Цитаты из русской классики со словом «козак»
— А, это ты, батько!.. — проговорил Терешка, пошатываясь. — А я, батько, в
козаки… запорожец… Чи нэма в вас, тату, горилки?
— А что, паны? — перекликнулся Тарас с оставшимися куренями. — Есть ли еще порох в пороховницах? Не иступились ли сабли? Не утомилась ли козацкая сила? Не погнулись ли
козаки?
— В 17.. году
козаки с татарами осаждали этот монастырь, занятый польскими войсками… Вы знаете, татары были всегда опасными союзниками… Вероятно, осажденным удалось как-нибудь подкупить мирзу, и ночью татары кинулись на
козаков одновременно с поляками. Здесь, около Колодни, произошла в темноте жестокая сеча. Кажется, что татары были разбиты и монастырь все-таки взят, но
козаки потеряли в ночном бою своего атамана.
— Иди ты от меня прочь! Ты, видно, не
козак, а баба! Иди ты от меня, а то как бы с тобой не было худо… А вы что стали, хамово племя? Иль я не пан вам больше? Вот я вам такое покажу, чего и ваши батьки от моих батьков не видали!
Итак, плачьте, великовельможные, плачьте, вельможные, плачьте, благородные, плачьте, подлые, плачьте, старшина, плачьте,
козаки, плачь, гетьманщина, плачь, Россия, плачь, вселенная!
Прочие
козаки толковали о панах и о том, отчего на небе светит месяц.
— Нетовщина — еретичество самое горькое, в нем — один разум, а бога нет! Вон в
козаках, чу, ничего уж и не почитают, окромя библии, а библия — это от немцев саратовских, от Лютора, о коем сказано: «Имя себе прилично сочета: воистину бо — Лютор, иже лют глаголется, люте бо, любо люто!» Называются нетовцы шалапутами, а также штундой, и все это — от Запада, от тамошних еретиков.
Как лежит
козак убит
В стороне немилой,
И ракита говорит
Над его могилой!
Так же, как и в
козаке, на левом плече и около кисти были разрывы…
Они завели обыкновение входить в господские леса, как в свои собственные, наделывали множество саней и продавали их на ближней ярмарке; кроме того, все толстые дубы они продавали на сруб для мельниц соседним
козакам.
— Дело
козака Бокитька о краденой корове.
Лодка причалила, и вышел из нее колдун. Невесел он; ему горька тризна, которую свершили
козаки над убитым своим паном. Не мало поплатились ляхи: сорок четыре пана со всею сбруею и жупанами да тридцать три холопа изрублены в куски; а остальных вместе с конями угнали в плен продать татарам.
Оглянулись
козаки, а уж там, сбоку,
козак Метелыця угощает ляхов, шеломя того и другого; а уж там, с другого, напирает с своими атаман Невылычкий; а у возов ворочает врага и бьется Закрутыгуба; а у дальних возов третий Пысаренко отогнал уже целую ватагу. А уж там, у других возов, схватились и бьются на самых возах.
— А что, паны? — сказал Тарас, перекликнувшись с куренными. — Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли
козаки?
— Что, паны? — перекликнулся атаман Тарас, проехавши впереди всех. — Есть ли еще порох в пороховницах? Крепка ли еще козацкая сила? Не гнутся ли еще
козаки?
— Скажи епископу от меня и от всех запорожцев, — сказал кошевой, — чтобы он ничего не боялся. Это
козаки еще только зажигают и раскуривают свои трубки.
Уже очищается двор, уже начали разбегаться ляхи; уже обдирают
козаки с убитых золотые жупаны и богатую сбрую; уже пан Данило сбирается в погоню, и взглянул, чтобы созвать своих… и весь закипел от ярости: ему показался Катеринин отец.
— Что ж мы, ребята, за холопья? Разве мы не такого роду, как и он? Мы, слава богу, вольные
козаки! Покажем ему, хлопцы, что мы вольные
козаки!
Не час, не другой бьются ляхи и
козаки.
Много
козаков обкосилось и обжалось; много
козаков, поразгульнее других, и в поход потянулось.
— Где ты, батьку? Ищут тебя
козаки. Уж убит куренной атаман Невылычкий, Задорожний убит, Черевиченко убит. Но стоят
козаки, не хотят умирать, не увидев тебя в очи; хотят, чтобы взглянул ты на них перед смертным часом!
К своим —
козак спит, а запорожца нет.
— Бачь, як разщирився мой
козак… го!.. — радовался Ковальчук, заглядывая в двери. — Запорожец, кажу бисова сына… Гей, Терешка!.. А батька не побачив, бисова дитына?
И вывели на вал скрученных веревками запорожцев. Впереди их был куренной атаман Хлиб, без шаровар и верхнего убранства, — так, как схватили его хмельного. И потупил в землю голову атаман, стыдясь наготы своей перед своими же
козаками и того, что попал в плен, как собака, сонный. В одну ночь поседела крепкая голова его.
