Цитаты из русской классики со словом «универсализм»

И если пагубна подмена мессианизма национализмом, универсализма — партикуляризмом, то не менее пагубна подмена христианского мессианизма — еврейским.
Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт.
Это путь реализма, объективизма, универсализма, а не индивидуализма, субъективизма, идеализма.
Мне свойствен органический универсализм, и он связан с моим персонализмом.
Национальный мессианизм есть соблазн, он не совместим с христианским универсализмом.
Эта философия духа синтезирует греческий интеллектуалистический универсализм с пониманием духа как свободы и динамики, что внесено в историю христианством.
В христианском сознании бесконечная ценность индивидуальности соединяется с моральным космизмом и универсализмом.
Ложный универсализм есть в «Этике» Вундта, в социальной философии Шпанна.
Это была эпоха универсализма, эпоха интерконфессиональных христианских объединений.
Эта римская идея принудительного универсализма лежит и в основе социализма.
Логика обманывает и сама обманывается абсолютной формой своего универсализма, и, конечно, в этой формальной универсальности своей косвенно она отражает софийность мира, однако только косвенно.
Славянофилы основывались не только на философском универсализме, но и на универсализме христианском, в основах их миросозерцания лежало известное понимание православия, и они хотели органически применить его к своему пониманию России.
В основу славянской идеи, как и вообще в основу русской мессианской идеи, можно положить лишь русский духовный универсализм, русскую Всечеловечность, русское искание Града Божьего, а не русскую национальную ограниченность и самодовольство, не русский провинциализм.
Это была эпоха мистических течений, масонских лож, интерконфессионального христианства, Библейского Общества, Священного союза и теократических мечтаний, Отечественной войны, декабристов, Пушкина и развития русской поэзии, эпоха русского универсализма, который имел такое определяющее значение для русской духовной культуры XIX в.
Национализму нужно противопоставить универсализм, который совсем не отрицает национальных индивидуализаций, а объемлет их в конкретном единстве.
Универсализм Гегеля, Маркса, Дюргейма, Шпанна и др., признающий примат общества над человеческой личностью, есть ложный универсализм и основан на логике реализма понятий, для которой общее реальнее индивидуального.
Но христианскому откровению чужды наивный реализм и логический универсализм философской мысли.
Сверхнационализм, универсализм — такое же существенное свойство русского национального духа, как и безгосударственность, анархизм.
Персонализм есть также универсализм, он решительно отличается от индивидуализма.
Русский коммунизм, если взглянуть на него глубже, в свете русской исторической судьбы, есть деформация русской идеи, русского мессианизма и универсализма, русского искания царства правды, русской идеи, принявшей в атмосфере войны и разложения уродливые формы.
Она одинаково ложно разрешается сингуляристическим индивидуализмом и социальным универсализмом.
Но в строгом смысле, который выявляется лишь в наше время, индивидуализм противоположен универсализму, он есть отъединение индивидуальности человека от вселенной, ее самообоготворение.
Национализм есть партикуляризм; империализм есть универсализм.
Безграничная притязательность национализма делает его отрицательным, утесняющим, отделяет его от универсализма, лишает его творческого духа.
Для Достоевского католичество было носителем идеи римского принудительного универсализма, принудительного всемирного единения людей и устроения их земной жизни.
В терминах же историко-философских кризис мысли может быть, скорее всего, определен как переход от субъективизма к объективизму, от индивидуализма к универсализму.
Единственно приемлемый, не рабий смысл слова «соборность» — это понимание её как внутреннего конкретного универсализма личности, а не как отчуждения совести в какой-либо внешний коллектив.
Логический универсализм обыкновенно защищают, чтобы спасти возможность знания, которое подрывается крайним номинализмом и эмпиризмом.
И там и здесь отрицание свободы совести, и там и здесь дух крайней ортодоксальности и нетерпимости, и там и здесь принуждение к добру и добродетели, и там и здесь принудительный универсализм и принудительное соединение людей, и там и здесь организация жизни, не допускающая свободной игры человеческих сил.
Внутренний экзистенциальный универсализм личности нужно противополагать внешнему объективированному универсализму, создававшему все новые и новые формы рабства.
Поразительно, что именно альтруистической морали чужд всякий космизм и универсализм, непонятна связь человека с космосом.
Этот универсализм вполне соединим с патриотизмом и народностью.
В жизни общества существует связь поколений, общение живых и умерших, но эта связь поколений не есть навязанная личности, над ней стоящая иерархическая органичность, а есть раскрытие социального универсализма внутри личности, её расширенный имманентный опыт.
Именно в духе человек свободен, не чувствует зависимости не только от детерминации природной и социальной, но и от детерминации логического универсализма, т. е. от детерминации природного, социального и логического, родового бытия.
Сектантство хуже и опаснее индивидуализма, ибо оно создает иллюзию универсализма, в нем есть кажущийся выход из отъединенности, из индивидуальной оторванности.
Индивидуализму метафизически противоположен универсализм, космизм.
И всякий универсализм связывается и доныне с Римом, как понятием духовным, а не географическим.
Христианская всенародность, христианский универсализм ничего общего не может иметь с демократическим понижением ценностей и качеств, с буржуазным пожертвованием творчеством во имя благоустроения.
Но есть опасность национализма, которая есть измена русскому универсализму и русскому призванию в мире.
Есть два разных типа одиночества — одиночество творческой личности, переживающей конфликт внутреннего универсализма с объективированным универсализмом, и одиночество индивидуалиста, противополагающего этому объективированному универсализму, к которому он, в сущности, принадлежит, свою опустошенность и бессилие.
Он увидел миссию России в соединении церквей, т. е. в утверждении христианского универсализма.
Свободная творческая мощь индивидуальности предполагает ее универсализм, ее микрокосмичность.
Сектантский уклон всегда означает сужение сознания, недостаток универсализма, вытеснение сложного многообразия жизни.
И мы имеем все основания полагать мировую миссию России в ее духовной жизни, в ее духовном, а не материальном универсализме, в ее пророческих предчувствиях новой жизни, которыми полна великая русская литература, русская мысль и народная религиозная жизнь.
В истории человеческой жизни существуют две тенденции: к универсализму и к индивидуализации.
Всякая система иерархического социального универсализма есть система универсализма экстериоризированного, перенесенная на объектный мир, и потому порабощающего себе человека.
И мой универсализм, моя вражда к национализму — русская черта.
И это несмотря на мое отвращение ко всем формам национализма, на мой коренной универсализм.
Романтический русский царь был вдохновителем Священного союза, который, по его идее, должен был быть союзом народов на почве христианского универсализма.
Для типа этого характерно отсутствие духовного смирения и неспособность к универсализму, определяющему всему свое место в мировой иерархии.
 

Предложения со словом «универсализм»

Значение слова «универсализм»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «универсализм»

УНИВЕРСАЛИ́ЗМ, -а, м. Разносторонность, широта знаний.

Все значения слова «универсализм»

Предложения со словом «универсализм»

  • Выступает отражением имперского универсализма русской культуры в целом, т. е. как светская, не конфессиональная идеология.

  • Однако в конце XIX в. на авансцену истории выходит новая форма политического универсализма – колониальные империи, которые создаются в большинстве своём национальными государствами.

  • Я считаю возможным разом исповедывать как последовательный этический индивидуализм, так и не менее последовательный этический универсализм.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «универсализм»

Каким бывает «универсализм»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я