Цитаты из русской классики со словом «теософический»

И субъективная мистика переживаний, и мистика гностическая и теософическая, и мистика протестантская — все это мистика отвлеченной духовности.
И теософические учения, пытающиеся синтезировать науку и религию, нередко принимают форму учений об эволюции нетворческой.
Таким образом, оригинальные краски исторических религий обесцвечиваются, все конкретное отходит в экзотеризм, а в качестве эзотерического содержания подставляется доктрина теософического общества, столь озабоченного распространением универсального религиозного волапюка [Волапюк (от англ, world — мир и speak — язык) — первый искусственный международный язык, созданный в 1880 г.
Теософическое учение о перевоплощении неприемлемо для христианского сознания.
Его тройственная теософическая, теократическая и теургическая утопия есть все то же русское искание Царства Божьего, совершенной жизни.
Также и XVIII век был не только веком рационалистического просвещения и энциклопедистов, но и веком теософических и мистических течений, Сен-Мартена, Сведенборга и других.
Это мы видим во многих теософических и оккультных течениях.
Никакой мистики в теософии нет, в теософических схемах торжествует особая форма натуралистического эволюционизма.
В Церкви заложена вся полнота бытия, в сознании церковном заключены все частичные истины сект и ересей, оккультных школ и теософических учений.
Христианское учение о воскресении к вечной жизни несоединимо с теософическим учением о перевоплощении.
Таков и теософический взгляд на жизнь с его учением о карме.
Для теософического гностицизма, для «(ieisteswissenschaft» [Науки о духе (нем.) — термин В. Дильтея и неокантианцев.], принципиально познаваемо все, Бог и мир, так же как и для гегельянства.
Все теософическое учение о переселении душ есть последовательная форма эволюционизма, и притом эволюционизма натуралистического, не ведающего преодоления порядка природы чудом и благодатью.
Эту форму оккультического сознания, популяризируемого в теософическом учении, нужно признать религиозно реакционной, обращенной назад и враждебной творчеству.
Сказанное дает основание и для суждения о пределах религиозного гнозиса, или вообще о гностическом направлении в религии, которое всегда существовало, в настоящее же время проявляется с наибольшею силой, с одной стороны, в метафизическом рационализме, а с другой — в так называемом теософическом движении, точнее, в современном оккультизме.
Ни Геккель, ни Коген не могут быть допущены в сферу теософического и метафизического познания.
Особую разновидность естественной религии, или «религии вообще», составляет так наз. теософическая доктрина, согласно которой все религии имеют общее содержание, говорят одно и то же, только разным языком, причем надо отличать эзотерическое учение, ведомое лишь посвященным, и экзотерическое, существующее для profanum vulgus [Непосвященная толпа (лат.) — выражение Горация («Оды», II, 1,1)]; различия символики и обряда, обусловливаемые историческими причинами, существуют только во втором, но не в первом.
Этого персонализма нет, например, в теософических учениях, которые разлагают личность на космические элементы и слагают их уже в другую личность.
Современное теософическое движение пропитано той несчастной мыслью, что религия и мистика есть наукообразное знание.
Теософические течения, обращенные к широким массам, популяризируют оккультные учения, главным образом восточные.
Где нет свободы, где свобода рационализируется, где свобода тонет в пантеистическом океане, где свобода истолковывается в духе теософической эволюции, где свобода заколдована в магии естества, там нет подлинной мистики, там философия сбилась с пути.
Теософический эволюционизм нередко оказывается родственным эволюционизму натуралистическому.
В преобладающей форме теософического и оккультического сознания есть все та же опасность отрицания творчества.
Теософическая вина, как она выражена в учении о карме, есть лишь особое выражение для неотвратимого закона причинности.
Эта же опасность угашения дионисически-страстных истоков творчества есть и в современном теософическом движении.
Популярность оккультических и теософических течений я объяснял космическим прельщением эпохи, жаждой раствориться в таинственных силах космоса, в душе мира, а также неспособностью церковного богословия ответить на запросы современной души.
