Цитаты из русской классики со словом «оккультизм»
Оккультизм ясновидчески отражает это распластование бытия — на оккультном пути видна трупность бытия.
[Нельзя отрицать заслуг теософии и
оккультизма в постановке проблемы отношения религии к познанию, в утверждении важности религиозного посвящения для мудрого знания.
Но такое учение есть пантеистический имманентизм и религиозный эволюционизм, который составляет первородный грех
оккультизма.
Моя критика
оккультизма, теософии и антропософии связана была с тем, что все эти течения космоцентричны и находятся во власти космического прельщения, я же видел истину в антропоцентризме и самое христианство понимал как углубленный антропоцентризм.
Именно отрезанность духовной жизни от полноты жизни и человеческого труда породила ложную, иллюзорную духовность. В некоторых формах
оккультизма, теософизма, спиритизма мы видим такое иллюзорное, галлюцинаторное общение с духами и духовным миром. Это есть результат нарушения целостности человеческого существа.
— Меня, брат, интеллигенция смущает. Я ведь — хочешь ты не хочешь — причисляю себя к ней. А тут, понимаешь, она резко и глубоко раскалывается. Идеалисты, мистики, буддисты, йогов изучают. «Вестник теософии» издают. Блаватскую и Анну Безант вспомнили… В Калуге никогда ничего не было, кроме калужского теста, а теперь — жители
оккультизмом занялись. Казалось бы, после революции…
Иванов имел склонность к
оккультизму, который вообще процветал в России около 10-го года нашего века.
Но то, что Кизеветтер понимает под оккультными науками, мало общего имеет с
оккультизмом Штейнера.
Я не говорю сейчас по существу об
оккультизме Штейнера, который считаю явлением серьезным и важным, говорю лишь о его формальном методе построения оккультной науки.
В «теософии»
оккультизм становится популярным, экзотерическим.
Древний
оккультизм и народный политеизм образуют подлинную основу платоновского идеализма [На это с особой энергией указывает о. П. Флоренский в брошюре «Общечеловеческие корни идеализма».
Сказанное дает основание и для суждения о пределах религиозного гнозиса, или вообще о гностическом направлении в религии, которое всегда существовало, в настоящее же время проявляется с наибольшею силой, с одной стороны, в метафизическом рационализме, а с другой — в так называемом теософическом движении, точнее, в современном
оккультизме.
В родстве с гегельянским имманентизмом в рассматриваемом отношении несомненно находится и религиозная философия
оккультизма.
В этом соблазн «гнозиса» и духовная опасность гностического пути
оккультизма.
В
оккультизме обычно преобладает мистическая категория священства над мистической категорией пророчества.
И особенно ложным является распространение природного детерминизма и на самое существо Божие, чем так грешит физика Бога у Я. Беме или у представителей философии
оккультизма (Безант, Штейнер и др.).
Таинство отнюдь не означает собою сообщения каких-либо тайн или секретов и не имеет никакого отношения к «сокровенному знанию»,
оккультизму и магии.
В опыте мистиков преобладает тип пассивности, божественной пассивности, в которой утихает и замирает человеческая природа, до конца отрешается от себя во имя жизни в Боге [См. интересную брошюру штейнерианца Бауера «Mystik und Okkultismus», в которой приводится та мысль, что в мистике «я» исчезает в Боге, изобличается неправда «я», а в
оккультизме раскрывается «я», его правда.
И если астрология не может возродиться в наивно-натуралистической форме, как не может возродиться докоперниковский натуралистический антропоцентризм, то супранатуралистическая истина астрологии, которая видит в космосе иные планы бытия, закрытая для астрономии, возродится, возрождается и никогда не умирала [Беспристрастную и добросовестную историю астрологии можно найти у Кизеветтера в том томе его истории
оккультизма, который называется «Die Geheimwissenschaften», с.
Католичество приспособляется к современности то в форме модернизма, то в форме социального католицизма, то в форме католического декадентства, то в форме
оккультизма и выживает.
Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и
оккультизму.
Напротив, неоплатонизм при всей своей философской утонченности, при явной насыщенности мотивами
оккультизма и магии, являет черты упадочности греческого духа и даже в своем стремлении к реставрации политеизма является скорее «интеллигентским направлением», оторванным от почвы положительной религии.
Но у большей части людей, увлеченных в то время
оккультизмом, я никаких оккультных дарований не замечал.
Оккультизм всегда направлен на тварный мир, на тварность, а не на Бога-Творца, не на божественный мир.
Здесь начинается область «мистики», а равно и путь «
оккультизма», или «науки, как достигнуть познания высших миров» (Штейнер).
Путь личного очищения и восхождения (в йогизме, в христианской аскетике, в толстовстве, в
оккультизме) может быть враждебен творчеству.
Оккультизм познает тайну космоса, но без тайны Бога и тайны Христа, без Логоса, без изначального осмысливания.
