В познании объективация вырабатывает понятия и рационализирует действительность, не зная индивидуального, в общении людей вырабатывает форму государства, права, семьи, несоизмеримые с
внутренним существованием, с тайной личности, в моральной жизни вырабатывает нормы, бессильные просветлить и реально изменить жизнь людей, в жизни религиозной догматы, каноны и институты, прикрывающие реальное отношение к Богу и к ближнему, и т. д. и т. д.
Неточные совпадения
Без
существования внутреннего духовного ядра и творческих процессов, в нем происходящих, никакой новый социальный строй не приведет к новому человеку.
Можно сказать, что
существование Бога есть хартия вольностей человека, есть
внутреннее его оправдание в борьбе с природой и обществом за свободу.
Война не есть источник зла, а лишь рефлекс на зло, знак
существования внутреннего зла и болезни.
Хорошо ли действительно быть помещиком?» Засим для одних, более слабых и нетерпеливых, начиналось праздное
существование корнета в отставке, деревенской лени, халата, странностей, карт, вина; для других — время искуса и
внутренней работы.
Настали изнурительные бессонные ночи, и так как молодое
существование еще не успело запастись
внутренним содержанием, то ни о чем другом не думалось, кроме представления о зияющей бездне, которая с каждым днем выступала яснее и яснее, ежеминутно готовая поглотить ее.
Нет, и через это темное
существование должна была протянуться и передаться последующим поколениям
внутренняя восприимчивость к свету.
Оксину душу осветил
внутренний свет, та радость, которая боится сознаться в собственном
существовании.
Все разговоры их ведутся на эту тему и не исчерпаются никогда, потому что они всецело сосредоточились в испуге, и никакие влияния, ни внешние, ни
внутренние, не могут внести иные элементы в их скудное
существование.
Нет никакой возможности верно передать
внутренние движения человека в минуты сильной тревоги: в эти минуты человек, говоря относительно, перестрадает и передумает более чем в целые годы тихого, невозмутимого
существования.
Не соглашаясь, чтобы искусство стояло не только выше действительности, но и наравне с нею по
внутреннему достоинству содержания или исполнения, мы, конечно, не можем согласиться с господствующим ныне взглядом на то, из каких потребностей возникает оно, в чем цель его
существования, его назначение.
«
Внутренняя несостоятельность всей объективной формы
существования прекрасного открывается в том, что красота находится в чрезвычайно шатком отношении к целям исторического движения даже и на том поприще, где она кажется наиболее обеспеченною (т. е. в человеке: исторические события часто уничтожают много прекрасного: например, говорит Фишер, реформация уничтожила веселую привольность и пестрое разнообразие немецкой жизни XIII-XV столетий).
Приведу, для примера, один вопрос, разным образом, но чрезвычайно часто предлагаемый дилетантами: «Как безвидное,
внутреннее превратилось в видимое, внешнее, и что оно было прежде
существования внешнего?» Наука потому не обязана на это отвечать, что она и не говорила, что два момента, существующие как
внутреннее и внешнее, можно разъять так, чтоб один момент имел действительность без другого.
Но им не того хочется: им хочется освободить сущность,
внутреннее, так, чтоб можно было посмотреть на него; они хотят какого-то предметного
существования его, забывая, что предметное
существование внутреннего есть именно внешнее;
внутреннее, не имеющее внешнего, просто — безразличное ничто.
Без вещественного обнаружения мы не можем узнать о
существовании внутренней деятельности, а вещественное обнаружение происходит в теле; возможно ли же отделять предмет от его признаков, и что остаётся от предмета, если мы представление всех его признаков и свойств уничтожим?
Но она склонна считать себя самодовлеющей силой, считать себя хозяином жизни, и в этом
внутренняя противоречивость её
существования.
То реальное, что мы связываем с бытием, есть лишь
внутреннее свойство, качество конкретных существ и
существований, оно в них, а не они в нем.
Личность есть субъект, а не объект среди объектов, и она вкоренена во
внутреннем плане
существования, т. е. в мире духовном, в мире свободы.
Личность реализует своё
существование и свою судьбу в противоречиях и сочетаниях конечного с бесконечным, относительного и абсолютного, единого и многого, свободы и необходимости,
внутреннего и внешнего.
Буржуазность борется со страданием путем угашения
внутренней жизни и все большей объективации человеческого
существования.
Дух есть как бы дуновение Божье, проникающее в существо человека и сообщающее ему высшее достоинство, высшее качество его
существования,
внутреннюю независимость и единство.
Признание
существования внутреннего зла и ответственности за преступления означает признание подлинного бытия человеческой личности.
Масса государственных дел положительно отнимала у него все время, совершенно поглощала его и не давала возможности, даже при желании, следить за
внутреннею жизнью близких ему людей, а быть может он и не подозревал о
существовании такой жизни.
Естественно желать, чтобы суверенный народ высказал свою волю в такой момент своего
существования, когда в нем родится
внутренний свет, когда он душевно излечится и прекратятся в нем судороги одержимого, когда он будет внутренно свободен, не так порабощен греху корысти и злобы, когда он подчинит волю свою высшей правде.
Для всякого, кто верит в
существование истины и правды, не может быть безразлично духовное состояние народа, степень его
внутренней свободы в момент изъявления его воли, проникновения этой воли правдой.
Понятие о законе, несомненно разумном и по
внутреннему сознанию обязательном для всех, до такой степени утрачено в нашем обществе, что
существование у еврейского народа закона, определявшего всю их жизнь, такого закона, который был обязателен не по принуждению, а по
внутреннему сознанию каждого, считается исключительным свойством одного еврейского народа.