Цитаты из русской классики со словом «монистический»
Но квиетизм можно найти и в буддийской нирване, и в стоической апатии, и в неоплатонической мистике Единого и эманации, и в сирийской аскезе, отрицавшей человека как грех, и у Экхарта с его
монистической мистикой тождества, для которой самое существование человека есть падение, и даже у К. Барта с его перенесением реализации христианства исключительно в эсхатологическую перспективу.
Персонализм есть философия дуалистическая, а не
монистическая.
Раскрывающаяся в Едином субстанциальная множественность бытия — больше, чем недифференцированное Единое [Чисто
монистическое богосознание, отрицающее тайну антропогонии, радикально и по-своему глубоко представлено в книге Древса «Die Religionals Sebst-Bewusstsein Gottes».
Тема социальной революции заключает в себе и крайний
монистический и дуалистический элемент.
Монистическое и дуалистическое понимание отношений между Творцом и тварью одинаково ведет к отрицанию свободы твари.
Мистика
монистического типа (в Индии, у Шанкары, у Плотина, у Экхардта, в монофизитском уклоне христианской монашеской мистики) не решает проблемы личности, она имеет антиперсоналистическую тенденцию.
Это почти манихейский дуализм, который при этом обыкновенно пользуется
монистической доктриной.
Моя религиозная философия не
монистическая, и я не могу быть назван платоником, как о. С. Булгаков, о. П. Флоренский, С. Франк и др.
Этот трагизм христианской истории в том коренился, что христианская религия все еще не была полным откровением, что не наступили еще времена для раскрытия положительной религиозной антропологии,
монистической правды о земной судьбе человечества.
Вслед за книгой Струве вышла книга никому не известного Н. Бельтова: «К вопросу о развитии
монистического взгляда на историю.
Но германская метафизика была искажена своею
монистической и эволюционной тенденцией, отождествлявшей дух и природу и признававшей существование объективного духа.
Объективация в форме ли крайнего дуалистического трансцендентизма или крайнего
монистического имманентизма одинаково носит порабощающий характер и противоречит экзистенциальному опыту встречи человека и Бога.
Дуалистическое и
монистическое мышление одинаково негодны и изобличают лишь непреодолимую парадоксальность проблемы зла.
Мистика хотела быть познанием не в понятиях, но она часто имела
монистическую тенденцию, враждебную личности, она может быть проникнута ложной метафизикой.
Ближе к свободе, как противоположению всякому детерминизму, был Кант, так как философия его не была
монистической.
Натурфилософия всегда имеет
монистическую тенденцию, она может быть спиритуалистической и механистической.
Христианство не отрицает мира и человека, как принуждена отрицать
монистическая метафизика тождества.
Если верно
монистическое понимание бытия, если такому бытию принадлежит примат, то личности нет и непонятно даже возникновение сознания о ней.
Германские метафизики начала XIX века, Фихте, Шеллинг, Гегель, слишком поспешили преодолеть кантовский дуализм
монистическими системами мысли.
И в христианский период истории происходит возврат к языческому пониманию государства, т. е. тоталитарному,
монистическому пониманию.
Наиболее враждебны и опасны для свободы человеческой личности, для свободы духа все
монистические формы государств, от монархических до социалистических, и наименьшее зло представляют формы смешанные и плюралистические, менее склонные к тирании.
Более соответствует свободе человеческого духа не
монистическая, а плюралистическая социальная система.
Внутренно осмыслить войну можно лишь с
монистической, а не дуалистической точки зрения, т. е. увидав в ней символику того, что происходит в духовной действительности.
Совершенно ошибочно выражать тайну мистического опыта в
монистической метафизике.
Теозис, который лежит в основании мистики христианского Востока, не есть
монистическое тождество с Богом и не есть унижение человека и тварного мира.
Арийско-германский дух осознает себя в чистой,
монистической религии духа Гартмана и Древса, для которой нет «я».
Анархическая утопия покоится на наивной
монистической философии и совсем не хочет знать трагического конфликта личности с миром и обществом.
Познание истины не может быть только человеческим познанием, но не может быть и только божественным познанием, как, например, в
монистическом идеализме Гегеля, оно может быть только богочеловеческим познанием.
Миросозерцание
монистическое всегда оказывается неблагоприятным для этики и ослабляет в человеке нравственный пафос.
Это только свидетельствует о том, что персонализм не может быть обоснован на
монистической метафизике.
Можно подумать, что у Л. Толстого нет эсхатологии, что его религиозная философия,
монистическая и близкая к индусской, не знает проблемы конца мира.
Монистическая социальная система всегда ведет к тирании и угнетению человеческой личности.
Монистическое решение не хочет увековечивания ада как царства зла, наряду с раем как царством добра, и принципиально зло подчиняется добру то как часть добра, которая по ограниченности сознания представляется злом, то как недостаточная раскрытость добра, то как призрачное, кажущееся.
У людей была непреодолимая склонность к
монистическим и тоталитарным системам.
Царство Кесаря не хочет признать нейтральных сфер, оно мыслится
монистическим.
В таком чисто
монистическом, монофизитском религиозном сознании не может быть пророчеств о новой жизни, новой мировой эпохе, о новой земле и новом небе, нет исканий нового града, столь характерных для славянства.
Это последний предел освобожденной и очищенной духовности, и он совершенно невыразим ни в какой
монистической системе.
Гуманизм XIX века гораздо более
монистический, в нем окончательно побеждает душа рациональная и позитивистическая.
Поэтому даже гениальные
монистические системы заключают в себе что-то наивное.
Немецкая
монистическая организация, немецкий порядок не допускают апокалиптических переживаний, не терпят ощущений наступления конца старого мира, они закрепляют этот мир в плохой бесконечности.
Такого рода
монистические течения мне чужды, потому что проблема личности и личной судьбы для меня всегда была центральна.
Это есть великая тайна духовной жизни, которая насилуется всякой
монистической мыслью и не может быть в ней изречена.
Таковы
монистические системы.
Это понимал Экхарт, несмотря на свой
монистический уклон.
Монистическое насильничество есть и в право-теократических и в лево-социалистических направлениях.
Синонимы к слову «монистический»
Предложения со словом «монистический»
- В рамках монистической теории существует концепция примата международного права над внутригосударственным правом и концепция примата внутригосударственного права над международным правом.
- Суть монистического подхода заключается в том, что его представители выделяют торговое право в самостоятельную отрасль.
- Однако на этой конкретной абстракции не удалось построить монистической концепции познания, не удалось дать позитивного решения жизненной драмы личности.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «монистический»
Что (кто) бывает «монистическим»
Значение слова «монистический»
Дополнительно