Неточные совпадения
Как бы то ни было, но Беневоленский настолько огорчился отказом, что удалился в дом купчихи Распоповой (которую уважал за искусство печь пироги с начинкой) и, чтобы дать исход пожиравшей его жажде
умственной деятельности, с упоением предался сочинению проповедей. Целый месяц во всех городских церквах читали попы эти мастерские проповеди, и целый месяц вздыхали глуповцы, слушая их, — так чувствительно они были написаны! Сам градоначальник учил попов, как произносить их.
Но, хотя он и отдыхал теперь, то есть не работал над своим сочинением, он так привык к
умственной деятельности, что любил высказывать в красивой сжатой форме приходившие ему мысли и любил, чтобы было кому слушать.
Сергей Иванович был умен, образован, здоров, деятелен и не знал, куда употребить всю свою
деятельность. Разговоры в гостиных, съездах, собраниях, комитетах, везде, где можно было говорить, занимали часть его времени; но он, давнишний городской житель, не позволял себе уходить всему в разговоры, как это делал его неопытный брат, когда бывал в Москве; оставалось еще много досуга и
умственных сил.
Обломову хождение на службу и вообще предписываю воздержание от
умственного занятия и всякой
деятельности».
Одни люди в большинстве случаев пользуются своими мыслями, как
умственной игрой, обращаются с своим разумом, как с маховым колесом, с которого снят передаточный ремень, а в поступках своих подчиняются чужим мыслям — обычаю, преданию, закону; другие же, считая свои мысли главными двигателями всей своей
деятельности, почти всегда прислушиваются к требованиям своего разума и подчиняются ему, только изредка, и то после критической оценки, следуя тому, что решено другими.
Не имея возможности пересилить волю отца, я, может, сломился бы в этом существовании, если б вскоре новая
умственная деятельность и две встречи, о которых скажу в следующей главе, не спасли меня.
Между тем как Петр Великий говорил, что русский народ способен к науке и
умственной деятельности, как все народы.
Бывают минуты, когда будущее представляется человеку в столь мрачном свете, что он боится останавливать на нем свои
умственные взоры, прекращает в себе совершенно
деятельность ума и старается убедить себя, что будущего не будет и прошедшего не было.
Как все кипит
умственною деятельностью, энергией, как ловко и легко управляются они со всем этим вздором, что на вашем старом языке называется треволнениями, страданиями… и черт знает что еще!
Долго ходили репетиторы и приготовляли меня в пятый класс, потом я служил по различным ведомствам, проводя большую часть дня совершенно праздно, и мне говорили, что это —
умственный труд; моя
деятельность в сфере учебной и служебной не требовала ни напряжения ума, ни таланта, ни личных способностей, ни творческого подъема духа: она была машинной; а такой
умственный труд я ставлю ниже физического, презираю его и не думаю, чтобы он хотя одну минуту мог служить оправданием праздной, беззаботной жизни, так как сам он не что иное, как обман, один из видов той же праздности.
Две причины могли произвесть эту печальную перемену: догнав во всех классах моих товарищей, получая обыкновенные, весьма небольшие, уроки, которые я часто выучивал не выходя из класса, я ничем не был занят не только во все время, свободное от ученья, но даже во время классов, — и
умственная деятельность мальчика, потеряв существенную пищу, вся обратилась на беспрестанное размышление и рассматриванье своего настоящего положения, на беспрестанное воображание, что делается в его семействе, как тоскует о нем его несчастная мать, и на воспоминание прежней, блаженной деревенской жизни.
Часто я забываю обыкновенные слова, и всегда мне приходится тратить много энергии, чтобы избегать в письме лишних фраз и ненужных вводных предложений, — то и другое ясно свидетельствует об упадке
умственной деятельности.
Но если человек, в котором
умственная деятельность сильно возбуждена вопросами, порождаемыми наблюдением жизни, одарен художническим талантом, то в его произведениях, сознательно или бессознательно, выразится стремление произнести живой приговор о явлениях, интересующих его (и его современников, потому что мыслящий человек не может мыслить над ничтожными вопросами, никому, кроме него, не интересными), будут предложены или разрешены вопросы, возникающие из жизни для мыслящего человека; его произведения будут, чтобы так выразиться, сочинениями на темы, предлагаемые жизнью.
