Цитаты из русской классики со словом «Логос»
— Да. В таких серьезных случаях нужно особенно твердо помнить, что слова имеют коварное свойство искажать мысль. Слово приобретает слишком самостоятельное значение, — ты, вероятно, заметил, что последнее время весьма много говорят и пишут о
логосе и даже явилась какая-то секта словобожцев. Вообще слово завоевало так много места, что филология уже как будто не подчиняется логике, а только фонетике… Например: наши декаденты, Бальмонт, Белый…
Все познающие в разных сферах познания признают логику и ее законы, почитаемые непреложными, но могут отрицать
Логос, целостный духовный Разум-Слово.
Это был философский журнал «
Логос», а также «Мусагет» (Ф. Степун, Э. Метнер и молодежь вокруг).
О. С. Булгаков решительно возражает против отожествления Софии с
Логосом.
В знании творческим, созидающим ценности фактором является
Логос, большой разум, смысл и солнце мира.
Но и в сем жалком состоянии падения не вконец порвалась связь человека с началом божественным, ибо человек не отверг сего начала в глубине существа своего, как сделал сие сатана, а лишь уклонился от него похотью, и, в силу сего внешнего или центробежного стремления, подпавши внешнему рабству натуры, сохранил однако внутреннюю свободу, а в ней и залог восстановления, как некий слабый луч райского света или некое семя божественного
Логоса.
Конечно, это достоинство и не могло бы быть восстановлено, если бы не было дано при самом создании человека, который ближе всего запечатлен ипостасью
Логоса, единородного Сына Божия.
Объективированный
логос есть логос социальный.
Личность создается
логосом, космосом же создается лишь индивидуум.
Не может быть диалектики материи, диалектика предполагает
логос, смысл, возможна лишь диалектика мысли и духа.
Но что же такое это разумное сознание? Евангелие Иоанна начинается тем, что Слово, «Logos» (
Логос — Разум, Мудрость, Слово), есть начало, и что в нем всё и от него всё; и что потому разум — то, что определяет всё остальное — ничем не может быть определяем.
Преодоление платоновского дуализма, возносившего часть человеческой души к миру идей, ведет к признанию космического духа, космического
логоса.
Через Него Человек становится Солнечным
Логосом творения, к чему и был предназначен Творцом.
Но в русском христианстве была опасность возобладания народной стихии над универсальным
Логосом, женственного начала над мужественным, духа над душой.
Не звучит свободный, независимый, возвышающийся над борьбой интересов, над разъярением стихий голос национальной совести, национального разума, мысли-слова (
логоса).
Почему возможна трагедия познания, почему свет
Логоса не всегда освещает познавательный путь человека, как существа духовного, превышающего мир?
Божественный
Логос торжествует над бессмысленностью объективного мира.
Диалектика теряет всякий смысл, если нет Смысла,
Логоса, который должен победить в диалектическом развитии.
Тот хаос, в который сейчас ввергнут мир и за ним мысль, должен был бы привести к пониманию неразрывной связи истины с существованием
Логоса, Смысла.
Историческое развитие, которое порождает релятивизм, невозможно, если нет
Логоса, Смысла исторического развития.
Но в глубине и самое позитивное, точное научное познание природного мира заключает в себе отблеск
Логоса.
Образ родной земли не есть только образ матери, это также образ невесты и жены, которую человек оплодотворяет своим
логосом, своим мужественным светоносным и оформляющим началом, и образ дитяти.
Но русская стихия требует оформляющего и светоносящего
логоса.
Он презирает всякие «идеи», всякий
логос, всякую активность и сопротивляемость духа в отношении к душевному и жизненному процессу.
Сфера, освещенная единым лучом света (отдельная наука), может отрицать источник света,
Логос — Солнце, но она не могла бы получить освещения без этого единого источника света.
Наука ищет истины, и в ней отражается
Логос.
Вселенский дух Христов, мужественный вселенский
логос пленен женственной национальной стихией, русской землей в ее языческой первородности.
Истина есть свет
Логоса, возгоревшийся в самом бытии, если употреблять традиционную терминологию, или в глубине существования, или жизни.
Между тем как законы логики, закон тождества и закон исключения третьего означают необходимые приспособления к условиям нашего падшего мира, дух находится в сфере, которая по ту сторону законов логики, но в Духе есть свет
Логоса.
Эрос решительно преобладал над
Логосом.
«Объективная» наука не только нужна человеку, но и отражает
логос в падшем мире.
Метафизическое же развитие германского идеализма после Канта у Фихте, Шеллинга, Гегеля при всем обнаружившемся тут гении шло в ложном направлении, в направлении монизма, устранении вещи в себе, окончательной замене трансцендентности Божества становящимся в мировом процессе Божеством, эволюцией, утере свободы, в необходимости торжествующего мирового
Логоса.
Тареев имел тут в виду, что Вл. Соловьев, говоря о Христе, обычно говорил, как будто бы, о
Логосе неоплатонизма, а не об Иисусе из Назарета.
