Цитаты из русской классики со словом «непознаваемый»
Разве не то же самое и с ложным познанием человека? То, что несомненно известно ему, — его разумное сознание — кажется ему
непознаваемым, потому что оно не просто, а то, что несомненно непостижимо для него — безграничное и вечное вещество, — то и кажется ему самым познаваемым, потому что оно по отдалению своему от него кажется ему просто.
Апофатическая теология мистична, а не агностична, и утверждает совсем иное, она утверждает духовный путь к Божественной Тайне,
Непознаваемому, невыразимому в положительных понятиях, утверждает возможность для человека пережить божественное и приобщиться к Нему, соединиться с Ним.
На гносеологическом языке миф и есть познавание того, что является запредельной Ding an sich для разума, и кантовское учение о
непознаваемой вещи в себе содержит поэтому некий философский миф агностического содержания.
Основное мироощущение Востока легко укладывается в такую формулу: человек навсегда подчинен
непознаваемой силе, она не постижима разумом, и воля человека — ничто пред нею. Для европейской науки
непознаваемое — только непознанное.
Бог, которого мы познали, уже не бог: познанный бог уже становится таким же конечным, как мы сами. Бога нельзя знать. Он всегда
непознаваемый.
— Рабочему классу философский идеализм — враждебен; признать бытие каких-то тайных и
непознаваемых сил вне себя, вне своей энергии рабочий не может и не должен. Для него достаточно социального идеализма, да и сей последний принимается не без оговорок.
Бог и дьявол, небо и ад окончательно были оттеснены в сферу
непознаваемого, с которой нет никаких путей сообщения, и наконец лишены были всякой реальности.
Спенсер верил в свое
Непознаваемое и в мировое развитие.
Это не значит, что Бог есть
непознаваемое, как, например, у Спенсера.
Были до сих пор для Кати расхлябанные, опустившиеся люди, в которых свобода развязала притаившийся в душе страх за свою шкуру, были «взбунтовавшиеся рабы» с психологией дикарей: «до нашей саратовской деревни им, все одно, не дойти!» А, может быть, — может быть, это не все? Может быть, не только это? И что-то еще во всем этом было, —
непознаваемое, глубоко скрытое, — великое безумие, которым творится история и пролагаются новые пути в ней?
Мы считаем такое понимание весьма односторонним, за него была покарана еще философия Гегеля, притязавшая философски дедуцировать все эмпирическое бытие и обанкротившаяся на этом притязании (от него был свободен, до известной степени, даже философский отец имманентизма Кант, утверждавший
непознаваемую Ding an sich [Вещь в себе (нем.) — термин философии И. Канта.], которая есть не что иное, как объект мышления, ему неадекватный).
«Единый, безначальный, непостижимый, вполне имеющий всю мощь бытия, исключает всякую мысль о времени и образе, как недоступный ни для кого и
непознаваемый ничем из сущего в природных представлениях.
«Единое,
непознаваемое, пресущественное (ύπερούσιον), самоблагост-нре (αϋτοτάγαθον), именуемое тройственным единством, единобожественное (όμόθεον) и единоблагое (όμοαγαθόν) невозможно ни высказать словом, ни понять умом, и приближение к познанию должно совершаться путем абстрагирования [Св. Максим Исповедник следующим образом комментирует понятие ύπερουσιότης (S. Maximi scholia in lib., de div. nom., cm.
Но это есть абсолютный и непреодолимый разрыв между человеком и
Непознаваемым, которое и не переживается как Тайна.
Погружайся глубже в твое неведение и твое нехотение знать, держись с сознанием полной нищеты (ganz arm) твоего скрытого,
непознаваемого Бога и не думай, что ты человек, который каким-нибудь образом познает великого, неведомого, скрытого Бога…
Такому человеку представляется, что благо вообще и его благо есть самый
непознаваемый для него предмет. Почти столь же
непознаваемым предметом представляется ему его разум, его разумное сознание; несколько более познаваемым предметом представляется ему он сам как животное; еще более познаваемыми предметами представляются ему животныя и растения, и наиболее познаваемым представляется ему мертвое, бесконечно-распространенное вещество.
А наука не послушна Дюбуа Реймону, она не знает
непознаваемого, но только непознанное.
— А внутри обыкновенно оказывается или
непознаваемое или какая-нибудь дрянь, вроде борьбы за существование…
Если ты не хочешь опуститься до скота, ничего не познавай о
непознаваемом во веки Боге.
II. S. 3–4.], выше «чистого, простого погружения в чистое, простое,
непознаваемое, неименуемое, скрытое благо, которое есть Бог», как говорит и Дионисий (Ареопагит), «пусть все держится его (божества) не».
Спенсер думал, что в основе мира лежит
Непознаваемое, и он готов был даже признать его Божеством.
Только вследствие этой большей или меньшей степени любви и складывается в человеке известный ряд таких, а не иных сознаний. Так что только свойство больше или меньше любить одно и не любить другое — и есть то особенное и основное ячеловека, в котором собираются в одно все разбросанные, прерывающиеся сознания. Свойство же это, хотя и развивается и в нашей жизни, вносится нами уже готовое в эту жизнь из какого-то невидимого и
непознаваемого нами прошедшего.
Трансцендентный мир окончательно вытесняется в
непознаваемое.
—
Непознаваемая, говорите?
Ассоциации к слову «непознаваемый»
Синонимы к слову «непознаваемый»
Предложения со словом «непознаваемый»
- Всё, что связано с психиатрией – это субъективный мир, мир невидимых переживаний, непосредственно не воспринимаемый и непознаваемый мир.
- Что касается лично меня, то меня поразила сама возможность познать непознаваемое.
- По контрасту с непознаваемыми сущностями утверждается, что некоторые сверхъестественные идеи оказывают на наблюдаемый мир особое, вполне измеримое влияние.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «непознаваемый»
Что (кто) бывает «непознаваемым»
Значение слова «непознаваемый»
НЕПОЗНАВА́ЕМЫЙ, -ая, -ое; -ва́ем, -а, -о. Недоступный познанию. Энгельс прямо и ясно сказал, что опровергает кантовскую неуловимую ( (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова НЕПОЗНАВАЕМЫЙ
Дополнительно