Бывают люди, у которых суждение о явлениях жизни состоит почти только в том, что они обнаруживают расположение к известным сторонам действительности и избегают других — это люди, у которых
умственная деятельность слаба, когда подобный человек — поэт или художник, его произведения не имеют другого значения, кроме воспроизведения любимых им сторон жизни.
Вероятно, желая более познакомиться с нашей
умственной деятельностью, И. И. Давыдов предложил нам написать критический разбор какого-либо классического произведения отечественной литературы.
Шеллинг более обладает поэтическим созерцанием, чем диалектикой, и именно как vates [поэт (лат.).] он испугался океана всеобщего, готовившегося поглотить весь поток
умственной деятельности; он пошел вспять, не сладивши с последствиями своих начал, и вышел из современности, указывая на больное место.
Общество в самых дремлющих его слоях получило могущественный нравственный толчок, и усиленная
умственная деятельность, воспрянув от долгого сна, закипела на всем необъятном пространстве России; все живые силы народа устремились на служение великому делу родного просвещения и совершенствования.
Ясно, следовательно, что для значительного развития в обществе этого качества нужно высокое
умственное развитие всех его членов, нужно много живых и здравых понятий, не головных только, но проникших в самое сердце, перешедших в практическую
деятельность, переработанных в плоть и кровь человека.
Видно уже и из этого, как сильна была в нем потребность образования и хотя какой-нибудь
умственной деятельности.
Мы вбиваем детям в голову огромнейшую массу разнородных отвлечённых понятий, совершенно им чуждых <бог знает, кем и как выдуманных и часто; на деле вовсе ненужных>, а между тем не хотим позаботиться о правильном, разумном воспитании тех органов, которые необходимы для того, чтобы
умственная и нравственная
деятельность могла совершаться правильно.
Из этого сопоставления можно вывести заключение такого рода, на первый взгляд не лишённое своей основательности: если всё развитие человека направлять только к тому, чтобы он был здоровым, то придётся взять за идеал ирокезов, которые, как говорят, не знают никаких болезней, — и отвергнуть всё значение великих людей, прославившихся
умственной и нравственной
деятельностью.
Несомненное влияние органического развития на
умственную и нравственную
деятельность человека уже очень давно сделалось предметом исследования натуралистов.
Несколько данных, приведённых нами, могут, кажется, дать некоторое понятие о связи нервных и мозговых отправлений с
умственной деятельностью человека. Несомненные факты ясно показывают нам, что для правильного хода и обнаружения нашей мысли необходимо вам иметь мозг здоровый и Правильно развитый. Следовательно, если мы хотим, чтобы
умственная сторона существа нашего развивалась, то не должны оставлять без внимания И физического развития мозга.
Если человек с первых дней детства привык, например, слышать постоянно мелодические звуки, то естественно, что у него разовьётся чувство музыкальное; если: в детстве не привык человек переносить неприятных ощущений, то понятно, что малейшая неприятность выводит его из себя; если в ребёнке успешно старались задерживать свободную
деятельность мысли, то неизбежно родится в нём чувства отвращения и
умственной деятельности, и т. д.
Опираясь на эти исследования, мы уже смело можем сказать теперь, что естественное, правильное, здоровое развитие всех сил организма гораздо более значит для
умственной деятельности, нежели всевозможные искусственные внушения.
Умственная деятельность увеличивает его объём и укрепляет его, подобно тому, как гимнастика укрепляет наши мускулы.
Это обстоятельство оказывает самое неблагоприятное влияние на
умственную и нравственную
деятельность человека.
Крестьянину вовсе не до такой
умственной роскоши; он человек рабочий, он задумывается над тем, что может иметь отношение к его жизни, и задумывается именно для того, чтобы в душе своей найти основание для практической
деятельности.
В продолжение десяти лет
умственная деятельность не могла обнаружиться ни одним словом, и томительная тоска дошла до того, что «отдавали жизнь за счастие быть свободным одно мгновение» и высказать вслух хоть часть своей мысли.
