут не надо забывать, что цели других обществ слишком ограниченны, замкнуты, слишком внешни и не касаются
внутреннего мира работающих вкупе членов, вот почему наш союз не только не падает, а еще разрастается, и доказательством тому служит, что к нам постоянно идут новые ищущие неофиты, как и вы оба пришли с открытыми сердцами и с
духовной жаждой слышать масонские поучения…
Человек закричал бы от боли, если бы, не работая, почувствовал в мышцах ту боль, которую он, не замечая ее, испытывает при работе. Точно так же и человек, не работающий
духовную работу над своим
внутренним миром, испытывает мучительную боль от тех невзгод, которые, не замечая их, переносит человек, полагающий главное дело жизни в усилии для освобождения себя от грехов, соблазнов и суеверий, то есть в нравственном совершенствовании.
Эта
внутренняя форма, осуществляющаяся в
духовном теле, остается недоступной нашему теперешнему опыту, скованному реальной пространственностью
мира.
При данном состоянии
мира и человека мировая душа действует как внешняя закономерность космической жизни, с принудительностью физического закона [Эту софийность души
мира, или общую закономерность всего сущего, стремится постигать и так называемый оккультизм, притязающий научить не внешнему, но
внутреннему «
духовному» восприятию сил природы.
Не нужно до конца предаваться заботам и интересам
мира сего, каковы бы они ни были, нужно соблюдать по отношению к ним известную
внутреннюю дистанцию, сохранять
духовную свободу.
Личность связана также с аскезой и предполагает аскезу, т. е.
духовное упражнение, концентрацию
внутренних сил, выбор, несогласие на смешение с безличными силами и внутри человека, и в окружающем
мире.
Подлинный аристократизм есть не что иное, как достижение
духовной свободы, независимости от окружающего
мира, от человеческого количества, в какой бы форме оно ни явилось, как слушание
внутреннего голоса, голоса Бога и голоса совести.
Личность есть субъект, а не объект среди объектов, и она вкоренена во
внутреннем плане существования, т. е. в
мире духовном, в
мире свободы.
Эта проблематика, не разрывая связи с
внутренней,
духовной традицией православной церкви, обращена к творческим задачам христианства в
мире.
Новая духовность понимает дух не как отрешенность и бегство из
мира, покорно оставляющее
мир таким, каков он есть, а как
духовное завоевание
мира, как реальное изменение его, не объективируя дух в мировой данности, а подчиняя
мир внутреннему существованию, всегда глубоко личному, разрушая призраки «общего», т. е. совершая персоналистическую революцию.
Исканием
внутреннего избавления от страдания, не своего только, но и страдания
мира и человека, полна
духовная история человечества.
Все внешнее — город и его особая атмосфера, комнаты и их уродливая обстановка, трактиры с их вонью и грязью, внешние фабулы романа, — все это лишь знаки, символы
внутреннего,
духовного человеческого
мира, лишь отображения
внутренней человеческой судьбы.
И вот в катастрофах и потрясениях, почуяв зов
духовной глубины, народы Западной Европы с большим пониманием и большей
внутренней потребностью подойдут к тому русскому и мировому гению, который был открывателем
духовной глубины человека и который предвидел неизбежность катастроф в
мире.
Молитвенное настроение заразительно: он поддался ему — в его
внутреннем мире совершился как бы
духовный перелом, дух победил плоть — свежий и добрый, он отстоял обедню и моментами снова, как и накануне, горячо молился. Но, увы, это были только моменты.
В
мире должна начаться великая реакция или революция против господства внешней общественности и внешней политики во имя поворота к
внутренней духовной жизни, не только личной, но и сверхличной
духовной жизни, во имя содержания и цели жизни.
Но величайшее дело есть соединение всех сил христианского
мира против грядущего зла, ибо борьба с ним должна вестись не только во внешнем, политическом и социальном плане, но и во
внутреннем,
духовном и религиозном плане.
Кроме изучения его в книгах и архивах, необходимо стать с ним лицом к лицу, пожить в раскольнических монастырях, в скитах, в колибах, в заимках, в кельях, в лесах и т. п., изучить его в живых проявлениях, в преданиях и поверьях, не переданных бумаге, но свято сохраняемых целым рядом поколений; изучить обычаи раскольников, в которых немало своеобразного и отличного от обычаев прочих русских простолюдинов; узнать воззрение раскольников разных толков на
мир духовный и
мир житейский, на
внутреннее устройство их общин и т. п.
В России, стране по преимуществу мужицкой, культурно отсталой и недисциплинированной, в тот исторический час, когда с народной стихии спали все внешние сдержки и оковы и расшатались
внутренние духовные скрепы и связи, столкнулись прежде всего
мир умственного, образовательного,
духовного ценза с
миром количественной массы, не обладающей такого рода цензом.