Цитаты из русской классики со словом «фарисей»
— Не претися о вере и мирских междоречий пришел я к вам, никонианцам; досыта учители наши обличили новую веру и вбили в грязь ваших
фарисеев [
Фарисеи — в древней Иудее зажиточные слои населения, отличавшиеся ханжеским религиозным благочестием; в переносном смысле лицемеры.].
Христос защищает мытарей и грешников и обличает самоправедность
фарисеев, ревнителей закона.
Фарисейство, т. е. этика закона, беспощадно осуждается в Евангелии, потому что оно не нуждается в Спасителе и спасении, как нуждаются мытари и грешники, потому что если бы последняя религиозная и нравственная правда была на стороне
фарисеев, то искупление было бы не нужно.
Новый Завет переродился в религию книжников и
фарисеев.
Любовь не есть «терпимость». Разве это не Учитель любви говорил: горе вам, книжники,
фарисеи, лицемеры, порождения ехидны, гробы повапленные [Мф. 23:13–16, 25–27, 33.], — все эти гневные и беспощадные, именно в своей правде беспощадные, слова? Разве это терпимость в нашем кисло-сладком, плюралистическом смысле? Ведь это же «буйство», «фанатизм», на взгляд проповедников терпимости… Боже, пошли же нам ревнивую нетерпимость в служении святой правде Твоей!
Моралисты и
фарисеи его порицали, но простецы и «мытари» любили «предоброго Евфима» и, как писал мне преосвященный Филарет, «провожали его с большим плачем».
И Браминские, и Буддийские, и Таасийские, и Еврейские, и Христианские
фарисеи говорят всегда одно и то же.
Бог восставит нам тебя, государь, яко древле Моисея, Иисуса Навина и других освободивших Израиля, яко от нечестивых
фарисеев, разбойников и богоборцев, но прежде внемли мне: удержи праведный гнев свой, обрати еще на милость им: не видят бо, что творят.
И потому движение к совершенству мытаря Закхея, блудницы, разбойника на кресте — составляет высшую степень жизни, чем неподвижная праведность
фарисея.
Всем говорило евангелие; исчезли племена и состояния,
фарисей и саддукей отвергнуты, эллин и иудей приняты; всех манило оно в лоно божье, всех в объятия братства — первый Адам стал душою живущей, последний Адам есть дух животворящий.
— Вы, Неведомов, — убеждал его Вихров, — человек добрый, высоконравственный; вы христианин, а не
фарисей; простите эту простодушную грешницу.
К великому изумлению моему, он стал доказывать, что
фарисеи были подлинными и честными хранителями заветов иудейского народа и что народ всегда шел с ними против его врагов.
Это пленение объективацией происходит в исторической Церкви как социальном институте у книжников и
фарисеев, в застывших ортодоксиях, в государстве, организующем дух, в законническом морализме, в формальном искусстве, претендующем на классицизм, в духе академичности, организующей и нормирующей познание, в законнической семье, подавляющей любовь, и т. п.
Он был встревожен, но не унывал и подстрекал покорных ему
фарисеев и книжников как можно сильнее оскорблять и мучать Христа, а ученикам Христа советовал бежать и оставить его одного.
— Я мытарь, а не
фарисей, который делает все напоказ, — съязвила Иванова.
Как древние
фарисеи, часто они во храмах бывают, строгие посты содержат и соблюдают другие обряды, но являют себя как повапленные гробницы, о них же Господь сказал: «Внеуду являются красны, внутрьуду же полны суть костей мертвых и всякие нечистоты».
«Тут книжники и
фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии и, поставивши ее посреди, сказали ему: учитель!
— Вы не так меня поняли! Я евангелие знаю и Марию Магдалину помню и грешницу, которой
фарисеи искушали Христа. Я спросить вас хотел, не имеете ли вы обиды на бога за жизнь свою, нет ли сомнения в доброте его?
— Это вы путаете людей, вы ломаете прямые-то мысли, вы, книжники и
фарисеи… Я — что говорю, скажи?
Хватают до по судам, по попам — по книжникам, по
фарисеям и водят; в сумасшедший дом сажали.
— Мытаря судить приехали?… вон,
фарисеи… вон!
Тип
фарисея есть тип человека, у которого преданность закону добра и чистоты, возвышенной идее превратилась в эгоцентрическое самоутверждение и самодовольство.
— О, горе сим мытарям и
фарисеям! — вздохнув, произнес Овцебык. — Болты болтают, а сами ничего не знают.
С некоторым страхом я спрашиваю себя: ужели же не исчезнут с лица земли эти пустомысленные риторы, эти лицемерствующие
фарисеи, все эти шипящие гады, которые с такою назойливою наглостью наполняют современную атмосферу миазмами смуты и мятежа?
— Наушник, шептун… Ты думаешь, что Егорку Корнюшкина не через меня прогнали? А? А кто, позвольте вас спросить, комитетские двести рублей зажилил да на Сургучова свалил? Нешто не я? Гад,
фарисей… Иуда! Подлипала, лихоимец… сволочь!
— А, Максим… и котомка с ним! — скаламбурил Коновалов, увидав меня. — Ну-ка, книжник и
фарисей, — тяпни! Я, брат, окончательно спрыгнул с рельс. Шабаш! Пропиться хочу до волос… Когда одни волосы на теле останутся — кончу. Вали и ты, а?