Следом за ними выехал и Демид Попович, коренастый
козак, уже давно маячивший на Сечи, бывший под Адрианополем и много натерпевшийся на веку своем: горел в огне и прибежал на Сечь с обсмаленною, почерневшею головою и выгоревшими усами.
Сам с своими
козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары [Комиссары — польские сборщики податей.] не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства.
Один только
козак, Максим Голодуха, вырвался дорогою из татарских рук, заколол мирзу, отвязал у него мешок с цехинами и на татарском коне, в татарской одежде полтора дни и две ночи уходил от погони, загнал насмерть коня, пересел дорогою на другого, загнал и того, и уже на третьем приехал в запорожский табор, разведав на дороге, что запорожцы были под Дубной.
Из Сечи пришла весть, что татары во время отлучки
козаков ограбили в ней все, вырыли скарб, который втайне держали
козаки под землею, избили и забрали в плен всех, которые оставались, и со всеми забранными стадами и табунами направили путь прямо к Перекопу.
Отвсюду поднялись
козаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов.
— Достанет еще, батько, пороху! Годятся еще сабли; не утомилась козацкая сила; не погнулись еще
козаки!
Остап тут же, у его же седла, отвязал шелковый шнур, который возил с собою хорунжий для вязания пленных, и его же шнуром связал его по рукам в по ногам, прицепил конец веревки к седлу и поволок его через поле, сзывая громко всех
козаков Уманского куреня, чтобы шли отдать последнюю честь атаману.
— На коня, Остап! — сказал Тарас и спешил, чтобы застать еще
козаков, чтобы поглядеть еще на них и чтобы они взглянули перед смертью на своего атамана.
И тут-то более всего пробовали себя наши молодые
козаки, чуждавшиеся грабительства, корысти и бессильного неприятеля, горевшие желанием показать себя перед старыми, померяться один на один с бойким и хвастливым ляхом, красовавшимся на горделивом коне, с летавшими по ветру откидными рукавами епанчи.
Как собаку, за шеяку повелю его присмыкнуть до обозу, кто бы он ни был, хоть бы наидоблестнейший
козак изо всего войска.
Немало было также сильно и сильно добрых
козаков между теми, которые захотели остаться: куренные Демытрович, Кукубенко, Вертыхвист, Балабан, Бульбенко Остап.
Дать на опохмел всем по чарке и по хлебу на
козака!
Это и не прощание
козака с милой, не удалой набег, не экспедиция в чайках по синему морю и Дунаю.
Но не такие были
козаки, чтобы поддаться на то: знали они уже, что такое польская клятва.
Козаки вновь отступили, готовясь идти к таборам, а на городском валу вновь показались ляхи, уже с изорванными епанчами. Запеклася кровь на многих дорогих кафтанах, и пылью покрылися красивые медные шапки.
Коли,
козак! гуляй,
козак! но оглянись назад: нечестивые ляхи зажигают уже хаты и угоняют напуганный скот.
Все сбились и растерялись ляхи, и приободрились
козаки.
Выбрали бы его в кошевые, да был совсем чудной
козак.
Монах тоже несколько отступил назад, увидев запорожского
козака, но слово, невнятно произнесенное татаркою, его успокоило.
Тарас видел еще издали, что беда будет всему Незамайковскому и Стебликивскому куреню, и вскрикнул зычно: «Выбирайтесь скорей из-за возов, и садись всякий на коня!» Но не поспели бы сделать то и другое
козаки, если бы Остап не ударил в самую середину; выбил фитили у шести пушкарей, у четырех только не мог выбить: отогнали его назад ляхи.
Тогда выступило из средины народа четверо самых старых, седоусых и седочупринных
козаков (слишком старых не было на Сечи, ибо никто из запорожцев не умирал своею смертью) и, взявши каждый в руки земли, которая на ту пору от бывшего дождя растворилась в грязь, положили ее ему на голову.
Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных
козаков (которым, не мешает, между прочим, заметить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и
козак Корний Чуб, и
козак Касьян Свербыгуз.
Крепко курнули
козаки его и прокурили свою долю.
Живет немалолюдный народ венгерский; ездит на конях, рубится и пьет не хуже
козака; а за конную сбрую и дорогие кафтаны не скупится вынимать из кармана червонцы.
И много уже показал боярской богатырской удали: двух запорожцев разрубил надвое; Федора Коржа, доброго
козака, опрокинул вместе с конем, выстрелил по коню и
козака достал из-за коня копьем; многим отнес головы и руки и повалил
козака Кобиту, вогнавши ему пулю в висок.
Два
козака выехало вперед из запорожских рядов.
Ассоциации к слову «козак»
Предложения со словом «козак»
- Легенда о самостийности и неподкупности запорожских козаков остаётся легендой.
- Но главною обязанностью гнездюков было кормить сичевых козаков.
- Невысокие у него хоромы; хата на вид как у простых козаков, и в ней одна светлица…
- (все предложения)
Сочетаемость слова «козак»
Дополнительно