Цитаты из русской классики со словом «отрешённость»

Ибо то, чем Бог — Бог, заключается в Его неподвижной отрешенности, и оттого Его чистота, Его простота и Его неизменность.
В этом чувствуется влияние неоплатонической отрешенности от множественного и стоической апатии.
Нечаевский «Катехизис революционера» по жуткости напоминает вывороченную православную аскетику, смешанную с иезуитизмом, это что-то вроде Исаака Сириянина и вместе с тем Игнатия Лойолы революционного социализма, предельная форма революционного аскетического мироотвержения, совершенной революционной отрешенности от мира.
Грешный человек жаждет раствориться в Божестве и в полной отрешенности от всего человеческого и личного погасить грех и его горестные последствия.
Но совершенную жизнь, Царство Божье можно мыслить лишь анархически, что и есть апофатическое мышление о Царстве Божьем, единственное истинное, в котором устраняется всякое сходство с царством кесаря, с царством этого мира и достигается отрешенность.
Я никогда не был «чистым» философом, никогда не стремился к отрешенности философии от жизни.
Все это совершалось безмолвно — так казалось мне, — потому что я был в состоянии напряженной, болезненной отрешенности.
Даже русский романтизм стремился не к отрешенности, а к лучшей действительности.
Лица он тогда не рассматривал, но твердо до случая запомнил и теперь, вызвав в памяти, внимательно и серьезно оценил каждую черту и свел их к целому — бледность и мука, холодная твердость камня, суровая отрешенность не только от прежнего, но и от самого себя.
К мышлению об обществе, свободном от категорий господства и рабства, неприменимы обычные социологические понятия, оно предполагает отрешенность, негативность в отношении ко всему, на чем покоится общество в царстве кесаря, т. е. в мире объективированном, где человек становится тоже объектом.
Совершенство достигается не через погружение в «я» и его спасение, а через забвение о «я», через отрешенность, через направленность на других и на служение Царству Божьему в мире.
Эта трансцендентность требует полнейшей отрешенности, смерти для всего жизненного, однако же при отсутствии смерти [Быть может, такова именно должна быть философская транскрипция «нирваны».
Современный человек нуждается в аскезе, в сосредоточенности, в отрешенности, в ограничении роста потребностей, обрекающих человека на дурную бесконечность алкания.
И это могло быть помехой для сосредоточенности внутри, для отрешенности от внешнего.
Мир буржуазно-капиталистический создавался в совершенной отделенности, отрешенности от духа и духовности, в крайней объективации, т. е. выброшенности вовне человеческого существования.
Тут избавление от зла и страдания, порожденных множественным чувственным миром, достигается через отрешенность, через погружение в абстрактное, неконкретное единое.
Но в действительности человеческий эгоцентризм и самолюбие, неспособность к реальному освобождению и отрешенности внушает эту ложную подавленность грехом.
Христианская мистика есть не только отрешенность, но и воплощенность, конкретность, есть мистика любви.
Самой выдающейся чертой мистики Эккегарта является то, что отрицательное богословие в связи с учением об Abgeschiedenheit, сливающей мир и человека с Богом, приводит его к признанию не трансцендентности Бога, но максимальной Его имманентности: черта между Богом и тварью совершенно стирается, различие их преодолевается в превышающем его единстве [В связи с учением об отрешенности Эккегарт развивает свое важнейшее учение о Gott и Gottheit, о чем в след, отделе.]. Но об этом ниже.
Пантеистическая мистика не знает самобытной творческой энергии человека, она не антропологична, для нее индивидуальность человека есть грех и отпадение и всякое достижение человека есть действие самого Божества в отрешенности от всего человеческого.
В неоплатонизме человек приобщается к единству и достигает слиянности в отрешенности от космической множественности, в отвлеченном духе.
Я же ставлю отрешенность выше всякого смирения» [Там же, с. 54.].
Но в этом царстве объективации духовность может как раз принимать формы отрешенности от мира и ухода от мира, мировраждебная и жизневраждебная аскеза может быть коррелятивна царству объективации.
Я бы это выразил в такой форме: Бог не есть Абсолютное, Бог-Творец, Бог-личность, Бог, вступающий в отношение с миром и человеком, не может мыслиться в той совершенной отрешенности, в которой вырабатывается предельное понятие Абсолютного.
Мистический путь отрешенности у Экхардта близок Плотину и Псевдо-Дионисию Ареопагиту и мистике Индии.
Возрастание в духовной жизни предполагает очищение, отрешенность от власти мира, порождающего вожделение и похотение.
Один из этих типов есть индусская мистика тождества, совершенной отрешенности от множественности мира, погружение в Браман.