— Это не люди, а — нарывы! Кровь в людях русских испортилась, и от дурной крови явились в ней все эти книжники-газетчики, лютые
фарисеи… Нарвало их везде и все больше нарывает… Порча крови — отчего? От медленности движения… Комары откуда? От болота… В стоячей воде всякая нечисть заводится… И в неустроенной жизни то же самое…
Исмайлов все думал, что это еще ничего не значит, и не успел оглянуться, как во всем кружке знакомых прослыл «притворщиком и
фарисеем».
— А-а-а-а…Вот как! Так знайте же, — ответил со смехом фон Зайниц, — что я говорю вам правду только тогда, когда я пьян. Когда я трезвый, я держу себя по отношению к вам подлым
фарисеем. Не верьте мне трезвому!
— Мне так нужно! Я хочу изобразить Сусанну при лунном свете! Лунный свет падает ей на грудь…Свет от факелов сбежавшихся
фарисеев бьет ей в спину…Игра цветов! Я не могу иначе!
Он говорил мне:"Вы
фарисеи и лицемеры!
Мытарей и грешников Евангелие поставило выше
фарисеев, нечистых выше чистых, не исполнивших закон выше исполнивших закон, последних выше первых, погибающих выше спасенных, «злых» выше «добрых».
Фарисеи были религиозные учителя еврейства, верные закону и истолковывавшие закон.
Уже во времена явления Христа произошло демоническое отяжеление и омертвение закона у книжников и
фарисеев.
Движение к совершенству мытаря Закхея, блудницы, разбойника на кресте по этому учению большее благо, чем неподвижная праведность
фарисея. Заблудшая овца дороже 99-ти незаблудших. Блудный сын, потерянная и опять найденная монета дороже любимее богом тех, которые не пропадали.
Христиане все думают, что евангельские обличения относятся к
фарисеям, жившим в далеком прошлом, и сами риторически громят их как злодеев.
Обыкновенно объясняют это так, что грешник смиренен,
фарисей же горд, как горд стоик.
Фарисеи упрекали его в том, что он не соблюдает правил чистоты, соприкасается с нечистым.
Так было это у
фарисеев, так это и теперь у церковных христиан.
Христианин, который думает, что он оправдан, чист и спасен, что он выше грешников, когда он часто посещает службы, бьет поклоны, ставит свечи, служит молебны, произносит по уставу слова молитвы, исполняет все канонические правила, совершает дела милосердия, добрые дела, есть, конечно,
фарисей внутри христианства, и к нему тоже относятся евангельские обличения.
Ни учение
фарисеев, объясняющее тайны небесной жизни, ни учение книжников, исследующее происхождение миров и человека, и делающее заключение о будущей судьбе их, не дает такого руководства поступков.
И праведники,
фарисеи совсем не идут в рай.
По 4-му пункту о том, как делаются еретики, он говорит в одном из вопросов (в 7-м): «Не показывает ли вся история того, что самые большие делатели еретиков и мастера этого дела были именно те мудрецы, от которых отец скрыл свои тайны, т. е. лицемеры,
фарисеи и законники или совершенно безбожные и извращенные люди».
Почему лучше быть грешным, сознающим свой грех, чем
фарисеем, сознающим свою праведность?
[Очень тонкие есть замечания в книге М. Шелера «Wesen und Formen der Sympatie».] Руководиться в своих нравственных актах любовью к добру, а не к человеку, к живым существам и значит практиковать этику, противоположную христианской, евангельской, быть
фарисеем и законником.
И вот этому-то руководству, помимо объяснений жизни
фарисеев и книжников, и подчиняется большинство людей.
Фарисеи, не понимая того определения жизни, которое дано людям теми учителями, в преданиях которых они воспитаны, заменяют его своими лжетолкованиями о будущей жизни и вместе с тем стараются скрыть от людей определения жизни других просветителей человечества, выставляя их перед своими учениками в самом их грубом и жестоком извращении, полагая тем поддержать исключительный авторитет того учения, на котором они основывают свои толкования.
Учения
фарисеев и книжников так плотно заслоняют их, что редкому удается увидать их.
Идут впереди тех, которые почитают себя праведными и добрыми, впереди
фарисеев.
Но так же как в христианстве начинают побеждать законники и
фарисеи, и «суббота», отвлеченная идея добра, ставится выше человека, живого существа, так же и в гуманизме побеждают свои законники и
фарисеи, и отвлеченная идея блага человечества или прогресса человечества ставится выше человека, живого существа.
Синонимы к слову «фарисей»
Предложения со словом «фарисей»
- Лжеучение его распространилось и, развиваясь, сделалось несколько сходным с учением фарисеев.
- Во рту молодого фарисея тотчас стало так же сухо, как в той пустыне, через которую они шли.
- За фарисеями шло большинство населения страны, поэтому враждебные отношения с ними вели к отчуждению между правящей династией и иудейским народом.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «фарисей»
Значение слова «фарисей»
ФАРИСЕ́Й, -я, м. 1. Представитель общественно-религиозного течения в Иудее во 2 в. до н. э. — 2 в. н. э., отличавшийся фанатизмом и лицемерным исполнением правил благочестия. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ФАРИСЕЙ
Дополнительно