Цитаты из русской классики со словом «классицизм»

Человеческое творчество подчинено ритму, изменяющему творческую направленность: классицизм сменяется романтизмом, романтизм сменяется реализмом, реализм сменяется классической реакцией, классическая реакция вызывает восстание субъективности и т. д.
Остроту мы чувствуем в возникающих революционных течениях, в первых столкновениях романтизма с классицизмом, в новых течениях в искусстве, в новых освободительных моральных идеях, в возникающих школах, в борьбе за духовную реформацию.
Это пленение объективацией происходит в исторической Церкви как социальном институте у книжников и фарисеев, в застывших ортодоксиях, в государстве, организующем дух, в законническом морализме, в формальном искусстве, претендующем на классицизм, в духе академичности, организующей и нормирующей познание, в законнической семье, подавляющей любовь, и т. п.
И в великом, гениальном искусстве XIX века, условно именуемом реалистическим, можно открыть и вечный классицизм, и вечный романтизм.
Нужно стать по ту сторону романтизма и классицизма, натурализма и рационализма.
Великая русская литература стоит по ту сторону европейского классицизма и романтизма.
В этих словах намечается уже религиозная драма, пережитая Гоголем. Лермонтов не был ренессансным человеком, как был Пушкин и, может быть, один лишь Пушкин, да и то не вполне. Русская литература пережила влияние романтизма, который есть явление западноевропейское. Но по-настоящему у нас не было ни романтизма, ни классицизма. У нас происходил все более и более поворот к религиозному реализму.
Человечество вошло в такую эпоху совершеннолетия, что просто смешно сделалось притязание обратить его в классицизм или романтизм.
Во-первых, главного правила классицизма — единства содержания, в ней не существует; а без этого, батюшка, всякая комедия, как тело без души.
Лейкин писал Л. Н. Трефолеву: «Литературу так сжали, что и гимназист является в некотором роде запретным плодом, особенно гимназист, страдающий от излюбленного классицизма» (ЦГАЛИ, ф. 507, оп. 1, ед. хр. 201).] или на педагогических советах, его мучают разные несообразные и неразрешимые вопросы.
Москва до небес восхваляла порядки и метод обучения этого юного детища московских отцов классицизма, и Татьяна Александровна Савина была, конечно, сторонницей этого учебного заведения.
Говорили о слабости русских характеров, о недостатке твердости в некоторых органах власти, о классицизме и о евреях.
Мы не только горячо говорили, но горячо чувствовали. Борьба романтизма с классицизмом, движение, возбужденное Белинским, Луи Блан, Жорж Занд — все это увлекало нас и увлекало совершенно искренно. Нас трогали идеи 48 года; конечно, не сущность их, а женерозность, гуманность… «Alea jacta est la grandeur d'ame est a l'ordre du jour» Жребий брошен, время требует величия души! — восклицали мы вслух с Ламартином.
Сверх того, как мы ни стараемся о насаждении классицизма, но русский культурный человек в деле знакомства с древними классиками и ныне едва ли идет дальше басен Федра, иметь которые в качестве настольной книги несколько, впрочем, совестно.
В то время взгляд на классицизм был особенный: всякий, кто обнаруживал вкус к женскому полу и притом знал, что Венера инде называется Афродитою, тем самым уже приобретал право на наименование классика.
— Ну! вы опять заспорите о классицизме и романтизме, — вторично перебила его Зинаида. — Давайте лучше играть…
В грамматике, на место скучных правил,
Мне виделся все тот же милый лик;
Без счету мне нули наставник ставил, —
Их получать я, наконец, привык,
Прилежностью себя я не прославил
И лишь поздней добился и постиг,
В чем состоят спряжения красоты.
О классицизм, даешься не легко ты!
— Не знаю, могут ли мыслящие люди служить затхлому классицизму!
По крайней мере и я в классицизм вступил, — захохотал вдруг Митя.
К тому же, на несчастье путешественника, он будучи рьяным врагом классицизма, не знал тоже никаких и новых языков и мог говорить только на своем родном.
Но здесь с победою поздравим
Татьяну милую мою
И в сторону свой путь направим,
Чтоб не забыть, о ком пою…
Да кстати, здесь о том два слова:
Пою приятеля младого
И множество его причуд.
Благослови мой долгий труд,
О ты, эпическая муза!
И, верный посох мне вручив,
Не дай блуждать мне вкось и вкрив.
Довольно. С плеч долой обуза!
Я классицизму отдал честь:
Хоть поздно, а вступленье есть.
Классицизм и романтизм относятся не только к искусству и к эстетической чувствительности, но и к целому душевному типу и миросозерцанию.
Различие классицизма и романтизма в искусстве относительно и условно.
Вся русская литература XIX века находится вне классицизма и романтизма, она реалистична в глубинном смысле слова, и она свидетельствует о борении духа субъекта-человека, о трагедии творчества, исходящего в объективацию, она ищет высшей творческой жизни.