Иные отказались от своих богатств с той ветреною беззаботностию, которая встречается лишь у нас да у поляков, и отправились на чужбину искать себе рассеяния; другие, не способные переносить духоту петербургского воздуха, закопали себя в деревнях. Молодежь вдалась кто в панславизм, кто в немецкую философию, кто в историю или политическую экономию; одним словом, никто из тех русских, которые были призваны к
умственной деятельности, не мог, не захотел покориться застою.
«В силу общего антагонизма между
деятельностями более простых и более сложных способностей следует, — уверяет он, — это преобладание низшей
умственной жизни мешает высшей
умственной жизни.
Всею семейною, домашнею жизнью полновластно правит Наташа. «Всему же, что было
умственным, отвлеченным делом мужа, она приписывала, не понимая его, огромную важность и постоянно находилась в страхе быть помехою в этой
деятельности ее мужа».
В прямом смысле, конечно, нет; но если взять всю совокупность его
деятельности за последние двадцать лет его жизни, его пропаганду, его credo неохристианского анархиста чистой воды, то — не будь он Лев Николаевич Толстой, он давно бы очутился в местах"довольно отдаленных", откуда мог бы перебраться и за границу. Весь его
умственный, нравственный и общественный склад был характерен для самого типичного эмигранта.
Целый ряд"начинающих"пришли в"Библиотеку". Некоторые и начинали именно у меня. Почти все составили себе имя, если не на чисто писательском поприще, то в других областях
умственного труда и общественной
деятельности.
А. Георгиевский особенно указывал на старания Пирогова «вызвать в крае
умственную деятельность, главным поприщем для которой служит литература» (Предисл., II).
По разъяснению г. А. Георгиевского, это должно было идти так, что «дело самосознания каждая местность должна совершить собственными средствами, чрез посредство своей местной литературы, ибо централизация
умственной деятельности есть явление ненормальное и вредное, которое парализует жизнь остальных частей, стягивая все силы к одному пункту» (ibid., III).
Но, несмотря на все их старания показать, что причина события лежала в
умственной деятельности, только с большою уступчивостью можно согласиться с тем, что между
умственною деятельностию и движением народов есть что-то общее, но уже ни в каком случае нельзя допустить, чтоб
умственная деятельность руководила действиями людей, ибо такие явления, как жесточайшіе убийства французской революции, вытекающие из проповедей о равенстве человека, и злейшие войны и казни, вытекающие из проповеди о любви, противоречат этому предположению.
Но почему
умственная деятельность людей представляется историками культуры причиной или выражением всего исторического движения, — это понять трудно.
Прочтя это письмо, как она читала все письма мужа, Наташа, несмотря на всю тяжесть для нее отсутствия мужа, сама предложила ему ехать в Петербург. Всему, чтò было
умственным, отвлеченным делом мужа, она приписывала, не понимая его, огромную важность и постоянно находилась в страхе быть помехой в этой
деятельности мужа. На робкий вопросительный взгляд Пьера после прочтения письма, она отвечала просьбой, чтоб он ехал, но только определил бы ей верно время возвращения. И отпуск был дан на четыре недели.
Третьи историки, называющиеся историками культуры, следуя по пути, проложенному общими историками, признающими иногда писателей и дам силами, производящими события, еще совершенно иначе понимают эту силу. Они видят ее в так называемой культуре, в
умственной деятельности.
2) Движение народов производит не власть, не
умственная деятельность, даже не соединение того и другого, как то думали историки, но
деятельность всех людей, принимающих участие в событии и соединяющихся всегда так, что те, которые принимают наибольшее прямое участие в событии, принимают на себя наименьшую ответственность; и наоборот.
Эти историки из всего огромного числа признаков, сопровождающих всякое живое явление, выбирают признак
умственной деятельности и говорят, что этот признак есть причина.
Несомненно существует связь между всем одновременно живущим, и потому есть возможность найти некоторую связь между
умственною деятельностью людей и их историческим движением, точно так же, как эту связь можно найти между движением человечества и торговлей, ремеслами, садоводством и чем хотите.