Можно было бы сказать, что мироощущение поэтов-символистов стояло под знаком космоса, а не
Логоса.
Даже Гегель не преодолел антропологизма и психологизма, потому что его
Логос не был церковен, его путь философствования был рационалистический.
Человечество должно было пройти все стадии первоначального, естественного откровения, пережить языческий политеизм, индийское мироотрицание и иудейское единобожие, должно было достигнуть высших ступеней философского самосознания в Греции и совершить полные предчувствий греческие мистерии, должно было устроиться римское всемирное царство, объединяющее человечество в мировой культуре, чтобы мир созрел для явления Христа, чтобы тоскующее, жаждущее человечество увидело
Логос во плоти.
Когда я говорю с братом по духу, у которого есть та же вера, что и у меня, мы не уславливаемся о смысле слов и не разделены словами, для нас слова наполнены тем же реальным содержанием и смыслом, в наших словах живет
Логос.
Соборное слияние Христа и мира,
Логоса и мировой души совершается Св.
Но и философам в естественном откровении дан Разум —
Логос только в частных его определениях.
Если Сын Божий есть
Логос бытия, Смысл бытия, идея совершенного космоса, то Дух есть абсолютная реализация этого Логоса, этого Смысла, воплощение этой идеи не в личности, а в соборном единстве мира, есть обоженная до конца душа мира.
Всякое знание абсолютного бытия есть акт самоотречения отпавшего индивидуального разума во имя Разума универсального, и благодать интуиции дается этим смирением, отказом от самоутверждения в состоянии, отпавшем от
Логоса.
Тут мы подходим к центральной точке онтологической гносеологии — к учению о Разуме, о
Логосе.
И не возникла ли сама ошибка рационалистического сознания и отделение мыслящего субъекта от бытия из той неосознанной истины, что в основе бытия лежит
Логос, разумное начало?
Все великие философы древнего и нового мира признавали
Логос как начало субъективное и объективное, как основу мышления и бытия.
Этим нисколько, конечно, не отрицается, что в самой действительности, в бытии мышление, познание играет большую роль, возможно даже, что основа бытия есть Разум,
Логос.
Логос — Сын Божий есть предвечный носитель соединенности Творца с творением, любви, соединяющей Божество с человечеством...
Вновь обрести утерянный
Логос философия может лишь путем посвящения в тайны религиозной жизни, лишь приобщением к жизни Логоса приобретается он как орган познания.
Логос, Смысл творения, Слово было в начале, Слово это было в Боге и Слово было Богом.
Живой
Логос мира, Смысл мира дан лишь в религиозном откровении.
Открещиваясь от онтологии и утверждая чисто языческий гносеологический оптимизм, Лосский не приводит проблему познания в связь с
Логосом, лежащим в основе бытия, и с иррациональным отпадением бытия от Логоса.
Неточные совпадения
Но Церковь — душа мира, земля, соединившаяся с Христом-Логосом.
У Бога есть Сын-Логос, Сын-Любовь, и Он творит мир, осуществляя полноту бытия в любви и смысле.
Сама Церковь есть душа мира, соединившаяся с Христом-Логосом.
Матриархат всегда соответствует господству женственно-хаотической стихии в мире, когда Муж-Логос не овладевает стихией и не оформляет ее.
У Бога — двое детей: дитя-Логос и дитя-мир.
Дитя-Логос — совершенное, равное Отцу по достоинству, столь же божественное, как и Сам Отец, дитя это есть творение, как космос, как идея бытия, каким оно должно быть.
Если без Христа-Логоса история мира не имела бы смысла и оправдания, то без Св.
В одном своем аспекте Христос-Логос — муж, а не жена — Абсолютный Человек в мужской своей природе.
Мистическому соотношению Христа-Логоса и мировой, тварной души должно соответствовать и соотношение человека и природы, антропоса и космоса.
Поэтому только в христологическом (Христе-Логосе) сознании Человек спасен и утвержден.
Логос-Солнце в самом человеке должен светить.
И всякая философия, не принимающая Христа-Освободителя, не просветленная Христом-Логосом, неизбежно в большей или меньшей степени заключает в себе нерастворенный остаток детерминизма.
Ассоциации к слову «логос»
Предложения со словом «логос»
- Для того чтобы выявить пафос, например какого-либо литературного текста, необходимо также одновременно определять понятия логоса и этоса.
- Естественен вопрос, источником какой энергии является логос человека?
- Если хаос – источник заблуждений, а заблуждения при свете божественного логоса – рассеиваются, следовательно, они боятся исчезнуть.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «логос»
Значение слова «логос»
Ло́гос (от греч. λόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «число») — термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). Гераклит, впервые использовавший его, называл логосом «вечную и всеобщую необходимость», устойчивую закономерность. В последующем значение этого термина неоднократно изменялось, тем не менее, под логосом понимают наиболее глубинную, устойчивую и существенную структуру бытия, наиболее существенные закономерности мира. (Википедия)
Все значения слова ЛОГОС
Дополнительно