Неточные совпадения
Константинополь, бывшая Византия, а ныне губернский город Екатериноград, стоит при излиянии Черного моря в древнюю Пропонтиду и под сень Российской Державы приобретен в 17… году, с распространением на оный единства касс (единство сие в том состоит, что
византийские деньги в столичном городе Санкт-Петербурге употребление себе находить должны).
Очень часто видали глуповцы, как он, сидя на балконе градоначальнического дома, взирал оттуда, с полными слез глазами, на синеющие вдалеке
византийские твердыни.
Выгонные земли Византии и Глупова были до такой степени смежны, что
византийские стада почти постоянно смешивались с глуповскими, и из этого выходили беспрестанные пререкания.
Между рощей и проезжей дорогой стояла в стороне, на лугу, уединенная деревянная часовня, почерневшая и полуразвалившаяся, с образом Спасителя,
византийской живописи, в бронзовой оправе. Икона почернела от времени, краски местами облупились; едва можно было рассмотреть черты Христа: только веки были полуоткрыты, и из-под них задумчиво глядели глаза на молящегося, да видны были сложенные в благословение персты.
Такой системой была прежде всего теократия, и в необычайно крайней форме теократия
византийская.
Такими были империи Древнего Востока, Римская империя, империя Карла Великого, империя
Византийская, по своей претензии и империя Российская; таков был и замысел Наполеона.
Вселенские соборы собираются
византийскими императорами, которые считаются церковным чином.
Во всякое время дня и ночи он был готов на запутаннейший спор и употреблял для торжества своего славянского воззрения все на свете — от казуистики
византийских богословов до тонкостей изворотливого легиста.
Оставленные на себя, славяне легко «убаюкиваются своими песнями», как заметил один
византийский летописец, «и дремлют».
Без веры и без особых обстоятельств трудно было создать что-нибудь живое; все новые церкви дышали натяжкой, лицемерием, анахронизмом, как пятиглавые судки с луковками вместо пробок, на индо-византийский манер, которые строит Николай с Тоном, или как угловатые готические, оскорбляющие артистический глаз церкви, которыми англичане украшают свои города.
При главном корпусе состояли православные гегельянцы,
византийские богословы, мистические поэты, множество женщин и проч. и проч.
Помирятся ли эти трое, померившись, сокрушат ли друг друга; разложится ли Россия на части, или обессиленная Европа впадет в
византийский маразм; подадут ли они друг другу руку, обновленные на новую жизнь и дружный шаг вперед, или будут резаться без конца, — одна вещь узнана нами и не искоренится из сознания грядущих поколений, это — то, что разумное и свободное развитие русского народного быта совпадает с стремлениями западного социализма.
Прудон заключает свою книгу католической молитвой, положенной на социализм; ему стоило только расстричь несколько церковных фраз и прикрыть их, вместо клобука, фригийской шапкой, чтоб молитва «бизантинских» [
византийских (от фр. byzantin).] архиереев — как раз пришлась архиерею социализма!
— Черной дня, когда исправник да поп приедут. Вот о последнем-то я и хочу рассказать вам кое-что. Поп у нас превращается более и более в духовного квартального, как и следует ожидать от
византийского смирения нашей церкви и от императорского первосвятительства.
Мы видели в их учении новый елей, помазывающий царя, новую цепь, налагаемую на мысль, новое подчинение совести раболепной
византийской церкви.
Как сочетание Гегеля с Стефаном Яворским ни кажется странно, но оно возможнее, чем думают;
византийское богословие — точно так же внешняя казуистика, игра логическими формулами, как формально принимаемая диалектика Гегеля.
Тюфяев был настоящий царский слуга, его оценили, но мало. В нем
византийское рабство необыкновенно хорошо соединялось с канцелярским порядком. Уничтожение себя, отречение от воли и мысли перед властью шло неразрывно с суровым гнетом подчиненных. Он бы мог быть статский Клейнмихель, его «усердие» точно так же превозмогло бы все, и он точно так же штукатурил бы стены человеческими трупами, сушил бы дворец людскими легкими, а молодых людей инженерного корпуса сек бы еще больнее за то, что они не доносчики.
Ни
византийская церковь, ни Грановитая палата ничего больше не дадут для будущего развития славянского мира.
После падения православного
Византийского царства, Московское царство осталось единственным православным царством.
Московские цари считали себя преемниками
византийских императоров.
Он никогда не верил в русский народ, и оригинальных результатов он ждал совсем не от русского народа, а от навязанных ему сверху
византийских начал.
Он думал, что Россия существует и велика исключительно благодаря навязанному сверху русскому народу
византийскому православию и
византийскому самодержавию.
У него другое понимание христианства,
византийское, монашески-аскетическое, не допускающее никаких гуманитарных элементов, другая мораль, аристократическая мораль силы, не останавливающаяся перед насилием, натуралистическое понимание исторического процесса.
Влияние же
византийское внутренно подавило русскую мысль и делало ее традиционно консервативной.
К. Леонтьев признает хомяковское православие не настоящим, слишком либеральным и модернизированным и будет противопоставлять ему аскетически-монашеское, суровое,
византийское, афонское православие.
При всех уклонах Тареева от традиционного православия, его христианство более русское, чем христианство Леонтьева, совсем, как было уже сказано, нерусское,
византийское, исключительно монашески-аскетическое и авторитарное.
Он говорит, что русская государственность есть создание
византийских начал и элемента татарского и немецкого.
Византийское, теократическое царство было тем же соблазном языческого царства этого мира, которое господствует везде, где мир не сливается с Богом.
Государство — языческого происхождения, и только для языческого мира оно нужно; государство не может быть формой христианской общественности, и потому католический папизм и
византийский цезаризм — остатки язычества, знаки того, что человечество еще не приняло в себя Христа.
