Неточные совпадения
— Прощайте, товарищи! — кричал он им сверху. — Вспоминайте меня и
будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире
силы, которая бы не покорилась ему!..
Хоть в
силе Льву никто не равен,
И рёв один его на всех наводит страх,
Но
будущее кто угадывать возьмётся —
Ка́к знать? кому в ком нужда доведётся?
Сомова говорила о
будущем в тоне мальчишки, который любит кулачный бой и совершенно уверен, что в следующее воскресенье будут драться. С этим приходилось мириться, это настроение принимало характер эпидемии, и Клим иногда чувствовал, что постепенно, помимо воли своей, тоже заражается предчувствием неизбежности столкновения каких-то
сил.
А Татьяна Марковна старалась угадывать
будущее Веры, боялась, вынесет ли она крест покорного смирения, какой судьба, по ее мнению, налагала, как искупление за «грех»? Не подточит ли сломленная гордость и униженное самолюбие ее нежных, молодых
сил? Излечима ли ее тоска, не обратилась бы она в хроническую болезнь?
— Что делали, с кем виделись это время? не проговорились ли опять чего-нибудь о «грядущей
силе», да о «заре
будущего», о «юных надеждах»? Я так и жду каждый день; иногда от страха и тоски не знаю куда деться!
Но прежнего недавнего беспокойства во мне уже не было; я отложил все до срока, уже не трепеща перед
будущим, как еще недавно, но как богач, уверенный в своих средствах и
силах.
Большинство же арестантов, за исключением немногих из них, ясно видевших весь обман, который производился над людьми этой веры, и в душе смеявшихся над нею, большинство верило, что в этих золоченых иконах, свечах, чашах, ризах, крестах, повторениях непонятных слов: «Иисусе сладчайший»и «помилось» заключается таинственная
сила, посредством которой можно приобресть большие удобства в этой и в
будущей жизни.
А между тем только на этих
силах и можно создать что-нибудь истинно прочное и таким образом обеспечить за ним
будущее.
Это более глубокое и широкое мироощущение и сознание не допускает тех рационалистических иллюзий, для которых
будущее мира определяется лишь
силами, лежащими на самой поверхности ограниченного куска земли.
Будущее великого народа зависит от него самого, от его воли и энергии, от его творческой
силы и от просветленности его исторического сознания.
Даже и теперь еще это так исполнимо, но послужит основанием к
будущему уже великолепному единению людей, когда не слуг будет искать себе человек и не в слуг пожелает обращать себе подобных людей, как ныне, а, напротив, изо всех
сил пожелает стать сам всем слугой по Евангелию.
Если бы возможно было помыслить, лишь для пробы и для примера, что три эти вопроса страшного духа бесследно утрачены в книгах и что их надо восстановить, вновь придумать и сочинить, чтоб внести опять в книги, и для этого собрать всех мудрецов земных — правителей, первосвященников, ученых, философов, поэтов — и задать им задачу: придумайте, сочините три вопроса, но такие, которые мало того, что соответствовали бы размеру события, но и выражали бы сверх того, в трех словах, в трех только фразах человеческих, всю
будущую историю мира и человечества, — то думаешь ли ты, что вся премудрость земли, вместе соединившаяся, могла бы придумать хоть что-нибудь подобное по
силе и по глубине тем трем вопросам, которые действительно были предложены тебе тогда могучим и умным духом в пустыне?
— Соберитесь с всеми
силами души, умоляйте отца, бросьтесь к его ногам: представьте ему весь ужас
будущего, вашу молодость, увядающую близ хилого и развратного старика, решитесь на жестокое объяснение: скажите, что если он останется неумолим, то… то вы найдете ужасную защиту… скажите, что богатство не доставит вам и одной минуты счастия; роскошь утешает одну бедность, и то с непривычки на одно мгновение; не отставайте от него, не пугайтесь ни его гнева, ни угроз, пока останется хоть тень надежды, ради бога, не отставайте.
Прудон, конечно, виноват, поставив в своих «Противоречиях» эпиграфом: «Destruam et aedificabo»; [«Разрушу и воздвигну» (лат.).]
сила его не в создании, а в критике существующего. Но эту ошибку делали спокон века все, ломавшие старое: человеку одно разрушение противно; когда он принимается ломать, какой-нибудь идеал
будущей постройки невольно бродит в его голове, хотя иной раз это песня каменщика, разбирающего стену.
Но что же доказывает все это? Многое, но на первый случай то, что немецкой работы китайские башмаки, в которых Россию водят полтораста лет, натерли много мозолей, но, видно, костей не повредили, если всякий раз, когда удается расправить члены, являются такие свежие и молодые
силы. Это нисколько не обеспечивает
будущего, но делает его крайне возможным.
Без него стало пусто в Москве, еще связь порвалась!.. Удастся ли мне когда-нибудь одному, вдали от всех посетить его могилу — она скрыла так много
сил,
будущего, дум, любви, жизни, — как другая, не совсем чуждая ему могила, на которой я был!
В наличности не было
сил для разрешения кризиса. Оставалась надежда на
будущее, на что-то новое, что придет с этим
будущим, и прежде всего на «нового человека», которого должны выдвинуть молодые поколения.