Классицизм и романтизм я здесь беру не как эстетические, литературные категории, а гораздо шире, как мировые, метафизические категории, распространяемые на все сферы творчества, и на познание, и на нравственную жизнь, и на все.
В этом отношении характерны были томизм в католичестве, бартианство в протестантизме, тяга к классицизму в искусстве, искание повсюду объективного порядка, отталкивание от субъективности, создающей беспорядок.
В романтизме — тоска по восхождению бытия; в классицизме — отречение от всякого бытия.
Категории классицизма и романтизма особенно не применимы к русской литературе.
Романтическая творческая тоска глубоко связана с христианским чувством жизни, с христианской потусторонностью [Интересные мысли о романтизме и классицизме можно найти в книжке Жуссэна «Романтизм и эволюция творчества», написанной в духе философии Бергсона.
В классицизме есть консервативная, задерживающая инертность, в романтизме — революционное, творческое движение.
Есть рабство классицизма, и есть рабство романтизма.
Классицизм задерживает наступление творческой мировой эпохи, заковывает человека в имманентной завершенности, мешает его порывам к иному бытию.
Античный классицизм вырождается в мертвый академизм.
Это тема и вечной распри классицизма и романтизма, которая идет в глубь веков.
Классицизм связан с имманентной замкнутостью; романтизм — с трансцендентным прорывом.
Классицизм критической гносеологии, как и всякий ныне классицизм, задерживает переход к творческой эпохе, мешает самосознанию человека как творца.
Реализм не стремится, подобно классицизму, к достижению ценности красоты здесь, имманентно, он послушен не канону-закону, как классицизм, а действительности, мировой данности.
С такого рода пониманием смысла творчества связаны были мои симпатии к романтизму и несимпатии к классицизму, хотя эти понятия я считаю условными.
Но истинный путь лежит от наивного реализма, иногда принимающего форму классицизма, через символизм к подлинному реализму.
Классицизм всегда серединен, романтизм — конечен, не по осуществлению, но по устремлению своему.
Но необходимо различать послушание классицизма, создающее имманентную ценность красоты, от послушания реализма, пассивно отражающего мир.
Критическая гносеология есть по существу своему узаконение классицизма и отвержение романтизма.
В романтизме — здоровый дух жизни; в классицизме — болезненный дух отказа от жизни.
Самая проблема романтизма и классицизма, играющая такую роль во французском сознании, представляется мне преувеличенной и неверно поставленной.
Классицизм весь в дотворческой эпохе, он в законе, он норма для греховной, не искупленной природы.
Опрокидываются нормы классицизма, по которым должны созидаться прекрасное искусство, истинная философия, справедливая общественность.
Классицизм в своей последовательности во всех сферах бесчеловечен по своему принципу, он хочет внечеловеческого царства в искусстве, в философии, в государстве и обществе.
Классицизм можно называть достижением совершенства в творческом акте, и в этом смысле смешно было бы восставать против классического.
Классицизм в творчестве есть совершенная объективация, исход духа в конечном, в конечном, достигающем совершенства.
Эпоха неестественного классицизма и галломании, на время прикрывшая национальные элементы, не могла произвести важного влияния: эта литература не имела отголоска в народе.
 

Предложения со словом «классицизм»

Значение слова «классицизм»

  • КЛАССИЦИ́ЗМ, -а, м. 1. Направление в литературе и искусстве 17 — начала 19 вв., характерной особенностью которого было обращение к образам и формам античного искусства как наиболее совершенным. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова КЛАССИЦИЗМ

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «классицизм»

КЛАССИЦИ́ЗМ, -а, м. 1. Направление в литературе и искусстве 17 — начала 19 вв., характерной особенностью которого было обращение к образам и формам античного искусства как наиболее совершенным.

Все значения слова «классицизм»

Предложения со словом «классицизм»

  • Для русских либералов господствовавшие тогда в архитектуре стили классицизм и ампир становятся воплощением николаевского полицейского государства, в котором не было места ничему новому, свободному и естественному.

  • Так, в XVIII веке нужды светского, ежегодно отмечавшегося праздника удовлетворяла ода – ведущий ораторский жанр русской поэзии эпохи классицизма.

  • Построенная в стиле русского классицизма, она, словно вековой дуб, была оплотом барской власти и спокойствия.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «классицизм»

Ассоциации к слову «классицизм»

Каким бывает «классицизм»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я