Популярные теософические книги склоняются к второй точке зрения — для них человек не изначален, не целен, а производен и сложен.
Остается вопросом, признает ли господствующее теософическое и оккультическое сознание первочеловека Адама, происшедшего из Бога, а не из эволюции мира, или считает человека лишь сложным результатом мировой эволюции.
Философия хранит познание истины как мужскую солнечную активность в отношении к познаваемому [Р. Штейнер в одной из первых своих работ, «Истина и наука», написанной без всякой теософической терминологии, удачно выражает творческую природу познания истины: «Истина не представляет, как это обыкновенно принимают, идеального отражения чего-то реального, но есть свободное порождение человеческого духа, порождение, которого вообще не существовало бы нигде, если бы мы его сами не производили.
Но господствующее оккультическое и теософическое сознание учит о складном человеке, состоящем из ряда наслоений, из осколков планетарных эволюций.
Если же видеть здесь «проект» чуда, совершаемого искусством, причем самому художнику усвояется роль теурга или мага, тогда приходится видеть здесь типичный подмен софиургийной задачи эстетическим магизмом, причем соблазн лжемессианизма ведет к человекобожию и люциферизму (не без явного влияния теософических идей).].
Но теософическое сознание, как и сознание православное, понимает, что этот природный порядок есть результат погружения человека в низшие сферы бытия, инволюции в материю, чего не понимает натуралистически-эволюционное сознание.
Не надо притом смешивать с молитвой ее теософических суррогатов: «концентрации, медитации, интуиции», которые все-таки имеют дело не с Богом, но с миром, погружают человека не в Трансцендентное, но в имманентное, божественным хотят подменить Бога, — обман или самообман.
Теософическое представление о действующем в мире «Christusimpuls» [Импульс Христа (нем.).], наподобие электричества, теплоты или тяготения, должно быть отвергнуто по натуралистической грубости своей.
Он разочаровался в оптимизме своих теократических и теософических схем, увидел силу зла в истории.
Из более второстепенных западных мистиков теософического типа переводили Штиллинга и Эккартгаузена, которые были очень популярны.
В теософических течениях нашего времени нельзя не видеть возрождения гностицизма; это все то же желание узнать, не поверив, узнать, ни от чего не отрекаясь и ни к чему не обязываясь, благоразумно подменив веру знанием.
Штейнер читал еще публичную лекцию о свободе воли, которая показалась мне очень посредственной и философски не интересной, как не интересна его философская (не теософическая) книга «Философия свободы».
Когда человек вступил на путь самоусовершенствования, все равно католического, православного, толстовского, йогического, теософического и еще какого-либо, то он может оказаться потерянным для творчества.
И нужно сказать, что теософическая литература в большинстве случаев поразительно неинтересна и скучна, роковая печать бездарности лежит на всех почти теософических писателях.
В теософическом течении пока еще мало творческого и есть даже опасность для всякого творчества.
В темных недрах жизни навеки остается бунтующая и богоборствующая кровь и бьет свободный творческий источник [Не только в старом православном сознании, но и в новом теософическом сознании есть слишком большая утишенность, усмиренность творческих порывов.
То же мы видим в «теософических» и «гностических» учениях.
Но преобладающий тип теософического мышления именно таков, как я описываю.]
 

Предложения со словом «теософический»

Значение слова «теософический»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «теософический»

ТЕОСОФИ́ЧЕСКИЙ, -ая, -ое. Прил. к теософия, к теософ. Теософическое общество.

Все значения слова «теософический»

Предложения со словом «теософический»

  • В теософической литературе обычно упоминаются семь лет как период испытания.

  • В недавних теософических публикациях утверждалось, что человек состоит из семи начал, или принципов.

  • Кроме того, сумма этих чисел при теософическом сложении снова даёт число 28.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «теософический»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я