Об этом спрашивает молодая женщина, «пробужденная им к сознательной жизни». Он все откроет ей, когда придет время… Наконец однажды, прощаясь с нею перед отъездом в столицу, где его уже ждет какое-то важное общественное дело, — он наклоняется к ней и шопотом произносит одно слово… Она бледнеет. Она не в
силах вынести гнетущей тайны. Она заболевает и в бреду часто называет его имя, имя героя и
будущего мученика.
Идти суровой дорогой борьбы без надежды на награду в
будущей жизни, без опоры в высшей
силе, без утешения… с гордой уверенностью в своей правоте…
В России раскрытие творческих
сил человека в
будущем.
Неактуализированность
сил русского народа в прошлом, отсутствие величия в его истории делаются для Чаадаева залогом возможности великого
будущего.
Русские мыслители XIX в., размышляя о судьбе и призвании России, постоянно указывали, что эта потенциальность, невыраженность, неактуализированность
сил русского народа и есть залог его великого
будущего.
Скрытые, потенциальные
силы могут себя обнаружить в
будущем.
Для победы над грядущим злом растет
сила царства Божьего,
сила творческая; воплотится в
будущем и высшее добро.
Студент говорил пылко, с тою особенною юношескою страстью, которая кидается навстречу неизвестному
будущему безрасчетно и безрассудно. Была в этой вере в
будущее с его чудесами какая-то особенная чарующая
сила, почти неодолимая
сила привычки…
Цветы, собранные им в Афинах и в Риме и столь удачно в словах его пресажденные,
сила выражения Демосфенова, сладкоречие Цицероново, бесплодно употребленные, повержены еще во мраке
будущего.
В молодости все
силы души направлены на
будущее, и
будущее это принимает такие разнообразные, живые и обворожительные формы под влиянием надежды, основанной не на опытности прошедшего, а на воображаемой возможности счастия, что одни понятые и разделенные мечты о
будущем счастии составляют уже истинное счастие этого возраста.
О любви тут, конечно, не могло быть речи, но Раиса Павловна была молода, полна
сил и переживала опасный душевный момент, когда настоящее было неизвестно, а
будущее темно.
И народ бежал встречу красному знамени, он что-то кричал, сливался с толпой и шел с нею обратно, и крики его гасли в звуках песни — той песни, которую дома пели тише других, — на улице она текла ровно, прямо, со страшной
силой. В ней звучало железное мужество, и, призывая людей в далекую дорогу к
будущему, она честно говорила о тяжестях пути. В ее большом спокойном пламени плавился темный шлак пережитого, тяжелый ком привычных чувств и сгорала в пепел проклятая боязнь нового…
Ежели Непомнящий не может ответить на вопрос, откуда и зачем он появился на арену газетной деятельности, то он очень хорошо знает, в
силу чего существование и процветание его вполне обеспечены. В отношении к Ахбедному та же задача представляется как раз наоборот: он знает, откуда и зачем он пришел, и не может ответить на вопрос, насколько обеспечено его существование в
будущем.
Значит, из всего этого выходит, что в хозяйстве у вас, на первых порах окажется недочет, а семья между тем, очень вероятно, будет увеличиваться с каждым годом — и вот вам наперед ваше
будущее в Петербурге: вы напишете, может быть, еще несколько повестей и поймете, наконец, что все писать никаких человеческих
сил не хватит, а деньги между тем все будут нужней и нужней.
И я рассказал ему, несмотря на продолжавшееся на лице его выражение равнодушия, про свою любовь и про все планы о
будущем супружеском счастии. И странно, что как только я рассказал подробно про всю
силу своего чувства, так в то же мгновение я почувствовал, как чувство это стало уменьшаться.
Раздражительное воображение не раз уже представляло ему картину
будущего возмездия, но
сила воли одолевала страх загробных мучений.
Таковы были последствия небрежного обращения с «сокровищем». Измученные, истерзанные, подавленные общим презрением, сестры утратили всякую веру в свои
силы, всякую надежду на просвет в
будущем. Они похудели, опустились, струсили. И, к довершению всего, Аннинька, побывавши в школе Кукишева, приучилась пить.
Церковные учители признают нагорную проповедь с заповедью о непротивлении злу насилием божественным откровением и потому, если они уже раз нашли нужным писать о моей книге, то, казалось бы, им необходимо было прежде всего ответить на этот главный пункт обвинения и прямо высказать, признают или не признают они обязательным для христианина учение нагорной проповеди и заповедь о непротивлении злу насилием, и отвечать не так, как это обыкновенно делается, т. е. сказать, что хотя, с одной стороны, нельзя собственно отрицать, но, с другой стороны, опять-таки нельзя утверждать, тем более, что и т. д., а ответить так же, как поставлен вопрос в моей книге: действительно ли Христос требовал от своих учеников исполнения того, чему он учил в нагорной проповеди, и потому может или не может христианин, оставаясь христианином, идти в суд, участвуя в нем, осуждая людей или ища в нем защиты
силой, может или не может христианин, оставаясь христианином, участвовать в управлении, употребляя насилие против своих ближних и самый главный, всем предстоящий теперь с общей воинской повинностью, вопрос — может или не может христианин, оставаясь христианином, противно прямому указанию Христа обещаться в
будущих поступках, прямо противных учению, и, участвуя в военной службе, готовиться к убийству людей или совершать их?