Но и мир социалистический продолжает существовать в отделенности, отрешенности от духа и духовности, часто даже во вражде к духу.
Эта неподвижная отрешенность больше всего уподобляет человека Богу.
Дух понимали как отвлеченность, отрешенность от мира, как реальность, противоположную реальностям мира, в то время как дух есть энергия, действующая внутри всех реальностей, хотя и пришедшая из более высокой сферы, и дух конкретен и целостен, ничего не дробит и не отвлекает.
Отвлечение в применении к Богу от всяких положительных определений, как связанных с тварностью, красной нитью проходит систему Эккегарта, этому соответствует и главная религиозная добродетель, им проповедуемая, — Abgeschiedenheit, отрешенность, которая выше любви, выше смирения: «Бог не имеет имени, ибо никто не может о Нем что-либо высказать или узнать.
Я никогда еще, кажется, не жил так внешне спокойно, уединенно, в отрешенности и погруженности в метафизические вопросы, как теперь, в самые катастрофические минуты европейской истории.
Новая духовность понимает дух не как отрешенность и бегство из мира, покорно оставляющее мир таким, каков он есть, а как духовное завоевание мира, как реальное изменение его, не объективируя дух в мировой данности, а подчиняя мир внутреннему существованию, всегда глубоко личному, разрушая призраки «общего», т. е. совершая персоналистическую революцию.
От индивидуальности и индивидуального пути нельзя отказаться, потому что и всякий отказ от индивидуального пути, всякая отрешенность от индивидуальности глубоко индивидуальна.
Очищенная, освобожденная духовность означает отрешенность не от личного, связанного с множественностью бытия, а от природных и социальных ограничений, связанных с объективацией.
«Я ставлю отрешенность выше любви» [Там же, с. 53.].
В православии не был органически усвоен греко-римский гуманизм, преобладала аскетическая отрешенность.
«Отрешенность же так близко соприкасается с «ничто», что между ней и «ничто» не остается больше никакой разницы…
От самой постели начиналась темнота, от самой постели начинался страх и непонятное. Андрею Иванычу лучше наружи, он хоть что-нибудь да видит, а они как в клетке и вдвоем — вдвоем. Под углом сходятся обе лавки, на которых лежат, и становится невыносимо так близко чувствовать беспамятную голову и слышать короткое, частое, горячее и хриплое дыхание. Страшен беспамятный человек — что он думает, что видит он в своей отрешенности от яви?
«Отрешенность не хочет быть тем или этим, потому что тот, кто хочет быть «тем», тоже хочет чем-нибудь быть, а она хочет быть «ничем»!
Я скажу более того: когда Сын в Божестве захотел стать человеком, и стал, и терпел мучение, это так же мало коснулось неподвижной отрешенности Бога, как если бы Он никогда и не был человеком» [Там же, с. 58.].
Человеку нужно упражнение, нужна отрешенность и концентрация, чтобы он стал господином самого себя и стал способен с максимальной силой выполнить поставленную себе цель, хотя бы спортивную.
«Отрешенность же настолько близка к «ничто», что нет ничего достаточно тайного, чтобы найти в нем место для себя, кроме Бога.
Она хочет быть «ничем» [Там же, с. 55.]. «Когда Бог создал небо и землю и все творения, это так мало касалось Его отрешенности, как если бы Он никогда ничего не создавал…
Путь отрешенности погружает в неизреченное ничто, в сверхсущее.
Кириллов, человек высокого духа, с большой чистотой и отрешенностью, выразил последние результаты пути обезбоженного, самоутверждающегося человека."
 

Синонимы к слову «отрешенность»

Все синонимы к слову ОТРЕШЕННОСТЬ

Предложения со словом «отрешённость»

Значение слова «отрешённость»

  • ОТРЕШЁННОСТЬ, -и, ж. Состояние человека, всецело поглощенного чем-л. и потому чуждого окружающему, постороннему. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ОТРЕШЁННОСТЬ

Афоризмы русских писателей со словом «отрешённость»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «отрешённость»

ОТРЕШЁННОСТЬ, -и, ж. Состояние человека, всецело поглощенного чем-л. и потому чуждого окружающему, постороннему.

Все значения слова «отрешённость»

Предложения со словом «отрешённость»

  • Глаза у него были полузакрыты, уши заткнуты ватой, а весь облик выражал полную отрешённость от всего окружающего и сосредоточение на этом непонятном для меня действии.

  • Достичь состояния отрешённости от мыслей вам поможет следующее упражнение.

  • Зачем я жил? – Со странной отрешённостью спрашивал себя он. – Ради чего мы рождаемся и умираем?

  • (все предложения)

Синонимы к слову «отрешённость»

Синонимы к слову «отрешенность»

Ассоциации к слову «отрешённость»

Какой бывает «отрешённость»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я