Цитаты из русской классики со словом «субъективизм»
Это путь реализма, объективизма, универсализма, а не индивидуализма,
субъективизма, идеализма.
Акт веры, приводящий к рождению догмата, полагающий определенное догматическое содержание, необходимо притязает на качество объективности или транссубъективности; он всею энергией своей отрицается психологизма или
субъективизма.
В марксизме есть две тенденции — тенденция к объективации и отчуждению человека в коллектив, и тенденция к
субъективизму, к освобождению труда и трудящихся от власти общества, к гуманизации общества.
Первая книга «
Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» с большим предисловием П. Струве, который тоже совершенно повернул к идеализму и спиритуализму, отражала мое миросозерцание того времени, но недостаточно выражала более интимные стороны моего отношения к жизни.
В отличие от людей 40-х годов, он почти совсем не знал немецкой идеалистической философии, которая могла бы помочь ему лучше решить беспокоившие его вопросы о «субъективном методе» в социологии и о «борьбе за индивидуальность» [См. мою старую книгу «
Субъективизм и индивидуализм в общественной философии».].
— Сомнительная достоверность свидетельских показаний давно подмечена юридической практикой, и, в сущности, она лучше всего обнажает
субъективизм наших суждений о всех явлениях жизни…
Обширная область психопатологии настолько еще мало разработана, в ней так еще много темного и случайного, так велик простор для фантазерства и
субъективизма, что я смело вручал свою судьбу в ваши руки, гг. эксперты.
У меня он печатал свои"Московские комнаты снебилью". В них он явился предтечей не только Глеба Успенского, но и Горького — сорок лет раньше появления его"босяков", но без его босяческого революционного
субъективизма.
Да великий Гете остается представителем истинно научного духа, полного здорового объективизма, реализма, интуитивизма, врагом болезненного
субъективизма и критицизма.
Болезненный кризис современного человечества связан с трудностью выхода из психологической эпохи, эпохи
субъективизма, замкнутого индивидуализма, эпохи настроений и переживаний, не связанных ни с каким объективным и абсолютным центром.
В этом смысле символична вся наука, но символизм этот оказывается синонимом прагматизма,
субъективизма и, в последнем счете, скептицизма или иллюзионизма.
Нельзя не признать, что учение Шлейермахера носит явные черты двойственности, которая позволяет его истолковывать и как философа
субъективизма в религии (как и мы понимаем его здесь вслед за Гегелем) [Бывает, что «я» находит в субъективности и индивидуальности собственного миросозерцания свое наивысшее тщеславие — свою религию», — писал о Ф. Шлейермахере Гегель в «Лекциях по истории философии» (Гегель. Соч. М.; Л., 1935.
Это зависит все от того же основного греха в понимании символизма вообще и культа в частности — антропоморфического
субъективизма или психологизма.
В терминах же историко-философских кризис мысли может быть, скорее всего, определен как переход от
субъективизма к объективизму, от индивидуализма к универсализму.
Вера с объективной стороны есть откровение, в своем содержании столь же мало зависящее от субъективного настроения, как и знание, и, подобно последнему, лишь искажается
субъективизмом [«Вера всегда есть следствие откровения, опознанного за откровение; она есть созерцание факта невидимого в факте видимом; вера не то что верование или убеждение логическое, основанное на выводах, а гораздо более.
В замкнутом
субъективизме, имманентизме и психологизме неповинна поэтому даже и эта религия, как бы ни было скудно ее положительное учение о Боге [На это справедливо указывает Гартман, у которого вообще мы находим чрезвычайно отчетливую постановку проблемы религии в ее общей форме: он устанавливает, что «всякий объект религиозной функции есть бог; бог есть не научное, но религиозное понятие; наука может заниматься им, лишь поскольку она есть наука о религии.
Наша тенденция ничего общего не имеет с психологизмом и
субъективизмом.
Такая постановка вопроса вытекала из кантовского учения об опыте, понятого как
субъективизм или иллюзионизм.
В наш век трудно уверить людей, что вера есть чуждый своеволия,
субъективизма и каприза путь искания религиозной истины, причем добытое на этом пути имеет за собой всю принудительность объективной истины, требующей самоотверженного себе служения.
В этой отчужденности от веры заключается одна из поразительных особенностей нашей эпохи, благодаря которой одни, умы более грубые, видят в вере род душевного заболевания, а другие — «психологизм»,
субъективизм, настроение, но одинаково те и другие не хотят считаться с гносеологическим значением веры как особого источника ведения и в религиозном опыте видят только материал для «религиозной психологии» или психиатрии.
Ибо имманентизм в религии, каковым обречено остаться язычество, именно и есть психологизм, невольный и неизбежный
субъективизм.