Сущность всякого религиозного учения — не в желании символического выражения
сил природы, не в страхе перед ними, не в потребности к чудесному и не во внешних формах ее проявления, как это думают люди науки. Сущность религии в свойстве людей пророчески предвидеть и указывать тот путь жизни, по которому должно идти человечество, в ином, чем прежнее, определении смысла жизни, из которого вытекает и иная, чем прежняя, вся
будущая деятельность человечества.
И потому, если мы верим предсказанию о том, что наступит время, когда мечи перекуются на орала и копья на серпы, мы сейчас же, не откладывая этого на
будущее время, должны делать это по мере
сил наших.
В то же время, однако, возвышают правительства ежегодно военную
силу страны, накладывают новые подати, делают займы и оставляют
будущим поколениям как завещание обязанность нести ошибки теперешней неразумной политики.
Хотите, я вам дам «Les Châtiments» de Victor Hugo [«Возмездие» Виктора Гюго (фр.).] — удивительно! «L'avenir — le gendarme de Dieu» [«
Будущее — исполнитель провидения» (фр.).] — смело немножко сказано, но
сила,
сила.
Эти две великие общественные
силы неразрывны (Митенька соединил при этом пальцы обеих рук и сделал вид, что не может их растащить), и если мы взглянем на дело глазами проницательными, то поймем, что в тесном их единении лежит залог нашего славного
будущего.
Она просто, ясно, без всякого преувеличения, описала постоянную и горячую любовь Алексея Степаныча, давно известную всему городу (конечно, и Софье Николавне); с родственным участием говорила о прекрасном характере, доброте и редкой скромности жениха; справедливо и точно рассказала про его настоящее и
будущее состояние; рассказала правду про всё его семейство и не забыла прибавить, что вчера Алексей Степанович получил чрез письмо полное согласие и благословение родителей искать руки достойнейшей и всеми уважаемой Софьи Николавны; что сам он от волнения, ожидания ответа родителей и несказанной любви занемог лихорадкой, но, не имея
сил откладывать решение своей судьбы, просил ее, как родственницу и знакомую с Софьей Николавной даму, узнать: угодно ли, не противно ли будет ей, чтобы Алексей Степаныч сделал формальное предложение Николаю Федоровичу.
Молодой Бельтов, у которого и самолюбие было развито, и юное сознание
сил и готовности, — мечтал о
будущем; у него в голове бродили разные надежды, планы, упования; он мечтал об обширной гражданской деятельности, о том, как он посвятит всю жизнь ей… и среди этих увлечений
будущим пылкий юноша вдруг бросился на шею к женевцу.
Медузиным его назвали в семинарии, во-первых, потому что надобно было как-нибудь назвать, а во-вторых, потому, что у
будущего ученого мужа волосы торчали все врознь и отличались необыкновенной толщиной, так что их можно было принять за проволоки, но сокрушающая
сила времени «и ветер их разнес».
Последний аргумент имел неотразимую
силу, и Гордей Евстратыч утешался пока тем, что хоть дом поставит по своему вкусу. Он привозил из города двух архитекторов, которые меряли несколько раз место и за рюмкой водки составляли проекты и сметы
будущей постройки.
Я много и много передумал о своей
будущей обязанности, написал себе правила действий, и, если только Бог даст мне жизни и
сил, я успею в своем предприятии.
Лишь иногда старое емкое сердце переполняется думами о
будущем детей, и тогда старый Чекко, выпрямив натруженную спину, выгибает грудь и, собрав последние
силы, хрипло кричит в море, в даль, туда, к детям...
Короче, едва успели обе
силы встретиться, как тотчас же встали на дыбы. Стоят друг против друга на дыбах — и шабаш. Да и нельзя не стоять. Потому что, ежели земство уступит — конец луженью придет, а ведь это заря наших
будущих гражданских свобод. Если же Сквозник-Дмухановский уступит — начнется потрясение основ и колебание авторитетов. Того гляди, общество погибнет.
Таким образом,"новый человек", с его протестом против настоящего, с его идеалами
будущего, самою
силою обстоятельств устраняется из области художественного воспроизведения, или, говоря скромнее, из области беллетристики. Указывать на его пороки — легко, но жутко; указывать же на его добродетели не только неудобно, но если хорошенько взвесить все условия современного русского быта, то и материально невозможно.
Будущее никогда не бывает нам столь ясно, как прошедшее, точно так же как прошедшее, в свою очередь, никогда не имеет над нами той
силы, какую имеет настоящее.
Сегодня был день печальный, дождливый, без просвета, точно
будущая старость моя. Меня теснят такие странные мысли, такие темные ощущения, такие еще не ясные для меня вопросы толпятся в моей голове — а как-то нет ни
силы, ни хотения их разрешить. Не мне разрешить все это!