Цитаты из русской классики со словом «эгоцентризм»
Но в действительности человеческий
эгоцентризм и самолюбие, неспособность к реальному освобождению и отрешенности внушает эту ложную подавленность грехом.
Извращенная, т. е. утерявшая личность, интервертированность есть
эгоцентризм, а извращенная экстервертированность есть отчуждение и экстериоризация.
Эта любовь противоположна эгоизму и
эгоцентризму, т. е. помешательству, ставящему себя в центре вселенной.
Совесть означает не замыкание и изоляцию человека, а размыкание, победу над
эгоцентризмом, вхождение в универсальную общность.
Мне всегда была неприятна литературщина, тепличная атмосфера, замкнутость в узком кругу,
эгоцентризм поэтов, ждущих восхваления их стихов, бессознательная лживость увлеченных оккультными течениями, отсутствие притока свежего воздуха, воздуха вселенной.
Отвлеченный гнозис есть функция ego, между тем как Божья заповедь повелевала преодолеть этот
эгоцентризм в любви супружеской, космической, божественной.
Все состояния, производные от радикального греха самолюбия и
эгоцентризма, — разнообразные формы ressentiment, честолюбие, властолюбие, зависть, ревность, обида — создают свои фантасмагорические миры и разрушают реальности.
Национальный
эгоцентризм, национальная замкнутость, ксенофобия нисколько не лучше личного
эгоцентризма, замкнутости и вражды к другим людям и также ввергают в жизнь фиктивную и иллюзорную.
Но личность он понимает в глубокой противоположности к
эгоцентризму.
Индивидуум в своем биологическом самоутверждении и
эгоцентризме может оторваться от жизни рода, но это само по себе никогда не ведет к утверждению личности, к ее раскрытию и расцвету.
Эгоцентризм поражает самое смирение и послушание превращает в самоутверждение человека.
Национализм же есть не столько любовь, сколько коллективный
эгоцентризм, самомнение, воля к могуществу и насилию над другими.
Цельность личности исчезает в аду вследствие погружения и замыкания личности в себе,
эгоцентризма, злого одиночества, т. е. бессилия любить и достигнуть сверхсознательной цельности.
Мы говорили уже, что истерические женщины создают ложный мир символики, они объективируют собственный
эгоцентризм, собственные мании.
Даже святость может превратиться в форму
эгоцентризма и самоутверждения и сделаться лжесвятостью.
Смирение по онтологическому своему смыслу и есть героическое преодоление
эгоцентризма и героическое восхождение на высоту геоцентризма.
Эгоцентризм есть первородный грех человека, нарушение истинного отношения между «я» и его другим, Богом, миром с людьми, между личностью и универсумом.
Смирение определялось как сознание своей дрянности и ничтожества, вместо того чтобы определить его как победу над
эгоцентризмом и его фантазмами.
Освобождение человека от рабства у мира, от порабощенности его внеположными силами есть освобождение от рабства у самого себя, у порабощающих сил его «я», т. е. от
эгоцентризма.
Все формы
эгоцентризма, от самых низменных до самых возвышенных, всегда означают рабство человека, рабство человека у самого себя, а через это и рабство и окружающего мира.
Так называемая натуральная любовь бывает бессильна, потому что она не целостна, не озарена и не просветлена, извращена
эгоцентризмом, пронизана влечениями, противоположными смыслу любви.
Эгоцентризм есть иллюзорный, извращенный универсализм.
Эгоцентризм означает двойное рабство человека — рабство у самого себя, у своей затверделой самости и рабство у мира, превращенного исключительно в объект, извне принуждающий.
Эгоцентризм и изоляция культурной элиты, которая делается более потребительской, чем творческой, ведет к подмене жизни литературой.
Рабству противоположна личность, но
эгоцентризм есть разложение личности.
Но последствием
эгоцентризма является то, что все становится внешним для человека.