Вера, на которой утверждается религия, не может ограничиваться субъективным настроением, «Богом в душе», она утверждает, что Бог есть, как трансцендентное, есть вне меня и лишь потому есть во мне [Понятие «есть» в применении к Богу употребляется здесь только в предварительном и условном значении, в противопоставлении
субъективизму.
Нецерковная мистика всегда имеет уклон к духовному христианству, к протестантскому
субъективизму.
Миф есть, или, вернее, должен быть, поэтому отрицанием всякого
субъективизма или психологизма (хотя, конечно, возможны ошибки и иллюзии мифотворческого сознания, а потому и субъективные или ложные мифы).
Так как мысль, мыслимость, мышление составляют, в глазах Гегеля, единственно подлинное бытие вся же алогическая сторона бытия, весь его остаток сверх мышления, представляет собой ряд недоразумений,
субъективизм или, как теперь сказали бы, психологизм, то бытие для Гегеля подменяется и исчерпывается понятием бытия, а Бог мыслью о Боге.
Но в эпоху ложного
субъективизма так же мало находит человек самого себя, так же мало утверждает свою личность, спасает свою индивидуальность, как и в эпоху ложного объективизма.
В моей юношеской и столь несовершенной книге «
Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» мне все-таки удалось поставить проблему, которая меня беспокоила всю жизнь и которую я потом выразил в более совершенной форме.
По существу же шлейермахеровский
субъективизм является лишь одной из разновидностей протестантского
субъективизма (ибо протестантизм вообще есть победа имманентизма, а следовательно, и
субъективизма) и в той или другой форме продолжает жить в протестантской теологии.
За это время я начал писать, написал свою первую статью и первую книгу «
Субъективизм и индивидуализм в общественной философии».
Дух находится по ту сторону обычных споров
субъективизма и объективизма.
Однако если вера может родиться только у ищущих ее (и притом тоже не всегда: для современного духа именно характерна утрата способности находить веру, но не искать ее, ибо исканиями полна наша эпоха), то не значит ли это и впрямь, что вера есть психологизм и
субъективизм?
Моя первая книга «
Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» вышла, когда я был в ссылке.
Огромное количество людей остается как бы слепорожденными или непробужденными в области красоты, другие отрицают объективный смысл красоты, сводя ее к прихоти вкуса, к чистому
субъективизму или «психологизму»; огромное количество людей способно скучать перед «Сикстиной» [Подобное отношение к любимому творению Достоевского продемонстрировал Л. Н. Толстой.
В глубине человека заложена реальная вселенная, в нем живет вселенский разум, и найденная в человеке вселенная и вселенский разум всего менее могут быть названы человеческим
субъективизмом, субъективным человеческим «переживанием».
Углубление же в микрокосм не есть
субъективизм, это разрыв всех граней
субъективизма.
Это мы называем
субъективизмом, притом в самом дурном смысле» [Ср. там же.
Когда я читал свой первый публичный доклад, который был главой моей книги «
Субъективизм и индивидуализм в общественной философии», то мне сделали настоящую овацию.
Тайна преосуществления совершается не в индивидуальной душе только, как того хочет протестантский
субъективизм, а в душе мира, в космической душе.
[Первая моя книга, вышедшая в 1900 г., «
Субъективизм и индивидуализм в общественной философии», представляла попытку синтезировать марксизм с идеалистической философией Канта и Фихте.]
Теория Шлейермахера, выражаясь современным философским языком, есть воинствующий психологизм, ибо «чувство» утверждается здесь в его субъективно-психологическом значении, как сторона духа, по настойчиво повторяемому определению Шлейермахера (см. ниже), а вместе с тем здесь все время говорится о постижении Бога чувством, другими словами, ему приписывается значение гносеологическое, т. е. религиозной интуиции [Только эта двойственность и неясность учения Шлейермахера могла подать повод Франку истолковать «чувство» как религиозную интуицию, а не «сторону» психики (предисл. XXIX–XXX) и тем онтологизировать психологизмы Шлейермахера, а представителя
субъективизма и имманентизма изобразить пик глашатая «религиозного реализма» (V).], а именно это-то смещение гносеологического и психологического и определяется теперь как психологизм.
Синонимы к слову «субъективизм»
Предложения со словом «субъективизм»
- В противовес старшему поколению младосимволисты видели цель творчества в преобразовании действительности и преодолении крайнего субъективизма своих предшественников, решительно пересматривали место художника в обществе.
- Этот подход используется для развития навыков самоанализа у кандидатов, помогает избежать субъективизма оценщиков, а также способствует раскрытию возможных латентных качеств кандидата.
- Вместе с тем методу цепных подстановок также присущ элемент субъективизма, который заключается в выборе порядка расположения факторов в цепочке сомножителей.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «субъективизм»
Каким бывает «субъективизм»
Значение слова «субъективизм»
СУБЪЕКТИВИ́ЗМ, -а, м. 1. Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая наличие объективных законов природы и общества. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова СУБЪЕКТИВИЗМ
Дополнительно