Цитаты из русской классики со словом «коллективизм»

Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт.
Если бы не превращение коммунизма в предельный коллективизм, не оставляющий места ни для каких индивидуализаций, то я бы предпочел слово «коммунизм», я бы защищал религиозный и аристократический (не в социальном, а в классическом смысле слова) коммунизм.
Это есть соблазн индивидуализма и противоположный соблазн космического и социального коллективизма.
Все дозволено во имя безграничной свободы сверхчеловека (крайний индивидуализм) или во имя безграничного равенства человечества (крайний коллективизм).
С традиционно-русским характером коммунизма связаны и его положительные и отрицательные стороны: с одной стороны, искание царства Божьего и целостной правды, способность к жертве и отсутствие буржуазности, с другой стороны, абсолютизация государства и деспотизм, слабое сознание прав человека и опасность безликого коллективизма.
Но коллективизм есть в русском народничестве, левом и правом, в русских религиозных и социальных течениях, в типе русского христианства.
Террор социальности, власть общества царят над человеком почти во всю его историю и восходят к первобытному коллективизму.
Когда такому келейно-общественному искусству противопоставляется идеал искусства «соборного», то при этом имеется в виду отнюдь не новая форма эстетического коллективизма, или дальнейшая ступень социализации искусства, но совсем иное понимание его природы и задач.
А правительство всячески душит эти глубоко народные формы коллективизма, теряет возможности, которые никогда уже больше не смогут повториться, и насаждает у нас капитализм, грозящий ввергнуть Россию в те же бедствия пауперизма, от каких погибает Западная Европа.
Он — враг индивидуализма, сторонник религиозного и социального коллективизма, братства людей.
Коллективизм означает отношение человека к человеку через его отношение к коллективной реальности или псевдореальности, к объективированному обществу, стоящему над человеком.
Коллективизм всегда авторитарен, в нем центр сознания и совести помещен вне личности в массовых, коллективных социальных группировках, например в войске, в тоталитарных партиях.
Оно может принимать формы прельщения эротико-сексуального (Розанов, Лавренс), национально-народного (мистика народничества), теллургического прельщения земли и прельщения крови, расы, родовой жизни (возврат к земле, расизм), прельщения коллективно-социального (мистика коллективизма, коммунизм).
С него началась эра «проклятых вопросов», эра углубленной «психологии», эра подпольного и бунтующего индивидуализма, отщепившегося от всякого устойчивого быта, и предвиденного им противоположного полюса — бунтующего безликого коллективизма.
О различии между социализмом и коммунизмом будет сказано по существу ниже, в главе о коллективизме и марксизме.
Он изобличает антихристову ложь безликого и бесчеловеческого коллективизма, лжесоборность религии социализма.
Это есть жажда слияния с материнским космическим лоном, с матерью-землей, с безликой стихией, освобождающей от боли и ограниченности личного существования, или с безликим коллективизмом, национальным и социальным, преодолевающим раздельное, индивидуальное существование.
С этим связано принципиальное различие между соборностью и коллективизмом.
Именно первая тенденция создает ложную тоталитарную религию, религию авторитарного коллективизма.
Одинаково ложен изолированный индивидуализм и механический производственный коллективизм.
Коллективизм существовал в исторических объективациях религий, отдельно и в православии и в католичестве.
Прельщение и рабство коллективизма есть не что иное, как перенесение духовной общности, коммюнотарности, универсальности с субъекта на объект, объективации или частичных функций человеческой жизни, или всей человеческой жизни.
Он соответствовал отсутствию в русском народе римских понятий о собственности и буржуазных добродетелях, соответствовал русскому коллективизму, имевшему религиозные корни.
Капитализм создал пролетаризованные массы, которые, по несчастью своему, склонны к коллективизму вместо коммюнотарности.
Это есть наследие и пережиток первобытного коллективизма, до пробуждения духа и личности.
В следующей главе будет речь о глубоком различии между идеей религиозной соборности и социалистической идеей коллективизма.
Россия в массе своей исповедовала религию родовой плоти, а не религию духа, смешивала родовой, природный коллективизм с коллективизмом духовным, сверхприродным.
По-видимому, слово «коллективизм» было впервые употреблено на Базельском социалистическом конгрессе (1869) в противоположность этатическому социализму марксизма.