Эгоцентризм есть вид детерминации миром, эгоцентрическая воля есть внушение извне, ибо мир находится в эгоцентрическом состоянии.
Фантазмы порождены
эгоцентризмом, т. е. являются результатом первородного греха.
Из
эгоцентризма «я» и
эгоцентризма «не-я» всегда сильнее второе.
Возвышенный идеальный
эгоцентризм есть всегда идолотворение и ложное отношение к идеям, подменяющее отношение к живому Богу.
Духовная победа над
эгоцентризмом и есть реализм.
Радикальным, действительно исцеляющим может быть лишь путь духовной победы над самолюбием, т. е. над
эгоцентризмом, и обретение геоцентризма, духовно-просветленного взгляда на жизнь.
Задача духовной жизни есть прежде всего выход из собственной ограниченности и самопоглощенности, преодоление
эгоцентризма.
Человеческий
эгоцентризм и самолюбие все переворачивают в противоположное и делают опасным то, что казалось наиболее безопасным, например смирение и послушание.
И вместе с тем творчество противоположно
эгоцентризму, есть забвение о себе, устремленность к тому, что выше меня.
В какой мере интервертированность может означать
эгоцентризм, а экстервертированность — отчуждение и экстериоризацию?
Победа над грехом
эгоцентризма, приобретение духовности, раскрытие в себе образа и подобия Божьего есть возврат в реальный мир, в бытие.
Смирение в глубоком смысле слова есть не что иное, как освобождение от фантазмов, созданных
эгоцентризмом, раскрытие души для реальностей.
У меня есть настоящее отвращение к национализму, который не только аморален, но всегда глуп и смешон, так же как и индивидуальный
эгоцентризм.
Фантазм есть все, что не выводит человека из себя к другому, не преодолевает
эгоцентризма, ищет лишь для себя, не хочет знать реальностей, не вкоренено в бытии.
Он любит абстракции, питающие его
эгоцентризм, не любит живых конкретных людей.
Именно
эгоцентризм не переводит духовно внутрь, в глубину, духовность есть что-то внешнее для него.
Поскольку аскеза уединяет и разделяет с другими людьми, она еще более погружает человека в самого себя, т. е. является трансформированным
эгоцентризмом.
Это есть классическая форма
эгоцентризма, отнесения всего к себе, невозможность выйти к реальностям, вовсе не к объектам, а к «ты», к «мы», к Богу.
Но что-то от этого есть и в каждом человеке, пораженном грехом
эгоцентризма.
Но
эгоцентризм, в котором всегда есть что-то отталкивающее, для меня искупается тем, что я самого себя и свою жизненную судьбу делаю предметом философского познания.
Любая идеология, даже христианская, может быть обращена на службу
эгоцентризму.
Человек в своем
эгоцентризме часто действует безумно.
Человек — раб окружающего внешнего мира, потому что он раб самого себя, своего
эгоцентризма.
Ад есть состояние души, бессильной выйти из себя, предельный
эгоцентризм, злое и темное одиночество, т. е. окончательная неспособность любить.
Ассоциации к слову «эгоцентризм»
Синонимы к слову «эгоцентризм»
Предложения со словом «эгоцентризм»
- Но эта гипотеза так явно близка к здравому смыслу, представляется столь очевидной, что факт детского эгоцентризма представляется ему едва ли оспоримым.
- В данном случае индивид должен возвыситься над собственным эгоцентризмом путём обретения способности любить, достичь новой гармонии с окружающим его миром через углубление самоосознания и эволюцию разума.
- Некоторые читатели решили, что она пропагандирует крайний эгоцентризм.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «эгоцентризм»
Каким бывает «эгоцентризм»
Значение слова «эгоцентризм»
ЭГОЦЕНТРИ́ЗМ, -а, м. Книжн. Отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном „я“; крайняя форма проявления эгоизма. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЭГОЦЕНТРИЗМ
Дополнительно