Религиозная ложь
оккультизма, поскольку он становится суррогатом религии, состоит в молчаливом и коварном умысле через усмотрение софийности мира и его божественности отгородиться от Бога и религиозного, молитвенного пути к Нему.
Мир является великой иерархией идейных существ, идейным организмом, и в этом постижении софийности «мертвого» мира лежит заслуга
оккультизма [Под
оккультизмом я разумею здесь не столько современный, школьный
оккультизм, воспитываемый особой тренировкой, но общую природную способность человека проникать за кору явлений, особенно свойственную народам в ранние эпохи развития и отразившуюся в сказке, эпосе, фольклоре, верованиях и «суевериях».], сближающая его с ««поэтическим восприятием» природы вообще.
Другое течение представляла религиозная мистика и
оккультизм.
Здесь речь идет не о существе
оккультизма, а лишь о внешних, популярных, экзотерических его проявлениях.
Но велико значение
оккультизма в обращении к познанию тайн космоса, в утверждении спонтанности человека.
И возрождение мистики и
оккультизма обличает глубокий кризис культуры, невозможность остановки на культурной середине, на классических ценностях.
Наиболее противоположными христианству я считаю формы
оккультизма, заменяющие религию и придающие себе религиозное значение.
Игнатий Лойола учил медитации, и в этом его духовные упражнения иногда напоминают
оккультизм.
Гносеология критическая, как и рационалистическая и эмпирическая, есть лишь гносеология, соответствующая одному из состояний человека, одной из мировых эпох [Тысячу раз прав
оккультизм, когда допускает развитие высших духовных органов ведения, соответствующих высшему развитию духовности.
В серьезном
оккультизме тайны космоса начинают раскрываться, развивается ясновидение иных планов бытия.
Строго говоря,
оккультизм лежит вне религиозного откровения и вне религиозной благодати.
Оккультизм целиком пребывает в сфере отношений человека к человеку и человека к природе.
Я говорил уже, что
оккультизм в преобладающей и легко распространяющейся своей форме есть интеллигентское сектантство, интеллигентский гностицизм и потому разделяет судьбу сектантства и гностицизма.
Оккультизм обычно вырастает не на отношении к Божеству, а на отношении к людям и к естеству.
При данном состоянии мира и человека мировая душа действует как внешняя закономерность космической жизни, с принудительностью физического закона [Эту софийность души мира, или общую закономерность всего сущего, стремится постигать и так называемый
оккультизм, притязающий научить не внешнему, но внутреннему «духовному» восприятию сил природы.
Но к этому опыту нисколько не приближает (если только не удаляет) «
оккультизм», научающий опытно воспринимать тела большей утонченности, нежели наш «физический план» (эфирное, астральное, ментальное тело), ибо по своей онтологической природе эти высшие «планы» составляют одно с планом «физическим», образуя, так сказать, разные степени сгущения телесности.
Оккультизм есть лишь особая область знания, качественно отличающегося от веры [Для примера вот одно из многих суждений этого рода: «Тайное знание» подчиняется тем же законам, как и всякое человеческое знание.
В этой тварной сфере устанавливает
оккультизм свою традицию священства.
Оккультизм, обращенный исключительно к древней мудрости, хочет безопасного дерзновения, пассивно-усвоительного творчества.
Оккультизм есть сфера магии по преимуществу, то есть необходимости, а не свободы.
Ныне
оккультизм в самых глубоких своих проявлениях (напр., у Р. Штейнера) есть серьезный симптом разложения и распыления физического плана бытия.
Из пребывания в Гельсингфорсе я вынес некоторое поучение и еще более укрепился в своей критике антропософии и
оккультизма вообще.
Дю-Прель в своей очень интересной книге «Die Magie als Naturwissenschaft» (первая часть посвящена магической физике, а вторая часть — магической психологии) определяет
оккультизм как неизвестное еще естествознание.
Ассоциации к слову «оккультизм»
Синонимы к слову «оккультизм»
Предложения со словом «оккультизм»
- Началось всё с того, что мы с дочкой увлеклись оккультизмом.
- Подобно действию или приказу воли, существует иная, столь же могущественная форма силы, с которой вы в той или иной степени знакомы и которая так же важна, несмотря на то, что ею пренебрегают в современном оккультизме.
- Правильно, что занятия оккультизмом, как понимает это большинство людей, приближая занятия эти к механическим упражнениям, являют великую опасность.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «оккультизм»
Каким бывает «оккультизм»
Значение слова «оккультизм»
ОККУЛЬТИ́ЗМ, -а, м. Общее название мистических учений, утверждающих, будто в природе существуют таинственные, сверхъестественные силы, с которыми избранные якобы могут вступать в общение при помощи магических действий, заклинаний и т. п. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ОККУЛЬТИЗМ
Дополнительно