Цитаты из русской классики со словом «фантазм»
Но если воображение искажает самое первичное восприятие реальностей, то бытие разрушается для человека и подменяется
фантазмами небытия.
Мистика в этом смысле действительно не объективна, но она и не субъективна, если под субъективностью понимать душевные состояния, мечтательные и находящиеся во власти
фантазмов.
Но это безумие есть вместе с тем и бессилие,
фантазма тварной свободы.
Греховность же и ужас страстей совсем не в их первоначальной стихийной силе, не в их онтологическом ядре, наоборот, в этом их правда, а в их уклоне к эгоцентрической одержимости, к созданию
фантазм, в которых бытие переходит в небытие.
Разделение это происходит в каждом из нас, каждый из нас причастен небытию и создает те или иные
фантазмы.
Есть самовнушение, которое есть оплодотворение бессознательного творческой идеей, а есть самовнушение, которое есть отрава бессознательного разрушительной похотью и
фантазмом.
И разница между ними та, что, в то время как творческая фантазия созидательна и поднимает душу вверх, не отрицает и не извращает реальностей, а преображает их и прибавляет к ним новые реальности, т. е. есть путь возрастания бытия,
фантазмы разрушительны по своим результатам, отрицают и извращают реальности, и есть путь от бытия к небытию.
Христианский реализм в отношении к человеческой природе не допускает
фантазмов и утопий, ложной социальной мечтательности, но он требует воли, решившейся реализовать правду в каждое мгновение жизни.
Человек, одержимый
фантазмами и порождающий
фантазмы, не имеет перспективы мира, в которой все реальности стоят на месте и находятся в соотношении, соответствующем бытию, структуре бытия.
Когда человек стал одержим и допустил власть над собой болезненного самолюбия, честолюбия, зависти, ревности, сладострастия, болезненного эротизма, корыстолюбия, скупости, ненависти и жестокости, то он находится в мире
фантазм, и реальности не предстают уже ему в соответствии со структурой бытия.
Религиозная вера по смыслу своему обращает греховного человека, растерзанного миром, к раскрытию реальности и освобождает от
фантазмов, порожденных страхами мира.
Фантазмы же заменяют Божий замысел о мире другим замыслом, который есть разложение бытия, и небытие и есть отказ от соучастия в деле Божьем, в продолжении миротворения.
Перспектива дурной бесконечности совсем не есть онтологическая реальность, а
фантазм, субъективная иллюзия.
Чувство же вины освобождает от
фантазмов и возвращает к реальности, к бытию.
Фантазмы порождаются не бессознательным самим по себе, они всегда уже продукт сознания, сознания, оторвавшегося от истоков бытия.
Теперь мы переходим от мира
фантазмов, мира небытия в мир любви, т. е. в мир бытия.
Но похоть, свойственная греховной природе, стремится совсем не к насущному «хлебу», перед ней раскрывается дурная бесконечность хозяйственных благ, к которым она стремится и которые уже не удовлетворяют никаких реальных потребностей, а потребности воображаемые,
фантазмы.
Фантазмы порождены эгоцентризмом, т. е. являются результатом первородного греха.
Смирение в глубоком смысле слова есть не что иное, как освобождение от
фантазмов, созданных эгоцентризмом, раскрытие души для реальностей.
Злые
фантазмы исходят от первичного ничто и возвращаются в ничто.
Из наиреальнейшей хозяйственной основы жизни рождается мир
фантазмов, наиболее далекий от всякой реальности.
Похоть наживы и корысти и похоть сладострастия и половых наслаждений разрушительно действуют на душевную жизнь и создают свои
фантазмы, свои миры, в которых человек живет вместо реального мира Божьего.
Освобождение труда есть освобождение личности от гнетущих
фантазмов буржуазно-капиталистического мира, от гнетущей власти социальной обыденности.
Злые
фантазмы идут от изначальной, добытийственной, меонической свободы, которая в бытии стала утверждать дух небытия.
Фантазмы пола разрушают любовь, которая принадлежит миру реальному, бытию.
На дне всякого
фантазма, созданного похотью, мы находим смерть, не вольную смерть, а смерть принужденную.
Похоть и
фантазм не выводят человека ни к миру, ни к другим людям, ни к Богу.
Сколько
фантазмов, и не только в жизни индивидуальной, но и в жизни социальной, исторической, создает ressentiment.
Основное свойство злых
фантазмов нужно видеть в эгоцентрической порабощенности и безвыходности, т. е. состояниях нетворческих и недуховных.
Фантазмы нужно отличать от фантазии и воображения.
Люди, одержимые завистью и ревностью, — больные люди, для которых реальности Божьего мира угасают и исчезают, они повсюду видят
фантазмы, питающие их чувство зависти и ревности.
Создание
фантазмов не есть телеологический процесс, определяемый целью достижения какого-либо удовлетворения, освобождения от страха, счастья и пр.
Н. Федоров верно говорит, что капитализм с его
фантазмами создан в значительной степени женолюбием, т. е. половой похотью.
Фантазм есть все, что не выводит человека из себя к другому, не преодолевает эгоцентризма, ищет лишь для себя, не хочет знать реальностей, не вкоренено в бытии.
Фантазмы, которые создаются в человеческих страстях, ввергают человека в ад.
Все переходит в мир
фантазмов, в отвлеченно-бумажное и отвлеченно-цифровое царство.
Это есть греховная похоть, порожденная
фантазмами в жизни хозяйственной.
Злые
фантазмы, творящие мир, непохожий на сотворенный Богом, не входят в замысел Божьего миротворения, не входят в Божью идею о человеке.
Мужчина во имя женолюбия вынуждается к деньголюбию и совершает преступления, переходит в мир
фантазмов.
Менее всего, конечно, можно признать
фантазмами народное мифотворчество, ибо в создании мифа всегда есть глубокий реальный элемент, свидетельствующий о творческом здоровье.
И вот все греховные страсти создают свои миры
фантазм, нарушают и разрушают первичное чувство реальности, делают человека антиреалистом, идеалистом в дурном смысле слова.
Сознание мира
фантазмов всегда есть частичное безумие.
Смирение определялось как сознание своей дрянности и ничтожества, вместо того чтобы определить его как победу над эгоцентризмом и его
фантазмами.
Фантазм же есть порождение болезни, патология.
Поэтому похоть носит нетворческий характер, и создание
фантазмов не есть творчество, которое всегда есть самопреодоление.
Существенный вопрос онтологической этики есть вопрос о
фантазмах, которые поистине играют колоссальную и подавляющую роль в человеческой жизни.
Фантазмы, которые создает страх, нисколько не освобождают от страха.
Фантазмы, которые создает ревность, зависть, непомерное честолюбие, половая похоть, корыстолюбие и пр., не освобождают человека от мучения, а увеличивают мучение.
Воображение может быть и источником зла, может быть злое воображение и
фантазмы.
Суеверие есть всегда
фантазм, порожденный страхом.
Синонимы к слову «фантазм»
Предложения со словом «фантазм»
- В одной крупной корпорации основной акционер проникся идеями корпоративной культуры, организовывал работу в этой сфере и, как мне кажется, заболел фантазмом всемогущества.
- Фантазм отца, единолично наслаждающегося всеми женщинами и убивающего своих соперников, присутствует в психическом сознании каждого, и сегодня это так же верно, как и в бесконечно далёкие времена.
- Иногда этот фантазм связан с чувством преследования, иногда – полноты и покоя, слияния со вселенной.
- (все предложения)
Дополнительно