Подходит ко мне: «Купи, барин, крест серебряный, всего за двугривенный отдаю; серебряный!» Вижу в руке у него крест и, должно быть, только что снял с себя, на голубой, крепко заношенной ленточке, но только настоящий оловянный с первого взгляда видно, большого размера, осьмиконечный полного
византийского рисунка.
— У нас кодакс Юстиниана [Кодекс Юстиниана — свод законов, изданный в 529 году по заданию
византийского императора Юстиниана I (483—565).] читают только на латинском, — сказал очень определительно правовед.
Прошла Балаклава с едва заметными силуэтами разрушенной генуэзской башни на горе, мохнатый мыс Айя, кудрявый Ласпи, Форос
византийской церковью, стоящей высоко, точно на подносе, с Байдарскими воротами, венчающими гору.
Внушение народу этих чуждых ему, отжитых и не имеющих уже никакого смысла для людей нашего времени формул
византийского духовенства о троице, о божией матери, о таинствах, о благодати и т. п. составляет одну часть деятельности русской церкви; другую часть ее деятельности составляет деятельность поддержания идолопоклонства в самом прямом смысле этого слова: почитания святых мощей, икон, принесения им жертв и ожидания от них исполнения желаний.
Учение это было принято тогда только самым малым числом учеников, большинство же людей, в особенности все те, которые властвовали над людьми, и после номинального принятия христианства продолжало для себя держаться правила противления насилием тому, что ими считалось злом. Так шло это при римских и
византийских императорах, так продолжалось это и после.
Прелестный вид, представившийся глазам его, был общий, губернский, форменный: плохо выкрашенная каланча, с подвижным полицейским солдатом наверху, первая бросилась в глаза; собор древней постройки виднелся из-за длинного и, разумеется, желтого здания присутственных мест, воздвигнутого в известном штиле; потом две-три приходские церкви, из которых каждая представляла две-три эпохи архитектуры: древние
византийские стены украшались греческим порталом, или готическими окнами, или тем и другим вместе; потом дом губернатора с сенями, украшенными жандармом и двумя-тремя просителями из бородачей; наконец, обывательские дома, совершенно те же, как во всех наших городах, с чахоточными колоннами, прилепленными к самой стене, с мезонином, не обитаемым зимою от итальянского окна во всю стену, с флигелем, закопченным, в котором помещается дворня, с конюшней, в которой хранятся лошади; дома эти, как водится, были куплены вежливыми кавалерами на дамские имена; немного наискось тянулся гостиный двор, белый снаружи, темный внутри, вечно сырой и холодный; в нем можно было все найти — коленкоры, кисеи, пиконеты, — все, кроме того, что нужно купить.
— Послушай, ты говоришь, как старинный
византийский хронограф…
У короля великолепный, грабленный где-то, может быть,
византийский или римский трон, привезенный удальцами вместе с короной…
Но так как в газетах от времени до времени помещалась официозная заметка, извещавшая, что на днях последовало в законодательном порядке утверждение штатов
византийской контрольной палаты, то даже сам И. С. Аксаков согласился до поры до времени молчать об этом предмете, дабы, с одной стороны, яе волновать бесплодным лиризмом общественного мнения, а с другой стороны развязать правительству руки, буде оно, в самом деле, намерено распространить на весь юговосток Европы действие единства касс…
— Аристиду Фемистоклычу! — восклицает Прокоп, расцветая при виде одного из
византийских изображений, которого наружность напоминает паука, только что проглотившего муху, — как поживаете? каково прижимаете?
Елена Петровна уже догадывается о значении вопроса, и сердце у нее падает; но оттого, что сердце пало, строгое лицо становится еще строже и спокойнее, и в темных, почти без блеска, обведенных
византийских глазах появляется выражение гордости. Она спокойно проводит рукой по гладким волосам и говорит коротко, без той бабьей чистосердечной болтливости, с которой только что разговаривала...
У каменных колодцев, где беспрерывно тонкой струйкой бежит и лепечет вода, подолгу, часами, судачат о своих маленьких хозяйских делах худые, темнолицые, большеглазые, длинноносые гречанки, так странно и трогательно похожие на изображение богородицы на старинных
византийских иконах.
Итальянская живопись, развивая
византийскую, в высшем моменте своего развития отреклась от византизма и, по-видимому, возвратилась к тому же античному идеалу красоты; но шаг был совершен огромный; в очах нового идеала светилась иная глубина, иная мысль, нежели в открытых глазах без зрения греческих статуй.
Византийская кисть отреклась от идеала земной человеческой красоты древнего мира.
Русские до принятия христианства ездили в Константинополь продавать там рабов; при
византийском дворе они видели пышность и роскошь, которые дразнили их.
Влияния
византийского тут, конечно, отрицать нельзя; но едва ли стоит тщеславиться его проникновением в русскую народность.
Лично для г. Жеребцова мы, пожалуй, прибавим еще следующее замечание: очень, видно, слабо было
византийское влияние в русских сердцах, когда оно уступило даже влиянию «заразительной» философии полковника Вейсса!..
В течение веков
византийские убеждения проникли в массу народа, срослись с существом его и в практической деятельности выразились избытком любви к общему благу.
В следующей статье мы будем иметь случай показать, как мало благодетельного значения имело
византийское влияние в историческом развитии Руси; теперь же заметим только, что, видно, слабо оно действовало в сердцах русских, когда не могло противостоять воле одного человека, да и то напавшего на него не прямо, а очень и очень косвенно, при реформе государственной.
Сначала
византийское право явилось у нас ни к селу ни к городу, совершенно внезапно.
То же влияние
византийского педантизма видим мы и в самых расколах русских: значительная часть их произошла из-за внешних формальностей.