Оригинальность современного коллективизма заключается лишь в том, что он хочет произвести универсальную, всеобщую коллективную совесть, мнение, мышление и оценку людей, а не проявление разнообразных группировок.
Это есть метафизика коллективистическая, прельщение и соблазн коллективизма.
Прельщение и рабство коллективизма означает, что социальное выброшено вовне, и человеку представляется, что он часть этого выброшенного вовне социального.
Коллектив начинает играть роль церкви, с той разницей, что церковь все-таки признавала ценность личности и существование личной совести, коллективизм же требует окончательно экстериоризации совести и перенесения её на органы коллектива.
Коллективизм есть всегда одержимость ложной идеей отвлеченного единства и тоталитаризма.
Ложь коллективизма, натурализма или социализма, в которых исчезает личность и образ человека, может порождать разнообразные формы мистики.
В этом отношении совершенно ложна метафизика коллективизма, которая в социальном коллективе видит реальность, стоящую над человеком.
Русская литература и русская мысль свидетельствуют о том, что в императорской России не было единой целостной культуры, что был разрыв между культурным слоем и народом, что старый режим не имел моральной опоры. Культурных консервативных идей и сил в России не было. Все мечтали о преодолении раскола и разрыва в той или иной форме коллективизма. Все шло к революции.
Религиозное народничество Достоевского было соблазном коллективизма, парализующего начало личной ответственности, личной духовной дисциплины.
Для победы над прельщением и рабством коллективизма, над новым социальным рабством необходимо уменьшить дань субъекта миру объектности.
Но он выходит за пределы славянофилов, и в нем есть совершенно революционные элементы — активность человека, коллективизм, определяющее значение труда, хозяйственность, высокая оценка позитивной науки и техники.
Коллективизм глубоко противоположен пониманию социализма, как превращения человека из объекта в субъект, он именно имеет тенденцию превращать человеческую личность в объект.
В то время как соборность означает высокую качественность сознания, коллективизм означает объективирующую консолидацию подсознательного, которое всегда играло огромную роль в исторических проявлениях коллективизма.
Сейчас коллективизм почти отождествляется с коммунизмом.
Коллективизм всегда утверждается через насилие над человеческой личностью.
Современный коллективизм в значительной степени результат безличного, анонимного характера капитализма.
Коллективизм всегда значит, что нет настоящей коммюнотарности, общности, что для организации общества нужно создать фиктивную реальность коллектива, от которого исходят руководства и приказы.
Мужественная любовь есть выход из натуралистической зависимости, из родовой погруженности в стихийный первородный коллективизм.
Коллективизм не может быть не авторитарным, он не может допустить свободы в общении.
Иерархизм есть объективация, и он покоится на оптимистическом коллективизме, который свойствен был всем человеческим обществам.
Борьба коллективизма против индивидуализма представляет собой настоящую мистификацию.
В атмосфере любви церковной, в переживании таинств церковных совершается это преодоление нашей обособленности, а коллективизм уже не закрывает соборности.
 

Предложения со словом «коллективизм»

Значение слова «коллективизм»

  • КОЛЛЕКТИВИ́ЗМ, -а, м. Общность, коллективное начало как принцип общественной жизни и деятельности людей, противоположный индивидуализму. Воспитание в духе коллективизма. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова КОЛЛЕКТИВИЗМ

Афоризмы русских писателей со словом «коллективизм»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «коллективизм»

КОЛЛЕКТИВИ́ЗМ, -а, м. Общность, коллективное начало как принцип общественной жизни и деятельности людей, противоположный индивидуализму. Воспитание в духе коллективизма.

Все значения слова «коллективизм»

Предложения со словом «коллективизм»

  • – Безупречной технике и сыгранности гостей мы должны противопоставить максимальную скорость, высокий дух коллективизма, предельную манёвренность в атаке и подлинную неприступность в обороне.

  • Кроме этого, она помогает выработать у детей чувство коллективизма и учит работать в соприкосновении с другими игроками.

  • Важнейшими принципами, которые раскрывают сущность морали, являются принципы коллективизма и индивидуализма.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «коллективизм»

Каким бывает «коллективизм»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я